Девиантное поведение детей-сирот в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:30, реферат

Краткое описание

Девиантное поведение от латинского deviatio - отклонение. Девиантное (отклоняющееся) поведение - поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантность проявление нарушенности социальной регуляции поведения, дефективности психической саморегуляции - такое определение девиантному поведению дает М.И. Аникееев и О.Л. Кочетков в Кратком энциклопедическом словаре.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.34 Кб (Скачать файл)

Глава  1. Теоретические  база исследования девиантного поведения  детей-сирот в условиях детского дома

    1. Сущность девиантного поведения

Девиантное поведение от латинского deviatio - отклонение. Девиантное (отклоняющееся) поведение - поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или  нравственным нормам. Девиантность проявление нарушенности социальной регуляции  поведения, дефективности психической  саморегуляции - такое определение  девиантному поведению дает М.И. Аникееев и О.Л. Кочетков в Кратком  энциклопедическом словаре [1].

А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский дают следующее определение девиантному  поведению: «Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные  поступки, противоречащие принятым в  обществе правовым или нравственным нормам. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного  сознания, содержание потребности личности, особенности характера, эмоционально-волевой  сферы. Первые проявления отклоняющегося поведения иногда наблюдаются в  детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи  и ближайшего окружения» [13,С.17].

Поиски ученых (К.А. Абульханова, Н.В. Васина, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина) в  этой области свидетельствуют о  том, что отклоняющееся от установленных  норм и стандартов поведение можно  определить как отдельные поступки или их совокупность, входящие в  противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными  нормами. Кроме того, девиантным будет  и поведение, отклоняющееся от принятых в обществе на данном уровне социального  и культурного развития норм морали. Разновидностями такого аморального  поведения можно считать алкоголизм, наркоманию, токсикоманию. К наиболее выраженным проявлением девиантного поведения можно отнести делинквентное (противоправное) поведение. А.А. Бодалев и А.Н. Сухов определяют девиантное поведение как поведение (система поступков, либо отдельные поступки), не соответствующее нравственным или правовым нормам и требованиям общества.Отклоняющееся поведение необходимо отличать от аномального, характеристика которого связана с мозговой патологией. Отклоняющееся поведение социально детерминировано. В его происхождении большую роль играют дефекты личностного развития, сочетающиеся с недостатками, ошибками в воспитании и отрицательным влиянием неблагоприятной ситуации, складывающейся в ближайшем окружении человека - семье, референтной группе. А.А. Бодалев и А.Н. Сухов при рассмотрении отклоняющегося поведения четко разделяют его на:

  1. поведение собственно девиантное, то есть отклоняющееся от принятых в обществе норм;2) поведение делинквентное (психологическая тенденция к правонарушению) - преступное, криминальное [23].

Так, например, по мнению А. Коэна, отклоняющееся  поведение — это «такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными  ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы» [22, с. 520—521].

По мнению М. П. Стуровой, девиантное поведение рассматривается как  социальное отклонение, как отступление  от существующих норм их нарушения, то есть «ненормальное» поведение с  точки зрения нормативно значимого  фактора [4].

Как видно, зарубежные психологи и  социологи имели некоторую степень  свободы в выборе методологических оснований и перспективных стратегий  в решении проблемы. Однако во всех исследовательских подходах девиантности и девиантному поведению было мало уделено внимания. И все же оформление проблемы девиантности как  относительно самостоятельной начало складываться не в рамках Психологии, а в социологических и криминологических трудах, из которых особого внимания заслуживают работы таких авторов, как Ч. Беккариа, М. Вебер, Э. Дюркгейм, О. Конт, Кащенко, И.С. Кона, В.Н. Кудрявцева,.

В.В. Коваль в своей работе «Патологические  формы девиантного поведения  у детей и подростков» дает следующее определение девиантного  поведения. Девиантное, то есть отклоняющееся  от принятых в данном обществе социально-психологических  и нравственных норм поведение. Чаще наблюдается у детей и подростков в связи с социальной незрелостью  и физиологическими особенностями  деформирующегося организма. Девиантное поведение имеет две формы: патологическое и непатологическое. В.В. Коваль выделяет четыре вида  девиантного поведения: аутоагрессивный, антидисциплинарный, антисоциальный, антиагрессивный (саморазрушающий, поскольку ему сопутствует потребление  вредных веществ).

Н. Д. Абрамов выделяет такие виды девиантного поведения как : гиперактивное, демонстративное , протестное, агрессивное.

Наиболее часто встречается  сочетание двух типов девиантного  поведения - антидисциплинарного и  делинквентного, нередко переходящего в противное. В этих случаях бывает трудно дифференцировать патологическую и непатологическую форму, социально-педагогическую запущенность и психические расстройства.

В.Д. Менделевич выделят следующие  характерные дезадаптационные варианты взаимоотношений человека с реальностью:

1. Осознанное противодействие реальности, когда индивид активно пытается  разрушить ненавистную ему действительность, изменить ее в соответствии  с собственными установками и  ценностями. При этом ответной  реакцией со стороны действительности  становится также противодействие,  изгнание или попытка изменить  индивида, подстроить его под  требования реальности. Такой противостоящий вариант взаимоотношений человека и реальности характерен при криминальном и делинквентном поведении.

2. Болезненное противостояние реальности, обусловленное признаками психической  патологии и психопатологическими  расстройствами (в том числе, невротическими), когда окружающий мир воспринимается  враждебным в связи с субъективным  искажением его восприятия и  понимания. При таком противостоянии  у психически больного человека  данный способ противодействия  является единственным и вынужденным. 

3. Уход от реальности, который  осознанно или неосознанно выбирают  люди, расценивающие реальность  негативно или оппозиционно и  считающие себя неспособными  адаптироваться к ней. 

4. Игнорирование реальности, проявляющееся  в автономизации жизни человека, когда он не принимает в  расчет требования и нормы  реальности, существуя в собственном  узкопрофессиональном мире. Важно,  что при этом нет ни столкновения, ни противодействия, ни ухода  от реальности. Как отмечает В.Д.  Менделевич, такой способ взаимодействия  с реальностью очень редок  и встречается «лишь у небольшого  числа повышенно одаренных, талантливых  людей с гиперспособностями в  какой-либо одной области».

В зависимости от способа взаимодействия с реальностью и нарушения  тех или иных норм общества, В.Д. Менделевич выделяет 5 видов девиантного поведения: 1) делинквентное, 2) аддиктивное, 3) патохарактерологическое, 4) психопатологическое, и 5) на базе гиперспособностей [23].

Делинквентное поведение - это поведение, нарушающее социальные и правовые нормы. Под аддиктивным поведением понимается такое поведение, при котором  происходит изменение психического состояния посредством приема психоактивных  веществ (ПАВ) или через постоянную фиксацию внимания на развитие и поддержание  интенсивных эмоций (например, религиозный или спортивный фанатизм, Интернет-зависимость, гемблерг, т.е. патологическая склонность к азартным играм и т.д.). Патохарактерологический вид девиации обусловлен процессом воспитания, психопатологический - проявлениями психических заболеваний. Особым видом девиантного поведения являются девиации, обусловленные гиперспособностями человека.

Среди всех этих видов девиантного  поведения первый - делинквентное  поведение, в крайних своих формах являющееся уголовно наказуемым деянием, наиболее часто становится в центр  общественного внимания.

Поэтому на практике чаще используется более узкий смысл понятия  девиантного поведения. Дело в том, что в реальной общественной жизни  практически невозможно обеспечить полное, абсолютное соблюдение всех норм. Поэтому многие девиации допускаются: с ними мирятся, но в определенных пределах, не нарушающих целостность  социальной системы. Если же какой-либо вид девиантного поведения грозит ее функционированию (например, преступность), к нему применяют социальные и  правовые санкции.

 Таким образом, рассмотрев теоретические основы девиантного поведения , можно сделать следующие выводы о том, что:

    1. девиантное поведение - это поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к соответствующим принудительным социальным и правовым санкциям: к изоляции, принудительному лечению, исправлению и наказанию нарушителя.
    2. отсутствует однозначность трактовки видов девиантного  поведения

- В.Д. Менделевич выделяет 5 видов девиантного поведения: 1)делинквентное, 2) аддиктивное, 3) патохарактерологическое, 4) психопатологическое, и 5) на базе гиперспособностей

-  В.В. Коваль выделяет четыре  вида  девиантного поведения:  аутоагрессивный, антидисциплинарный, антисоциальный, антиагрессивный .

          3) Н.  Д. Абрамов выделяет такие виды  девиантного поведения как : гиперактивное,  демонстративное , протестное, агрессивное.

           4)  для детей – сирот характерны  определённые виды девиантного  поведения ,что необходимо выявить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Девиантное поведение  детей-сирот

Дети-сироты – особые дети. Причины  их личностного своеобразия и  особенностей взаимодействия с миром  и другими людьми кроются в  прошлом опыте. Ребенок-сирота –  это ребенок, переживший утрату, разлуку, разрыв отношений в младенчестве или, если речь идет о социальном сиротстве, в детском или подростковом возрасте. Скорее   всего, ранний  опыт  такого ребенка  наполнен  травматическими  переживаниями.

Чаще всего матери детей –  сирот  не умели или не могли  выполнить те свои функции, которые  необходимы для полноценного, гармоничного развития детей – обеспечить возможность  расти и познавать мир, не опасаясь погибнуть.

Исследование, проведенное Л.И.Божович, показывает такую особенность психического развития детей – сирот: «у детей  отпадает один из важнейших источников постоянного накопления опыта и  знаний, они не усваивают многообразие межличностных отношений, так как  в условиях интерната дети находятся  постоянно в кругу сверстников, в кругу одних и тех же впечатлений, одних и тех же педагогических воздействий». Так же отмечается, что  регламентация поведения детей  в условиях учреждения и введение дисциплинарных правил сдерживают естественную активность ребенка. [1].

Живя и воспитываясь в детском  – доме или интернате дети недополучают внимание и ласку, которая могла  бы даваться им от родителей, из–за  отсутствия родительского внимания и заботы у них возникают в  поведении грубость, эмоциональное  напряжение, развивается лживость, зависть, конфликтность.

Лишаясь родителей, ребенок попадает в состояние «материнской депривации». Это понятие включает в себя целый  ряд различных явлений. Это и  недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка  от матери, и, наконец, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к матери – одним словом, никому ненужности. Отсутствие базисного доверия к миру рассматривается, как самое первое, самое тяжелое и самое труднокомпенсируемое последствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к людям и к самому себе, нежелание познавать мир, лишает ребенка возможности нормального психического, социального и сенсорного (потребность в разнообразных впечатлениях) развития. [4]

Личностная депривация воспитанников  детских домов и интернатов заключается  в нарушении отношения к самому себе, в формировании своего «Я». У  них преобладает либо заниженная самооценка, либо завышенная. Причем, попадая  из социально – неблагополучной  семьи в патронажную семью  или приемную у таких детей  резко завышается самооценка в группе таких же детей. Причиной этого мне  видится резкая смена внешнего вида, улучшение бытовых условий, появление  денег на карманные расходы, часто  эти дети могут негативно отозваться о еще вчерашних своих друзьях, заменить на детей из более благополучных  семей.

Анализ научной литературы показал, что педагогических исследований, посвященных  проблеме девиантного поведения  детей-воспитанников детских домов, крайне мало. Проведенный анализ учебников, учебных пособий по педагогике, педагогической психологии позволил заключить, что  вопрос девиантного поведения воспитанников  детских домов не находит в  них специального рассмотрения, хотя содержание и проблематика, раскрываемые авторами, могут носить полидисциплинарный характер. В ходе нашего научного поиска мы обратились к работам И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, A.M. Прихожан, А.Г. Русской, Н.Н. Толстых и Т.И. Юферевой, в  которых авторами изучается влияние  различных факторов на психическое  развитие детей в семье и детей, воспитывающихся в детских домах  и учреждениях интернатного типа. Очевидным является то, что критическим фактором, определяющим особенности психического развития детей и их поведения в детском доме, трудности их обучения и воспитания, выступает отсутствие положительного влияния семьи.

Информация о работе Девиантное поведение детей-сирот в условиях детского дома