Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:44, курсовая работа
Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и в российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола. Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений показывают, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях.
Введение.
Глава 1. Анализ литературы по проблемам исследования полоролевого (гендерного воспитания)
1.1. Характеристика основных понятий темы
1.2. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.
1.4. Задачи, содержание и методы поло-ролевого воспитания в дошкольных возрастах
1.5.Особенности физического воспитания и развития мальчиков и девочек и гендерного воспитания дошкольников
Глава 2. Практическая деятельность (эксперименты)
Методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте.
Заключение
Список литературы
• изучить отношение родителей к игре как методу поло-ролевого воспитания.
Диагностические методики: изучения уровня полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста осуществлялось с использованием следующих методик: беседа, тестовые задания, наблюдение.
Метод беседы.
Цель — выявление представлений детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Беседа включает вопросы:
1. Как тебя зовут?
2. Ты мальчик или девочка?
3. Мальчик и девочка — одинаковые или разные?
4. В какие игры играют мальчики, в какие — девочки?
5. С кем интереснее играть — с мальчиками или девочками?
6. Какие девочки (мальчики) тебе нравятся?
7. Когда вырастешь, будешь мамой или папой (тетей или дядей)?
8. Кто в твоей семье самый сильный?
9. Кто в твоей семье самый красивый?
10.Что в семье делают папа и мама?
Ключ: За каждый верный ответ ребенок получает 1 балл. Высокий уровень - 10 баллов, средний уровень – от 9 до 5 баллов, низкий уровень – меньше 5 баллов.
Тестовое задание «Выбор игрушки»
Цель: выявление представлений детей о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению.
Суть эксперимента заключается в том, что мальчикам и девочкам предлагаются различные игрушки (машинки, куклы, посуда, кубики, солдатики, скакалки и пр.). Ребенок должен сначала назвать игрушки, потом разложить их в две коробки: в одну — игрушки для мальчиков, в другую — игрушки для девочек. Свои действия ребенок сопровождает пояснениями.
Ключ. Высокий уровень — ребенок самостоятельно выполняет задание, действия сопровождает пояснениями. Средний уровень – ребенок справляется с заданием с небольшой помощью взрослых, действия частично сопровождает пояснениями. Низкий уровень – ребенку требуется помощь педагога, действия не поясняет.
Тестовое задание «Назови, чьи вещи»
Цель: определение представлений детей о разделении предметов труда и быта взрослых на мамины (папины), мужские (женские) и специфики их использования.
Суть методики: ребенку предлагаются вещи, которые он характеризует как мужские или женские (мамины или папины) и объясняет, почему так считает. Ребенку задают вопрос: «Назови, чьи вещи?». Материалом для эксперимента служат: бритва, галстук, гвоздь, отвертка, молоток, лак для ногтей, бигуди, помада, духи и т.д.
Ключ. Высокий уровень — ребенок самостоятельно выполняет задание, действия сопровождает пояснениями. Средний уровень – ребенок справляется с заданием с небольшой помощью взрослых, действия частично сопровождает пояснениями. Низкий уровень – ребенку требуется помощь педагога, действия не поясняет.
Метод наблюдения.
Цель: выявить реальные действия в НОД, игре, на прогулке, в раздевальной и определить их мужские и женские признаки и качества личности
Показатели полоролевой воспитанности детей младшего дошкольного возраста
Высокий уровень:
Средний уровень:
Низкий уровень:
Таблица 1.Результаты констатирующего эксперимента
№ п/п |
Фамилия имя ребенка |
Беседа |
«Выбор игрушки» |
«Чьи вещи» |
1 |
Абоимоа Андрей |
В |
В |
В |
2 |
Астафьева Вика |
В |
В |
В |
3 |
Василенко Слава |
С |
В |
В |
4 |
Калашников Юра |
С |
В |
В |
5 |
Кувалдин Никита |
С |
С |
С |
6 |
Кандрашкин Данил |
В |
С |
С |
7 |
Коростина Таня |
В |
С |
С |
8 |
Меньшикова Оля |
В |
С |
С |
9 |
Письменная Настя |
В |
С |
С |
10 |
Пендюрин Илья |
С |
С |
В |
11 |
Силова Настя |
С |
В |
В |
12 |
Савин Саша |
Н |
В |
В |
13 |
Смородинова Катя |
С |
В |
С |
14 |
Селихмерьева Поля |
В |
С |
С |
15 |
Старосельцев Илья |
В |
В |
С |
16 |
Тринеева Вероника |
С |
В |
С |
17 |
Чабоненко Павел |
С |
В |
В |
18 |
Чеснокова Вика |
Н |
Н |
С |
19 |
Шамсутдинова Ульяна |
Н |
Н |
С |
20 |
Хачатрян Анна |
Н |
С |
С |
Таблица 2. Сводные результаты констатирующего эксперимента № 1
Количественный показатель |
показатель |
% |
Высокий уровень |
5 |
25 |
Средний уровень |
11 |
55 |
Низкий уровень |
4 |
20 |
Диаграмма 1. Уровень полоролевого воспитания
В наши дни родительская
семья по-прежнему остается важнейшим
институтом социализации дошкольников,
ей принадлежит ведущая роль в
личностном развитии детей дошкольного
возраста. Сказывается, как развитие
системы общественного
Но роль семьи сохраняется. В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других личностей. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальным особенностям личностного развития девочек и мальчиков дают им ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности их личности. Нами, в результате анкетирования родителей было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей – 75 % не знают, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только единицы (25%) имеют небольшие представления, как осуществлять гендерное воспитание младших дошкольников.
Диаграмма 2.Родители о гендерном воспитании
Следующим этапом практического изучения педагогического процесса стал констатирующий эксперимент, уточняющий результаты наблюдения и сопровождавшийся опросом детей и воспитателя. Данный эксперимент включает в себя методы поло-ролевого воспитания, описанные в главе 1, данной работы (коллективное рисование, личный пример взрослого, беседа, работа с пиктограммами).
Ход эксперимента:
Всем детям были розданы одинаковые картинки с цветами. Им было предложено раскрасить их по своему желанию. Данное задание имело своей целью заинтересовать детей, настроить их на коллективную работу и позволить им как можно более внимательно рассмотреть и сравнить пиктограммы. Далее был задан вопрос: «Что нарисовано на картинках?». Последующая беседа разворачивалась исходя из ответов детей и состояла из следующих вопросов экспериментатора:
Примерная формулировка вопросов: |
Примерные ответы детей: |
Что нарисовано на картинках? |
Ромашки (или цветы), которые почему-то улыбаются по-разному. Цветы – мальчик и девочка. |
Почему цветы выглядят по-разному? |
Наверное, просто потому что это красиво. |
Как вы догадались, что это мальчик и девочка? |
У девочки бантик, а у другого цветочка – нет и ствол разный; у них разные лепестки и лица, черты лица. |
Почему цветы держатся за руки? |
Они боятся потеряться. Они брат и сестра. |
Кем лучше быть, мальчиком или девочкой? |
Девочки: девочкой – она выходит замуж и рожает детей. Мальчики: мальчиком – они сильные и много зарабатывают. |
Мальчики, с кем лучше дружить, с мальчиком или девочкой? |
С мальчиками – они не капризные и с ними весело. |
Девочки, с кем лучше дружить, с мальчиком или девочкой? |
С девочками – мальчики всегда бегают и обижают всех, а девочки хорошо себя ведут. |
Мальчики и девочки ведут себя одинаково? Почему? |
--- |
Как должны вести себя мальчики и девочки? |
Хорошо. |
Могут ли они играть в одинаковые игры и с одинаковыми игрушками? |
Да, мы все играем вместе. |
Почему мальчики и девочки ссорятся? |
Потому что мальчики обижают девочек или девочки обижаются на них сами просто так. |
Нужно ли дружить мальчикам и девочкам? |
Нужно. |
Как они должны вести себя друг с другом и с воспитателями? |
Хорошо со всеми. |
Как они должны вести себя со своей семьёй? |
Хорошо (что такое хорошо нигде не уточняется). |
Для чего нужна семья? |
Чтобы рожать детей. Их рожают из живота. |
Откуда появились все мальчики и девочки (откуда берутся дети)? |
В животе у женщины живёт крокодильчик. Когда он умирает от любви, в животе остаётся ребёнок. Потом он подрастает и рождается. |
Как мальчики и девочки должны ухаживать за своим телом? |
Должны ухаживать одинаково (мыть руки, делать зарядку, купаться и пр.). |
18. Бывают ли «мужские и женские профессии»? |
Бывают. Мужские: доктор, пожарный, милиционер. Женские: мед. сестра, продавец, воспитатель, учитель, официантка. |