Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:44, курсовая работа
Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и в российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола. Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений показывают, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях.
Введение.
Глава 1. Анализ литературы по проблемам исследования полоролевого (гендерного воспитания)
1.1. Характеристика основных понятий темы
1.2. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.
1.4. Задачи, содержание и методы поло-ролевого воспитания в дошкольных возрастах
1.5.Особенности физического воспитания и развития мальчиков и девочек и гендерного воспитания дошкольников
Глава 2. Практическая деятельность (эксперименты)
Методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте.
Заключение
Список литературы
Мальчишескую двигательную активность отличают: простота, угловатость; силовой, атлетический стиль; четкая целенаправленность; отсутствие вычурности, эстетической завершенности; элементы атаки, нападения, преследования. Движения девочек чаще всего бывают: пластичными, плавными; вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами); с элементами боязни, пассивности; более связанными с музыкой, танцами; в преобладающем «координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков.
К сожалению, фактически не
одно методическое пособие для педагогов
детского сада не содержит рекомендации
по дифференцированному
Наряду с такими видами физкультурных занятий, как учебные, игровые, сюжетные, тренирующие, мы проводим и полоролевые в старшем дошкольном возрасте. Структура таких занятий обычна, а вот содержание имеет серьезные отличия. Одним из ведущих принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различный тон, различную направленность. Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Этот подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку на время проведения физкультурного занятия. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление понимания половой принадлежности «Я - девочка», «Я - мальчик», развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка.
На таких занятиях используем следующие методические приемы для учета половых особенностей дошкольников:
1. Различия в подборе
упражнений только для
2. Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз).
3. Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).
4. Различия в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).
5. Различия в обучении сложным двигательным движениям (существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам). Это требует от специалиста по физическому воспитанию разных методических подходов: например, разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т.п.
6. Пространственные ориентировки
(например, мальчикам отдается большая
часть зала по сравнению с
девочками, т.к. для них
7. Распределение ролей
в подвижных играх (например, мальчики
– медведи, а девочки – пчелки)
8. Различия в требованиях
к качеству выполнения заданий
(девочкам и мальчикам мы
9. Расстановка и уборка
снарядов (девочки всегда расставляют
и убирают только мелкий, легкий
инвентарь, а мальчики
10. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».).
11. Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.
12. В работе с девочками
чаще прибегаем к образцу,
13. Учет сензитивных этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений. Например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики – на седьмом году жизни.
14. Использование условных
обозначений на карточках,
15. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
На физкультурных праздниках
используем показательные выступления,
на которых мальчики демонстрируют
свое мастерство в силе, ловкости, быстроте,
а девочки состязаются в
Развитию силы рук и
мышц плечевого пояса способствуют
подтягивания на высокой и низкой
перекладине. Упражнения на высокой
перекладине рекомендуется
Следует помнить, что необходимо
учитывать не только половые, но и
индивидуальные особенности, склонности
и интересы детей, так как иногда
девочки проявляют способности
к упражнениям с видимой «
Воспитатель должен научиться видеть в детях мальчиков и девочек и дифференцировать педагогический процесс в соответствии с этим. Учитывая эту разделительную тенденцию, мы проводим тематические игры с подгруппами детей. Для мальчиков: «Отважные путешественники», «Охотники», «Юные матросы», «Разведчики», «Строители». Для девочек: «Из жизни цветов», «Хозяюшки», «Кошечки», «Кукольный магазин», «Танцуют все» и др. Подобный подход мы учитываем и в подвижных играх: например, для мальчиков «Водолазы», «Пожарные», «Автогонщики». Для девочек: «Пчелки», «Бабочки», «Рыбки», и т.д.
В нашем дошкольном учреждении ведется работа по оснащению двигательных центров в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Мы стараемся максимально учесть их интересы.
В своей работе мы
стремимся найти рациональные
формы организации жизни детей
в дошкольном учреждении, обеспечить
и мальчикам, и девочкам
Глава 2. Практическая деятельность (эксперименты)
Практический материал 2 главы был собран на базе муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «детский сад «Теремок» пос. Красногвардеец Бузулукского района. МДОБУ «детский сад «Теремок» организовано в феврале 1985 года. В детском саду функционирует 8 групп: 2 группы для детей раннего возраста (от 2 до 3 лет), 2 средние группы, 2 старшие группы и 2 подготовительные группы. В ДОУ реализуются основная образовательная программа разработанная в ДОУ на основе примерной программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой
Организация гендерного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста, осуществлялась в старшей группе № 2. Экспериментальная группа состояла из 20 детей в возрасте от 5 до 6лет. Практическое изучение педагогического процесса началось с наблюдения за детьми во время НОД и в процессе их самостоятельной деятельности.
Наблюдение сопровождалось беседой с некоторыми из детей. В данной группе наблюдение шло один день.
В целом картина реализации гендерного подхода в детском саду примерно одинаковая. При поло-ролевом разделении детей акцент воспитателем делается на то, что мальчики – будущие мужчины – сильные, смелые, неэмоциональные, а девочки – будущие женщины – спокойные, послушные и т.д. Это отражается и в играх детей, что можно подтвердить следующим примером:
Абоимов Андрей: «…когда они вместе играют в «дочки-матери», они говорят мне: «или вообще не играй, или будешь папой!», - и мне приходится быть папой и зарабатывать деньги. А я всегда хотел в этой игре быть братиком, чтобы мне покупали игрушки».
Таким образом, уже дети дошкольного возраста оказываются во власти стереотипов поведения, с которыми так долго и безуспешно борются взрослые: «мужчина должен…». Ещё в самом начале формирования собственной модели поведения в межполовом взаимодействии дети подавляют некоторые свои истинные предпочтения, чтобы следовать данным стереотипам (как мальчики, так и девочки). А это в свою очередь свидетельствует о том, что с детьми необходимо проводить соответствующие беседы и обсуждать такой аспект, как ложные представления о красоте человека – внутренней и внешней.
Имеющиеся знания о взаимоотношениях мужчин и женщин дети стремятся активно применять в реальной жизни, пробовать всё на практике.
Пендюрин Илья: «Недавно у нас с Викой была свадьба на веранде (правда, в чём заключается ритуал свадьбы, он не захотел рассказывать даже по секрету) и теперь она почти (почему-то) моя жена, хоть она и нашла после свадьбы себе какого-то другого мальчика во дворе…»; «С Меньшиковой Олей мы вместе танцуем, и она мне всегда всё уступает. Мы друзья. Если бы она была мальчиком, я бы с ней не дружил, потому что она была бы слабой. Она красивая, потому что у неё волосы как у Пайпер (героини т/с «Зачарованные»)».
Таким образом, данные наблюдения
и беседы подтверждают как важность,
так и недостаточность
Исходя из теоретического анализа проблемы, можно выделить цель и задачи констатирующего эксперимента.
Цель: выявить особенности и условия
полоролевой социализации девочек и мальчиков
5-6 лет в непосредственно-
Задачи:
• выявить представления детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчины и женщины;
• исследовать своеобразие интересов и позицию субъекта девочек и мальчиков в игре;