Гражданское образование: цели, задачи, концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

В России в настоящее время гражданское образование находится в центре внимания педагогической общественности. Это связано с изменениями, происходящими в обществе. Формирование гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью - определяют новые требования к отечественной системе образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Сущность гражданского образования……………………………………6
Глава 2. Концепции гражданского образования…………………………………10
2.1. Понятие гражданского образования……………………………………….10
2.2.Концепция развития гражданского образования………………………….13
2.3. Курс обществоведения – ядро гражданского образования………………17
2.3.1. Понятие концепции обществоведческого образования………………..17
2.3.2. Концепция обществоведческих курсов………………………………….21
2.3.3.Изучение обществоведения и личный опыт учащихся…..……………...23
2.4. Роль истории в гражданском образовании………………………………..25
2.5. Единство обучения и воспитания………………………………………….29
2.6.Дополнительное образование в системе гражданского воспитания…….31
2.7.Повышение квалификации учителей……………………………………….33
2.8. Системный и институционально - целостный подходы……………...…35
2.9. Гражданское образование – единый комплекс…………………………36
Заключение…………………………………………………………………………41
Список использованной литературы……………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА, ТиМОП.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

 

- Системный подход.Сторонники системного подхода считают, что гражданское образование  - это личностно-ориентированное образование, направленное на развитие социальных свойств школьника. Гражданское образование предполагает изменение уклада школьной жизни, создание правового пространства школы. Примерами такой деятельности являются школа «Самоопределения» (Москва),  школа «Универс».

  • Институционально-ценностный подход. Гражданское образование рассматривается как система воспитания и образования детей и взрослых, включая официальное и неформальное образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.9. Гражданское образование – единый комплекс.

Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством  организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной  и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.

Главная цель гражданского образования  – воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.

Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени:

  • На первой ступени (начальная школа):

-закладываются основные моральные  ценности, нормы поведения, начинается  формирование личности осознающей  себя частью общества и гражданином  своего Отечества;

- развиваются коммуникативные способности, творческий потенциал.

Курс начальной школы  «Окружающий мир» знакомит младших школьников с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории Российского государства.

Уроки русского языка  и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Они позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории и языку, формируют осознанное патриотическое чувство.

   Вторая ступень  (основная школа):

  • Продолжается формирование системы ценностей и установок поведения подростка;
  • формируется уважение к закону, праву, правам других людей, ответственность перед обществом.

Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах и, в первую очередь, в дисциплинах гуманитарного и естественнонаучного циклов.

Интегрированные курсы  граждановедения, обществоведения позволяют     учащимся  усвоить обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях    человека к природе, обществу, самому себе, другим людям;  об основных     областях общественной жизни (экономике, политике, праве, социальных     отношениях, духовной культуре).  На этих уроках подростки приобретают опыт     освоения основных социальных ролей  (члена семьи, избирателя, собственника,     потребителя и т.д.), у них формируется уважительное отношение к иному      мнению, толерантность, нетерпимое отношение к ксенофобии, этнофобии     шовинизму; они учатся вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные     ситуации, делать выбор в сложных ситуациях.

Программы курсов отечественной  и всеобщей истории позволяют организовать освоение школьниками истории развития прав человека, получить     представления о духовном развитии человека, о статусе личности в условиях     различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости.

Изучаемые в курсе литературы произведения выступают в качестве источников     формирования  важнейших  нравственных понятий и ценностей.

Изучение иностранного языка позволяет глубже понять культуру других     народов, что способствует формированию толерантности.

Предметы естественнонаучного  цикла, акцентируя внимание на     взаимодействии и взаимозависимости природных, социальных и экономических аспектах жизни общества, должны формировать чувство  ответственности за сохранение окружающей среды, готовность участвовать в    решении глобальных проблем.

      На третьей  ступени (средняя, полная школа):

  • углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества;
  • происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация;
  • в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствуют готовность и умение защищать свои права и права других людей,  строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Одним из непременных условий гражданского образования является внесение демократических отношений в школьную жизнь, создание демократического уклада школьной жизни.

 Основными элементами демократического уклада являются:

  • идея приоритета прав личности;
  • демократизация школьного управления, обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его;
  • широкое участие обучающихся в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем;
  • создание в школе среды взаимоуважения, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного общения, согласование интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность;
  • создание в школе правового пространства,  развитие школьного соуправления, моделирование институтов демократии.

В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук.  Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

 Основная цель социального  проектирования – создать условия, способствующие формированию собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам у учащихся.

 Здесь возможна живая практика, с настоящими социально-значимыми  результатами, реально влияющими  на социальную действительность. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с их реальной жизнью, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, страны. В ходе реализации проекта учащиеся используют  свои  знания, общаются и сотрудничают друг с другом.

Особую значимость в гражданском  образовании приобретает система  оценивания результатов.

Оценивание в  гражданском образовании  представляет совокупность знаний, умений, навыков мышления и действия, ценностных ориентиров. Ключевым компонентом в этой триаде являются умения (навыки), поскольку гражданин выступает как социальный деятель, способный решать общие задачи. Наиболее адекватными методами оценивания гражданской компетентности, наряду с  традиционными устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий,  являются методы социологического исследования:  интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни, задания, моделирующие реальные жизненные ситуации.  Спектр подходов к оцениванию может быть представлен следующим образом:  балльное оценивание,  балльно-рейтинговое;  оценивание по системе «зачет – незачет», оценивания «портфолио».

В настоящее  время в России на государственном уровне признано, что гражданско-правовое образование и воспитание подрастающего поколения выступает необходимым условием построения в стране гражданского общества и правового государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важным условием решения задачи создания в России гражданского общества и правового государства, эффективной рыночной экономики является решение проблемы формирования гражданина, разделяющего демократические ценности, обладающего высоким уровнем мировоззренческой, правовой экономической и политической культуры.

Для реализации данной цели и была определена государственная  программа гражданского образования  в российской школе. В содержании программы закреплены такие ценности: как права и свободы человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.

Программа направлена на удовлетворение потребностей российского  общества и государства в формировании гражданской культуры населения, основой которой являются права и свободы человека и гражданина, гражданское участие, ответственность и правосознание.

Программа ориентирована  на создание условий для усиления демократических основ российского общества и государства, развитие в Российской Федерации правового государства и гражданского общества, создание механизмов реализации государственной политики в сфере гражданского образования.

В Программе определяются основные пути развития системы гражданского образования, его основные компоненты, позволяющие формировать инициативного гражданина, способного активно участвовать в создании гражданского общества и правового государства.

Программа основывается на принципах научности, демократизма, системности и преемственности, учитывает особенности современного развития российского общества и государства, тенденции развития отечественной и зарубежной практики гражданского образования.

 Конечным результатом  реализации Программы должно  стать создание условий стабильного функционирования и ресурсного обеспечения системы гражданского образования населения Российской Федерации.

Концепции, которые  разработаны ведущими специалистами  в области  преподавания гуманитарных дисциплин и апробируются сегодня в образовательных учреждениях, являются основой реализации  программы. Они доказывают значимость гражданского образования сегодня не только для становления гражданского общества, формирования гражданина, но и для выхода российского образования из кризиса, признания его на мировом рынке образовательных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Государственная программа «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Проект – М.: Центр гражданского образования и прав человека
  2. Боголюбов Л.Н., Кинкулъкин А.Т., Иванова Л.Ф., Кишенкова О.В., Вяземский Е.Е. и др.  Концепция гражданского образования общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003, № 9. - С. 20-30.
  3. Гражданско-правовое образование / под ред. Прокопенко Т.П.,  - ГОУ ИПК РО
  4. Концепция гражданского образования Самарский полиэтнический гуманитарный лицей «Гармония Мира»
  5. Концепция гражданского образования. Проект. /Коллектив авторов: А. Аникеев,  П. Симоненко, Т. Болдина, В. Спасская (Настольная  книга учителя обществознания): Справочно-методическое пособие.- М.: «Астрель», 2003.
  6. Программа проектирования системы непрерывного гражданского воспитания в г. Ломоносове, 2006  
  7. Следзевский И. В., Вяземский Е. Е., Саватеев И.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях – М., 2006

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Гражданское образование: цели, задачи, концепции