Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 21:55, курсовая работа
В России в настоящее время гражданское образование находится в центре внимания педагогической общественности. Это связано с изменениями, происходящими в обществе. Формирование гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью - определяют новые требования к отечественной системе образования.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Сущность гражданского образования……………………………………6
Глава 2. Концепции гражданского образования…………………………………10
2.1. Понятие гражданского образования……………………………………….10
2.2.Концепция развития гражданского образования………………………….13
2.3. Курс обществоведения – ядро гражданского образования………………17
2.3.1. Понятие концепции обществоведческого образования………………..17
2.3.2. Концепция обществоведческих курсов………………………………….21
2.3.3.Изучение обществоведения и личный опыт учащихся…..……………...23
2.4. Роль истории в гражданском образовании………………………………..25
2.5. Единство обучения и воспитания………………………………………….29
2.6.Дополнительное образование в системе гражданского воспитания…….31
2.7.Повышение квалификации учителей……………………………………….33
2.8. Системный и институционально - целостный подходы……………...…35
2.9. Гражданское образование – единый комплекс…………………………36
Заключение…………………………………………………………………………41
Список использованной литературы……………………………………………..43
На старшей ступени школы (10-11 классы) упомянутые события и явления рассматриваются с более высокой степенью анализа и обобщения.
Изучение курсов истории в старшей школе дает возможность представить целостную картину того, как возникло и развивалось понятие «гражданин» (гражданин при избирательном характере гражданства в античном мире, переход от категории «подданный» к категории «гражданин» в европейском обществе нового времени, гражданин в переломных событиях и потрясениях новейшей эпохи). Учащиеся могут проследить, какую роль идеи гражданского общества сыграли в истории отдельных стран, человечества в целом.
Роль регионального компонента содержания образования в гражданском образовании и воспитании учащихся.
Развитие Российского
федеративного государства, органически
сочетающее укрепление федеративных принципов
и обеспечение
В свою очередь, изучение регионального компонента содержания образования позволяет успешнее решать задачи гражданского образования и воспитания школьников, формирования у них патриотизма. В современных условиях весьма плодотворной представляется реализация гражданского и нравственного потенциала идеи малой Родины как первого шага в формировании патриотического мироощущения, его «корневой системы», в приобщении к истории и подвигам предков.
Обращение к местному, близкому и понятному учащимся материалу, реализация личностно ориентированного подхода в обучении способствует:
- развитию патриотизма
и гражданственности,
- становлению социальной
ответственности личности
- развитию умений получать
социальную информацию и
- формированию умения
применять полученные в ходе
изучения обществознания
- решению адаптационных
задач социализации личности
в специфических условиях
- решению профориентационных задач в условиях региональной системы образования и рынка рабочей силы.
Особенностями решения задач гражданского образования и воспитания при изучении регионального компонента являются:
- включение в процессе
обучения не только
- проблематизация учения через личностно практически значимые вопросы;
- возможность непосредственного наблюдения учащимися объекта изучения;
- опора на социокультурные
возможности региона при
- активное вовлечение
школьников в практическую
- показ отражения всех сторон жизни российского общества, развития российского государства через типичное и особенное в жизни региона и России; на использование возможностей семейного воспитания при раскрытии местного социально-экономического, политического материала, культурной жизни региона;
- выделение следующих
структурных единиц
2.5.Единство обучения и воспитания.
Воспитание, наряду с обучением, является одной из важнейших составляющих гражданского образования. Обучение и воспитание трансформируют социальный опыт, включающий знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели воспитания человека с активной гражданской позицией.
Формирование гражданского
общества в России требует, чтобы
система образования
Одним из непременных условий подлинно гражданского образования и воспитания является перестройка всей системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму ткань школьной жизни. Иными словами - создание в школе демократического уклада жизни.
В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование. Основная цель социального проектирования - создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетентностей. В отличие от уроков здесь нет жесткого ограничения времени, места приложения сил. Здесь возможна живая практика, с настоящими социально-значимыми результатами, реально влияющими на социальную действительность.
Социальные проекты
дают учащимся возможность связать
и соотнести общие
2.6.Дополнительное образование в системе гражданского воспитания
В выработке качеств гражданина России значительна роль дополнительного образования, которое:
- в единстве с базовым
учебным содержанием,
- имеет одной из
целей развитие и
- использование форм
и средств внеклассной и
Реализация единства базового и дополнительного образования в целях гражданского воспитания способствует сопряжению учебной и внеучебной деятельности: проведение ученических конференций, «круглых столов», ролевых игр, приуроченных по времени с прохождением тех или иных тем учебных предметов; индивидуальные консультации педагогов-предметников, побуждающие школьников к участию в тех формах дополнительного образования, которые отвечают интересам и возможностям ученика.
Немалую роль в формировании гражданского сознания, опирающегося на личный опыт школьников, могут сыграть различные формы ученического самоуправления.
2.7.Повышение квалификации учителей
Становление системы гражданского образования обусловило потребность в новых подходах к повышению квалификации преподавателей. В школах России граждановедческие дисциплины, как правило, преподают учителя истории и обществоведения. В перспективе, вероятно, будет начата подготовка учителей-граждановедов в учреждениях высшего педагогического образования. Вместе с тем уже сегодня в России в условиях начального этапа становления! гражданского общества весьма актуально повышение квалификации педагогических и управленческих кадров в области гражданского образования.
Представляется достаточно очевидным, что развитие системы среднего образования в принципиально новых условиях начала XXI в., ее демократическая направленность возможны при условии эффективного повышения квалификации и переподготовки педагогов (причем не только педагогов-обществоведов) в области гражданского образования. От этого во многом зависит перспектива демократического развития России.
Программа повышения
квалификации и переподготовки управленческих
и педагогических кадров в области
гражданского образования должна включать
следующие структурно-
1) понятие и сущность гражданского образования, его ценностные, содержательные и структурные компоненты; воспитательный, развивающий и интегративный потенциал гражданского образования, гражданин как нравственно-правовое понятие и гражданственность как интегративное качество личности;
2) основные тенденции развития гражданского образования в мировой практике;
3) цели и задачи
гражданского образования в
4) основные концептуальные
модели (формы) гражданского
а) предметно-тематическая моделъ (введение в систему общего образования новых учебных курсов граждано-ведческого характера, обновление содержания социально-гуманитарного образования, экспериментальное введение новых учебных курсов (модулей) граждановедческого характера);
б) надпредметная, ценностная модель (актуализация педагогическими средствами в процессе образования ценностей гражданско-патриотического характера, иной смысловой контекст общего образования);
в) институциональная модель (моделирование жизни образовательного учреждения по сценариям гражданского общества и направленность на формирование гражданской культуры - школьное самоуправление, формирование демократического уклада школьной жизни, создание в школе правового пространства);
г) проектная модель (участие педагогического и ученического коллективов в осмыслении и решении общественно значимых проблем своего города или населенного пункта);
5) теоретические основания
гражданского образования:
6) формы и приемы
работы преподавателей
7) новые информационные
технологии в системе
2.8.Системный подход и институционно - целостный подходы.
Информация о работе Гражданское образование: цели, задачи, концепции