Гуманистическая педагогика Селестена Френе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:55, реферат

Краткое описание

Теоретическая концепция и практические рекомендации С. Френе во многом сохраняют свое актуальное значение и по сей день. Внимание к особенностям ребенка, разнообразные эксперименты по активизации учебного процесса и преодолению недостатков книжно-вербального обучения, интенсивные поиски новых форм и методов воспитательной деятельности школы – все это органически вписывается в поиски решений задач, стоящих перед образованием и воспитанием подрастающих поколений в XXI века.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Гуманистическая педагогика – что это? ....................................................4
Становление Селестена Френе как великого педагога-новатора и педагога-гуманиста…...………………………8
2.1 Жизненный путь С.Френе…………………………………………......8
2.2 Сущность и основное содержание гуманистической педагогики Селестена Френе……………………………………..11

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по педагогике.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность и основное содержание гуманистической педагогики Селестена Френа 
              С. Френе является одним из ярких представителей гуманистического направления в педагогике. Выступая за создание абсолютно новой системы воспитания и обучения молодежи, он резко критиковал сложившуюся в XX веке методику работы школы за то, что она сохранила прежние методы, содержание и сам дух обучения, не пытаясь приспособиться к радикальным изменениям, которые происходили в обществе. Беду школы С. Френе видел в том, что она не могла удовлетворять индивидуальные нужды школьника. Недооценка индивидуальности ребенка, игнорирование его интересов, возможностей и ценностных ориентиров – одна из причин обеднения нравственных идеалов и поведения учащихся различных возрастов, негативного отношения к учению. С. Френе утверждал, что школьные учебники, программы, планы, предназначенные для всей страны, никогда не учитывали ни различных возможностей, ни различных вкусов учащейся молодежи, а «такая школьная система неизменно приводила к обеднению интеллектуальной пищи учеников, к полному пренебрежению специфическими условиями, индивидуальными склонностями детей. В результате дети теряли интерес к образованию, культуре и труду, которые становились для них тяжелой, неприятной и бесплодной обязанностью, вместо   того, чтобы обогащать их и радовать» [15. C. 214].  
              Он критиковал тех, кто считал, что полученные в школе знания автоматически приведут к очеловечиванию человека. С. Френе с горечью отмечал, что «учителя считали, что научить детей читать и считать - значит даровать им спасение. Им казалось, что свидетельство об образовании открывает дверь в мир нравственности, гражданственности и человечности» [15. C. 129].                                                          . 
              Но это далеко не так. 3адача педагогов, по мнению С. Френе, в том, чтобы вернуть человеку достоинство и осознание своей самоценности, пробудить в его душе те струны, которыми школа полностью пренебрегла [15. C. 132].                                        .  
              С. Френе был убежден, что у всех детей есть желание трудиться, заложенное в них с детства. В связи с этим он задавался вопросом, что вызывает стремление детей учиться, а что не способствуют возникновению такого желания. С. Френе спрашивал себя: «Почему же они не всегда применяют эту энергию и упорство в школе при изучении всего того, что впоследствии определит их будущее? Как вызвать стремление старательно трудиться в    школе?»   [15. C. 287].                                        .  
              По мнению С. Френе, причина плохой работы ребенка в школе заключается в неправильном выборе мотивов учения. Необходимо поставить перед детьми задачи, которые имеют смысл для них самих. Создавать школьный журнал не потому, что за него поставят оценку, а потому, что таким образом можно общаться с соседями, с другими классами по всей стране. Такая деятельность позволяет ученикам вкладывать в нее свои силы. Класс при этом превращается в мастерскую, в лабораторию, все более отдаляясь от традиционной школы, где учитель сообщает знания, а ученики стараются записать все в тетрадь. И поскольку работа превращается в коллективную, нужно радикально пересмотреть правила, регламентирующие поведение школьников. Необходимо регулярно устраивать встречи учителя с детьми, чтобы обсуждать вместе, что разрешено, что запрещено. Так создается кооперативный совет, который разрабатывает правила внутреннего распорядка школы, распоряжается материальным оборудованием [17]. 
              Анализ трудов Селестена Френе позволил выделить семь основных педагогических принципов, определяющих методологическое своеобразие образовательной системы педагога-гуманиста, при этом эти принципы отражают все основные особенности гуманистической педагогики (рассмотрено в первой главе данного исследования): 
              1. Обучение - процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с развитием; учитываются особенности возраста и разнообразие способностей детей. Реализация принципа ориентации на личность учащегося в организации образовательного процесса возлагает на учителя непростую задачу: определить интересы и потребности учащихся и предложить им условия и средства для их удовлетворения. Эта задача решается в педагогике С. Френе с помощью диагностики «комплексов интересов», которая представляет собой усовершенствованную классическую методику «выявления центров интересов». «Превосходство комплекса интересов над центрами интересов несомненно. Если до сих пор не совершился переход от формализма старого метода к жизненности нового, то это лишь вопрос «техники». Если мы решим эту проблему - а мы считаем, что существенно продвинулись в этом направлении, - вся педагогическая наука сделает большой шаг вперед по пути функционального воспитания» [15. C. 94].                                                          . 
              Слабую сторону «центров интересов» С. Френе видит в том, что при ее реализации учителя сосредоточивают внимание лишь на некоторых интересах детей, не удовлетворяя их во всей полноте. 
              Определение центра и комплекса интересов учащихся осуществляется с помощью технологического приема «свободных текстов», которые готовятся для печатного издания. Свободные тексты учащихся, содержанием которых являются их мысли и чувства, личные мнения и переживания, представляют собой, в сущности, социально-психологический тест, позволяющий проникнуть во внутренний мир ребенка. 
              На основе комплексов интересов учащихся осуществляется дальнейшая организация учебного процесса, в который включается активный поиск ответов на поставленные самими учащимися в ходе анализа свободных текстов вопросы. 
              Принцип принятия и использования опыта и интересов ребёнка при организации образовательного процесса стал одним из ведущих и актуальных требований современной педагогической науки. В этом и заключается главная черта гуманистической педагогики Селестена Френе – ориентация на психологические и физиологические особенности детей, их интересы и опыт.  
              2. Социальная направленность организации детской жизнедеятельности. Целью, объединяющей педагогическую и политическую деятельность Селестена Френе, была демократизация школы, то есть создание школы для всех детей, независимо от их социальной принадлежности. Он счи<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__

Информация о работе Гуманистическая педагогика Селестена Френе