Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:33, доклад
1. Значение тонкой моторики и графомоторных навыков в развитии и обучении ребенка.
2. Особенности развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Пути и средства развития тонкой моторики и формирования графических навыков у детей с ЗПР.
4. Краткие рекомендации по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития.
2. Зрительный анализ и синтез
- Упражнения на определение правых и левых частей тела.
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3. Рисование
- Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- Срисовывание геометрических фигур.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4. Графическая символика
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания.
Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией. И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми. Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).
Основные направления работы по формированию графомоторных навыков:
1. Формирование зрительно - двигательной координации.
2. Формирование графомоторных навыков.
Они реализуется с помощью различных путей и средств развития тонкой моторики и формирования графомоторных навыков, которые мы условно разделили на активные и пассивные.
Пассивные.
1. Массаж.
2.Самомассаж.
Необходимо максимально использовать различные виды массажа, игровые комплексы самомассажа с использованием “Пальчикового бассейна” (на занятиях дефектолога), “Разноцветных прищепок”, логопедических щеток “ежиков” и резиновых мячей. При самомассаже используются упражнения с грецкими орехами (разной величины) и перекатыванием шестигранных карандашей, каштанов, сосновых шишек и др. оказывающих оздоравливающее и тонизирующее воздействие. Массаж благоприятно влияет на организм человека, оказывая общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы восстанавливается быстрее под влиянием массажа. При этом так же улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В свою очередь, импульсы, возникшие в рецепторах кожи и мышцах, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Детей обучаем следующим приемам самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Нами используются комплексы упражнений самомассажа, которые были разработаны на основе рекомендаций А.А. Бирюкова, В.В.Коноваленко и С.В.Коноваленко: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж кистей и пальцев рук. Этот вид работы применялся на разных уровнях: и при восприятии на слух (дефектолог говорит – дети делают), и при произнесении слов, фраз, стихотворных текстов. Начинается и заканчивается самомассаж расслаблением кистей рук поглаживанием, определенными позами кистей и пальцев рук, рисуем вальдорфские формы.
3.Релаксационные игры и упражнения.
Система релаксационных упражнений Стивена Ауэрбаха способствует мышечному расслаблению и коррекции тревожности. За основу берется техника прогрессивной релаксации. Главной особенностью данной системы упражнений является физиологическое расслабление мышц. Последовательное напряжение и расслабление различных групп мышц приводит к тому, что удерживание мышц в напряжении в течение некоторого времени и при последующем снятии напряжения мышца оказывается более расслабленной, чем до напряжения.
Активные.
1. Развивающие игры и упражнения для развития тонкой моторики:
- упражнения на отстукивание ритмических рисунков подушечками пальцев обеих рук (с проговариванием слогов);
- упражнения и игры с использованием фасоли и крупы, шнурков, волчка, прищепок, счетных палочек, бус, пуговиц, эспандеров;
- пальчиковая гимнастика с использованием нестандартного и нетрадиционного оборудования:
- игры с массажными и поролоновыми мячиками,
- игры с платочками,
- игры с ковриками,
- игры с крупными бигудями,
- игры с длинными бигудями,
- игры решетками,
- игры с зубными щетками,
- игры с резиночками для волос,
- игры со щетками,
- игры с шестигранными карандашами,
- игры с решеткой для раковины и пельменницей,
- игры с пробками от бутылок, игры со спичками,
- комкание листа бумаги или салфетки,
- игры - застежки (использование мягких тканей, линолеума).
2. Песочная терапия.
3. Пальчиковый театр, пальчиковый театр теней.
Пальчиковый театр и
театр теней хорош тем, что для него не нужно никакого
оборудования, кроме своих рук и фантазии.
Дети сначала по подражанию, потом самостоятельно
показывали на экране при помощи пальцев,
персонажи и разыгрывали небольшие сценки
с их участием («Зайчики», «Гуси», «Собака»
и т.д.). Самое привлекательное в театре
теней - возможность поиграть с ребенком
спонтанно, без подготовки, по настроению.
4. Использование в деятельности детей нетрадиционных изобразительных технологий (рисование пальцами, ладошкой, рисование на манной крупе, песке, лепка из глины, солёного теста, воска и снега, оригами, плетение, аппликация и изготовление поделок гофрированной бумаги, фольги, семян, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).
Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки дошкольников с задержкой психического развития оказывают занятия изобразительной деятельностью, позволяющие овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, способствующие формированию графомоторных навыков:
- силы ручных мышц,
- гибкости пальцев рук,
- координации движений обеих рук,
- согласованности движений пальцев рук,
- точности ручных движений,
- глазомерной координации.
5. Графические упражнения:
- работа в тетрадях, альбомах.
Данный вид работы
начинается с формирования у ребенка умения
правильно держать карандаш, ручку, фломастер;
учиться владеть ими, используя самомассаж,
различные игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на
заранее заготовленных листах).
Работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования необходимо использовать такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб, подбирать задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводку лекал, заштриховку и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Важно предусматривать постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: “Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие“. Затем работа усложняется, дорисовываются орнаменты и лабиринты. Используя рекомендации В.В.Коноваленко и С.В.Коноваленко, мы предлагаем детям рисовать и дорисовывать геометрические фигуры, животных из геометрических фигур, с закрытыми глазами в одну сторону обеими руками одновременно, в воздухе ладонями и пальцами рук поочередно, а затем одновременно.
Для детей данного возраста графические упражнения должны быть просты в выполнении, и соответствовать интересам, возрастным и индивидуальным возможностям.
Упражнение 1.
Цель: формирование умения правильно держать карандаш, наносить точки в произвольном порядке.
Инструкция: «Нарисуй как можно больше звезд. Помни: они так далеко от нас, что видим мы только точки».
Сила нажима уменьшается по мере удаления звездочек от Земли. Движения должны быть краткими, отрывистыми и быстрыми.
Упражнение 2.
Цель: развитие зрительно - двигательной координации, закрепление графического образа и соответствующей моторной программы.
Инструкция: «Вспомни, какие осадки бывают летом и зимой. Изобрази их с помощью волшебных точек».
При сохранении произвольного выбора расположения точек на рабочей поверхности в целом пространство ограничивается верхними и нижними границами, в качестве которых выступают тучи и земля соответственно.
Упражнение 3.
Цель: формирование зрительно-двигательной координации. Предлагается вместе с ребенком выполнить следующие задания.
- Нарисуй дорожку для зайчика от елочки к грибочку.
- Проведи малыша к маме.
- Нарисуй водичку для рыбки.
- Дорисуй веревочку грузовику.
- Нарисуй ниточку к воздушным шарикам.
- Нарисуй дождик.
- Дорисуй солнышку лучики.
- Дорисуй иголки ежу.
Упражнение 4.
Цель: формирование умения проводить линии от заданной точки в противоположных направлениях: снизу вверх и сверху вниз.
Инструкция: «Нарисуй лучики солнышка, стараясь не отрывать карандаш от бумаги, иначе лучик не дотянется до травы» (безотрывные, плавные, медленные движения сверху вниз). «А теперь, когда твои лучики добрались до травы, помоги ей распрямиться» (движения снизу вверх, имитирующие выпрямление травы).
Упражнение 5.
Цель: формирование умения проводить линии от заданной точки в нужных направлениях.
- «Поиграй с мячом» (провести линии от мальчика к девочке);
- «Попади в цель»,
- «Прокати мяч в воронку» (главное требование - линии должны быть прямыми, аккуратными);
- «Прерывистые линии».
Упражнение 6.
Цель: формирование умения проводить линии от заданной точки в нужных направлениях.
Инструкция: «Котята собрались в гости к мышке. Мышка-проказница запутала подземный ход в свою норку. Удастся ли в нее попасть, если идти можно только мимо многоугольников или съедобных запасов?»
.
Информация о работе Графомоторные навыки детей. Пути и способы их формирования