Деловая игра как метод активной работы на уроке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день средние специальные заведения остаются в значительной мере консервативными в содержании и методах обучения. Доминирует авторитарный стиль общения педагогов с учащимися. Естественно при таких обстоятельствах выполнение социального заказа на «качественного» специалиста не может быть «качественным». Квалифицированный специалист отличается не тем, что работает больше, а тем, что работает иначе и, выполняя работу лучше, затрачивает гораздо меньше труда и времени, чем непрофессионал.
Целью написания курсовой работы послужило изучение деловых игр, их классификации, структуры, методики разработки и использовании в обучении учащихся.

Вложенные файлы: 1 файл

Деловая игра как метод активного обучения.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Преподаватель распределяет очередность сильных  и слабых вариантов, предусматривает  возможность контрвопросов, их место  в игре. Следует помнить, что сильное  решение должно следовать за слабым. В противном случае другой вариант не прозвучит, и дискуссия может закончиться.

ОТРАБОТКА ИГРЫ. Учащихся необходимо научить искусству  общения, умению вести диалог. Основное назначение занятий по отработке  игры – знакомство с ее ходом, опробование  выступлений, обучению учащегося общению с партнером, культуре речи.

Проведение игры предусматривается в учебном  кабинете. Столы, за которыми располагаются  службы, руководитель игры обеспечивает счетной техникой, справочниками  и т.д.

Столы обозначаются соответствующими табличками с названием  служб.

В качестве ведущего выступает сам руководитель или  хорошо подготовленный учащийся.

На расчетном  этапе учащиеся уясняют и решают конкретные проблемы и задачи, поставленные перед каждым по данной должности, и  принимают свое основательное решение. Для этого они проводят необходимые расчеты, используя нужные нормативы, анализируют литературные источники, оформляют итоги работы.

На заключительном этапе каждый участник деловой игры в дискуссионной форме защищает свои решения перед другими. При  этом преподаватель должен четко оценивать качество выполнения задания, аргументированность предлагаемых решений и ответов оппонентов, а также другие показатели.

Каждый учащийся может продемонстрировать не только свою подготовку, но и проявить организаторские  способности, умение находить альтернативные решения производственно – хозяйственных задач.

В заключении арбитры  с участием преподавателя подводят итоги игры: анализируется активность работы отдельных участников, качество составленной документации, правильность выполнения расчетов. По сумме набранных баллов определяется победитель деловой игры.

Оценка участников деловой игры может проводиться  по критериям:

Показатели

Число баллов

Качество выполнения задания, отчета, доклада

Аргументированность предлагаемых решений, их прогрессивность

Четкость и  аргументированность ответов оппонентов

Эрудиция специалиста, способность ориентироваться в  реальной производственной ситуации

Выступление в  качестве оппонента с предложением оригинальных идей и решений

Значение новой  техники, технологий, прогрессивных направлений

Четкость, полнота  и качество заполнения документации

Штрафные баллы  за нарушение дисциплины, уклонение  от выполнения задания (минус)

0…10

0…10

0…10

0…10

0…10

0…10

0…10

0…10


3.5 Преимущества  деловых игр по сравнению с  традиционным обучением

Специфика обучающих  возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении  с традиционными играми состоит  в следующем:

1) «В игре  воссоздаются основные закономерности  движения профессиональной деятельности  и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций».

Иными словами, «процесс обучения максимально приближен  к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это  достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений».

2) «Метод деловых  игр представляет собой не  что иное, как специально организованную  деятельность по операционализации  теоретических знаний, переводу  их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода… Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности».

Указанные выше и многие иные особенности деловых  игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными  методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых  игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:

– Игра позволяет  радикально сократить время накопления профессионального опыта;

– Игра дает возможность  экспериментировать с событием, пробовать  разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.

– В деловой  игре «знания усваиваются не про  запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для  участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации»;

– Игра позволяет  формировать «у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике»;

– Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и  т.п.) 

 

 

4. Методологические  трудности и зоны риска при  конструировании деловых игр

Большинство исследователей и разработчиков деловых игр  фиксируют следующий ряд трудностей в использовании и проектировании деловых игр:

– отсутствие общепринятой (или хотя бы разделяемой большинством исследователей и практиков) концепции  деловой игры;

– некритическое  заимствование технологий деловых  игр при перенесении их в разные дисциплинарные практики;

– методологические трудности в оценке эффективности  разных видов деловых игр;

– трудности  воспроизведения и тиражирования  деловых игр, из-за отсутствия их целостных  описаний

– опережение эмпирическими  разработками деловых игр их теоретических описаний.

Отдельно можно  выделить и социально-психологические  «сбои» в деловой игре. Многие из них вызваны двуплановым характером игры, когда реальный и условный планы начинают «конфликтовать». Доминирование  реального плана над условным планом происходит, если:

а) личностные отношения  вне игры переносятся в игру;

б) конфликт, возникший  в рамках игровых ролей, затрагивает  отношения и вне игры;

в) кто-либо из участников игры «использует» игровые ситуации и взаимоотношения в группе для «решения» своих внутренних, глубоко личностных проблем.

Отрефлексированные  выше трудности, позволили исследователям сформулировать следующие практические советы преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых  игр:

1. Деловые игры  достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны:

– получение  целостного опыта выполнения будущей  профессиональной деятельности;

– систематизация в целостную систему уже имеющихся  у обучающихся наметок к умениям  и навыкам;

– получение  опыта социальных отношений;

– формирование профессионального творческого мышления.

2. Внедрение  в учебный процесс хотя бы  одной игры… приводит к необходимости  перестройки всей используемой  преподавателем методики обучения.

В деловой игре нельзя играть в то, о чем студенты не имеют представления, это ведет к профанации деловой игры. Это означает, что компетентностное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т.п.)

3. Важно избежать крайности редуцирования деловой игры, с одной стороны, к тренажу, с другой стороны, к азартной игре.

4. Преподаватель  наиболее активен на этапе  разработки, подготовки игры и  на этапе ее рефлексивной оценки. Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры.

5. Деловая игра  требует изменения отношения  к традиционному представлению  о поведении студентов. Главным  становится соблюдение правил  игры. Дисциплинарные нарушения, с привычной точки зрения, (например, самовольный выход из аудитории) в деловой игре утрачивают таковой свой статус.

6. Оптимальная  продолжительность деловой учебной  игры примерно 4 часа. Такое рамочное  время позволяет компромиссно  вписываться в существующую образовательную систему.

 

Заключение  

 

В дидактике  в последние годы требование активного  усвоения знаний учащимися, выдвинутое еще прогрессивными дидактами прошлого, получило научное обоснование, приобретя  характер закона развития активности и самостоятельности учащихся в познавательной деятельности. Реализация этого закона требует разработки и новых активных методов обучения.

Одной из наиболее эффективных форм подготовки специалистов становятся деловые игры и уроки  с конкретными деловыми ситуациями. Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике.

Игры дают возможность  моделировать типичные производственные ситуации, в ходе которых ее участники  ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.

Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет  задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.

Широко распространенные в настоящее время деловые  игры оказываются неудовлетворительными  именно с точки зрения целей и  задач профессионального обучения. В общем виде каждая деловая игра предполагает две основных образующих своей организации: а) модель имитируемого процесса, которая отражает зависимость изменений в среде или объекте, происходящих под влиянием тех или иных действий или решений участников игры; б) систему предлагаемых игроку решений и действий, вызывающих изменения в среде, результаты которых определяются по модели. Принципы построения модели и законы имитируемых процессов остаются скрытыми от играющих. Исходя из имеющегося профессионального опыта, игроки принимают решения в виде обратной связи получают результаты своих действий. Следовательно, играющие могут в условиях конкуренции или кооперации с другими участниками анализировать и оценивать свои действия только по результатам. За счет имитации в игре особенностей профессиональной сферы деятельности или ее частных ситуации участники имеют возможность сравнивать и критически оценивать эффективность уже имеющихся у них способов деятельности, но н больше. При этом содержание деятельности и ее способы остаются скрытыми для рефлексивного анализа. Фактически в традиционных деловых играх расширяется ранее сформированная профессиональная ориентировка, но не создаются условия для овладения новыми способами деятельности. Отсутствие условий для осуществления рефлексивного сознательного отношения к собственным действиям определяется тем, что в таких формах организации игрового обучения не делается специального акцента на необходимости возникновения у учащихся игрового отношения к игровой деятельности. Более того, в деловых играх, как замечает Артур Л. Робертс, возникновение рефлексивного игрового отношения к самому сюжету или попытки раскрыть закон имитационной модели рассматриваются как отрицательный момент. Говорится, что при этом игра идет ради самой игры, а достижение выигрыша - ради выигрыша. Игроки, стараясь обыграть друг друга, отвлекаются от целей обучения. Это опасение естественно, так как всякая игровая форма может провоцировать возникновение игровой деятельности, но внешние по отношению к игре цели обучения навыкам игровой деятельности заставляют фактически отрицать игровую деятельность как основной механизм, обеспечивающий эффективность обучения.

Вместе с тем  следует отметить, что современные  деловые игры, несмотря на недостатки, все-таки дают обучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры. Именно в этом моменте они действительно рефлексивно и исследовательски относятся к собственной деятельности и ее соорганизации. То, насколько организованна будет эта сторона игрового процесса, и определит меру эффективности формирования рефлексивно-мыслительного и исследовательского отношения к действительной профессиональной деятельности.

 

Список  использованной литературы

1.  А.Я. Психология. Психологический словарь

2.  Айламазьян А.М. "Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра", уч. пособ. д. студ., МГУ-89.

3.  Активные методы обучения и контроля знаний учащихся по предмету «Бухгалтерский учет», Минск,1993 г.

4.  Активные формы и методы обучения, Минск,1993 г.

5.  Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения

6.  Вербитский А.А., Борисова Н.В. "Методологические рекомендации по проведению деловых игр", М.,90.

7.  Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие.— М.: Высш. шк., 1991.— 207 с

8.  Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры — к профессиональному творчеству: Учеб..-метод. пособие.— Мн.: Университетское, 1989.— 125 с.

9.  Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. — М.: Знание, 1989.— 208 с.

10.  Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.— Новосибирск: Наука, 1987. — С. 61—77.

11.  Ежова Л.В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр

12.  Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения.— Мн.: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994.— 96 с.

13.  Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры.— Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989.— 272 с.

14.  Красовский Ю.Д. Мир деловой игры: (Опыт обучения хозяйственных руководителей). — М.: Экономика, 1989.— 175 с.

15.  Крюков М.М., Крюкова Л.И. "Принципы отражения экономической действительности в деловых играх", М.,88.

16.  Кухарев Н.В., Решетько В.С. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества: В 3ч. Ч. 2 Диагностика педагогического творчества. – Мн.: Ред. Жур. «Адукацыя и выхаванне»,1996. – 96 с.

Информация о работе Деловая игра как метод активной работы на уроке