Грамматический строй речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:28, реферат

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности формирования грамматических понятий у детей, имеющих нарушения речи.
Задачи исследования :
Выявление особенностей формирования грамматических понятий у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в сравнительном плане с нормой.
2. Совершенствование ранее разработанных методик логопедической работы (направление и содержание) по формированию грамматических понятий у детей младшего школьного возраста с ОНР.
3. Проведение экспериментального обучения детей младшего школьного возраста, имеющих недоразвитие речи, по специально подобранной методике.
4. Анализ методики, определение эффективности предлагаемой системы работы.

Вложенные файлы: 1 файл

Грамматический строй речи.docx

— 39.78 Кб (Скачать файл)

Грамматический строй речи

http://www.logoped-isanina.ru/онр

Исанина Л.А.

Учитель-логопед

ОНР

ВВЕДЕНИЕ

Среди учащихся массовых школ есть дети с теми или иными отклонениями в речевом развитии. Такие отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка. Соответственно этому учащиеся подразделяются на несколько групп. Каждая из таких групп нуждается в особом подходе в процессе обучения и воспитания. Некоторые из отклонений в речевом развитии могут быть преодолены в условиях обучения в специальных логопедических школах; другие оказывается возможным устранить в условиях массовой школы на созданных при них логопедических пунктах. Речевые недостатки, наиболее часто встречающиеся у учащихся начальных классов, нередко затрудняют овладение ими правильным чтением и грамотным письмом. Было выявлено, что большая часть  учащихся с речевыми отклонениями  являются неуспевающими или слабоуспевающими по родном языку. Это дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. При этом наблюдается не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова. Даже слабовыраженные дефекты в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказывается недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Большие затруднения встречаются при обучении детей с различными формами общего недоразвития речи, которое проявляется в нарушениях не только произносительной, но и лексико-грамматической стороны речи. Попадая в массовую школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только по причине своего аномального речевого развития. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, темпа и плавности речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении грамматического строя речи. В области психологии вопросами формирования грамматического строя речи занимались такие авторы, как  :    А.В.Запорожец [21],    Л.С. Выготский [6] , А.Н.Гвоздев [10],    Н.И.Жинкин [18],   А.А.Леонтьев [31],    А.Р. Лурия [36], М.И.Попова [39],  Ф.А.Сохин [43], Д.Б. Эльконин [63] и др.

 В педагогике к исследованию  формирования грамматического строя  речи обращены работы таких  авторов,  как  Г.И. Жаренкова [16],   М.М. Конина[24], Р.И.Лалаева[27], Л.Ф.Спирова [46], А.Г. Тамбовцева [47], А.В.Ястребова[65], В.И.Ядэшко[64] и др.

 Сравнительный анализ  развития лексико-грамматического  строя речи при нормальном  и нарушенном  речевом развитии  представлен в работах Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В.

 Важным является мнение  О.Е.Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи.

 Г.И.Жаренкова установила, что при глубоком речевом недоразвитии имеются серьезные нарушения не только в активной речи, но и в понимании обращенной речи; понимание прямо зависит от состояния собственной речи: чем хуже ребенок говорит, тем больше снижено у него понимание. Жукова Н.С. предлагает развивать лексико-грамматические средства языка на основе поэтапного формирования устной речи. Ефименкова Л.Н. предлагала методические приемы по формированию фразовой и связной речи в соответствии с уровнем общего недоразвития речи. В отечественной логопедии накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было дано в результате исследований различных форм речевой  патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, профессором Р.Е.Левиной и коллективом ученых ( Н.А.Никишиной, Г.А.Каше, Л.Ф.Спировой, Г.М.Жаренковой, Н.А.Чевелевой, Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой и др.) В программе Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. « Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР» задачи обучения представлены по периодам. Для  детей  шестилетнего  возраста  в  программе Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. приводится планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка по темам в определенной последовательности. Важным направлением в оказании помощи детям с нарушениями речи явились исследования, направленные на поиск оптимальных путей коррекции от клонений в речевой и познавательной деятельности детей-дошкольников и их подготовки к обучению в  школе ( Р.Е.Левина, М.М.Кольцова, Н.А.Чевелева и др.)

 В дошкольный период  жизни ребенка очень важно  обратить внимание на правильность  формирования грамматического строя  речи, так как его нарушение  приводит к сформированности связной речи, и как следствие в условиях школььного обучения возникает дисграфия – нарушение письма. В современной логопедии на сегодняшний день одной из главных задач является сознательное и прочное усвоение школьниками научных понятий, что служит основой интеллектуального развития учащихся.

 Цель исследования  -  изучить особенности формирования  граммати-ческих понятий у детей, имеющих  нарушения речи.

Объект исследования – процесс формирования научных понятий.

Предметом исследования  является процесс формирования грамматических понятий у детей, имеющих нарушения речи.

Задачи исследования  :

Выявление особенностей формирования грамматических понятий у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в сравнительном плане с нормой.

2. Совершенствование ранее  разработанных методик логопедической  работы (направление и содержание) по формированию грамматических  понятий у детей младшего школьного  возраста с ОНР.

3. Проведение экспериментального  обучения детей младшего школьного  возраста,  имеющих недоразвитие  речи, по специально подобранной  методике.

4. Анализ методики, определение  эффективности предлагаемой системы  работы.

Гипотеза исследования : овладение учебной лексикой школьниками с нарушением речи  будет эффективным, если в системе коррекционного обучения применять индивидуально -дифференцированный подход, основанный на уровне речевого развития и степени сформированности учебных умений и на-выков учащихся.

Методологической основой исследования являются теоретические положения ряда авторов о теории речевой деятельности: А.Н.Гвоздева[10], Л.С.Выготского [6], А.А.Леонтьева [31], А.Р.Лурия [36]; о структуре речевого дефекта при ОНР: Л.Ф.Спировой [46], Г.И.Жаренковой [16], Р.И.Лалаевой [27] и др.

Методы исследования:

- Организационные: сравнительный,  лонгитюдинальный ( изучение в динамике), комплексный.

- Эмпирические: метод наблюдения, экспериментальный, психодиагностический;

- Количественный и качественный  анализ полученных данных.

 Организация исследования  на базе школы №53 пос.Октябрьский Люберецкого р-на Московской области.

         Развитие грамматического строя  речи в  онтогенезе

     Грамматика  имеет большое значение для  формирования человека. Она помогает  облекать наши мысли в материальную  оболочку, делает нашу речь организованной  и понятной для окружающих.

 

        Своевременное  формирование грамматического строя  языка ребенка  важнейшее условие  его полноценного речевого и  общего психического развития, поскольку  язык и речь как форма манифестации  языка выполняют ведущую функцию  в развитии его мышления, речевого  общения, планирование и организация  его поведения, формирование социальных  связей. Все это – важнейшее  средство опосредствованных психических  процессов: памяти, восприятия,  эмоций.

 К. Д. Ушинский писал  «… грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание  человека, т. е. именно ту способность, вследствие которой человек является  человеком между животными».

 Овладение грамматическим  строем оказывает огромное влияние  на общее развитие ребенка, обеспечивая  ему переход к изучению языка  в школе. Проблема обучения грамматическим  нормам родного языка  актуальна. Это видно в работах А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича, А. Г. Арушановой и других. Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Серебренникова, М. И. Поповой, А. В. Захаровой обогащают исследование особенностей развития грамматического строя речи у детей. При нормальном развитии ребенок к трем годам  осваивает  все основные грамматические категории разговорной речи. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит короткими предложениями, грамматически оформленными. Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н.Гвоздева, Т.Н.Ушаковой, А.М.Шахнаровича, Д.Б.Эльконина и др. Формирование грамматического строя речи ( словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. При формировании словоизменения ребенок должен уметь дифференцировать грамматические значения ( значения рода, числа, падежа и др.), т.к.,  прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделе-ния общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих пра-вил и закрепления их в собственной речи. Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. А.Н.Гвоздев в своих работах выделил 3 периода формирования грамма-тического строя речи,  с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка.

     1 период –  период предложений, состоящих из  аморфных слов-корней (от

1 года 3мес. до 1 года 10 мес.) Этот этап включает два этапа:

1) этап однословного предложения,

2) этап предложений из  нескольких слов-корней.

Первый этап 1 периода ( 1год3мес.- 1год 8мес.) На этом этапе  ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения ( однословные предложе ния). В речи ребенка лишь небольшое количество слов, которые он использует для выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок часто использует жесты, ин

 тонацию. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют опреде-ленной грамматической формы, это аморфные слова-корни. В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, му, мяу). Лепетные слова

(ди, моко).

Второй этап 1 периода (1год 8мес. – 1год10 мес.) – этап предложений из нескольких слов- корней. На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала два, за тем три слова, т.е. в речи ребенка появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует.Ребенок объединяет слова в высказывания, связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной, неизменяемой форме. Существительные  употребляются  либо  в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной, искаженной, неизменяемой форме. Глаголы представ-лены либо неопределенной форме, либо в форме 2-го лица единственного числа повелительного наклонения ( дай, ниси, пить).

 Анализ  детских высказываний  этого этапа показывает, что дети  улавливают из речи окружающих  лишь общее содержание, общий  смысл слова, выраженный в его  лексической основе. Формально –  знаковые средства языка не  дифференцируется, остаются вне  сферы его восприятия. При  комбинировании аморфных слов-корней ребенок еще не ставит и не может решить задачу выбора грамматической формы и употребляет одинако вую форму слова в различных словосочетаниях.

       2 период  –  период усвоения  грамматической  структуры  предложения 

(1 год10 мес. – 3 года). Этот  период состоит из трех этапов:

1) этап формирования первых  форм слов (1 год 10 мес. – 2 года 1 мес.);

2) этап использования  флексийной системы языка для выражения синтак-сических связей слов (2 года! Мес. – 2 года 6 мес.);

3) этап усвоения служебных  слов для выражения синтаксических  отношений (2 года 6 мес. – 3 года).

  Первый этап 2 периода  характеризуется появлением первых  форм слов. На этом этапе формирования  грамматического строя речи дети  начинают за-мечать различную связь между словами в предложении. В отличии от предыдущего этапа, на котором все слова использовались в одинаковой, неизменяющейся форме одного и того же слова. Первыми грамматическими формами существительных являются  следующие: формы именительного падежа единственного числа и множественного числа с окончаниями –ы, -и (фонетически всегда и по причине смягчения согласных), формы именительного падежа с окончанием –у (киску, куклу), иногда появляются формы родительного падежа с окончанием –ы (нет кисы), окончание –е для обозначения места (толе вместо на столе), при этом предлог не употребляется. Первыми грамматическими формами глаголов являются: повелительное наклонение 2-го лица единственного числа (иди, неси, дай), формы 3-го лица  единственного числа настоящего времени, без чередования в основе (сидит, спит),  возвратные и невозвратные глаголы. К двум годам появляются прилагательные, чаще всего в форме именительного падежа мужского или женского рода, но без согласования с существи-тельными. Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические  отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кису). Однако в Речи ребенка имеется большое количество аграмматизмов. На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3-4 слов (Таня играет Кука).

Информация о работе Грамматический строй речи