Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:52, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение вопроса организации и проведения деловых игр в методической работе ДОУ.
Объект исследования: методическая работа в ДОУ.
Предмет исследования: методика организации и проведение деловых игр в методической работе ДОУ.
Гипотеза исследования: известно, что методическая работа в ДОУ является системой повышения квалификации педагогов ДОУ, можно предположить, что использование деловых игр сделает эту работу эффективнее, если
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические основы организации методической работы в ДОУ 7
1.1. Понятие и сущность методической работы в ДОУ 7.
1.2. Формы организации методической работы с педагогическим коллективом 13
Глава II. Психолого-педагогические подходы к деловой игре как форме организации методической работы в ДОУ
2.1 Понятие «деловая игра» в психолого-педагогической литературе……….28
2.2. Методика организации деловых игр в методической работе ДОУ 38
Глава III. Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ 52
3.1. Диагностика деловой игры как формы методической работы 52
3.2. Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ 61
Заключение 82
Литература 86
Приложение 1 91
Приложение 2 95
Приложение 3 99
В некоторых ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, — сочинительство, владение речевыми навыками — образность высказываний и т.д.
Творческие микрогруппы. Они возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы.
Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.
Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Совместное творческое освоение нового идет в 3—4 раза быстрее. Как только поставленная цель достигнута — группа распадается. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения.
При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для дошкольного учреждения, с учетом достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом, накопленным практикой работы других учреждений. Эти требования исключают изобретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Сказанное не исключает и такого подхода, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу, с разбивкой крупной темы по годам.
Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей.
Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.
В детском саду старший воспитатель должен создать условия для самообразования педагогов.
Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.
Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.
В процессе самовоспитания у человека развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.
Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет.
Это обязывает каждого специалиста независимо от полученного образования заниматься самообразованием.
Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
Руководитель дошкольного образовательного учреждения так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование — это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.
Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог — это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе.
На каждую книгу заводится специальная
карточка, в которую записываются
фамилия автора, его инициалы, название
книги, год и место издания. На
обратной стороне можно составлять
краткую аннотацию или
Однако очень важно, чтобы организация
самообразования не свелась к
формальному ведению
Это добровольное желание педагога. В методическом кабинете фиксируются лишь тема, над которой работает педагог, и форма и срок отчета. При этом форма отчета может быть следующей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). Это может быть показ работы с детьми, в котором воспитатель использует полученные знания в ходе самообразования.
Подводя итог сказанному, подчеркнем,
что формы самообразования
— работа в библиотеках с периодическими
изданиями, монографиями, каталогами;
— участие в работе научно-практических
семинаров, конференций, тренингов;
— получение консультаций специалистов,
практических центров, кафедр психологии
и педагогики высших учебных заведений;
— работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих
программ в районных методических центрах
и др.
Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученно-го опыта и на его основе — построение нового опыта.
Таким образом, мы рассмотрели определение методической службы в ДОУ, раскрыли основные направления этой деятельности и раскрыли основные формы организации методической работы в ДОУ
Глава II. Психолого-педагогические подходы к деловой игре как форме организации методической работы в ДОУ
2.1 Понятие «деловая игра» в психолого-педагогической литературе
Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве ( в том числе и в образовательных учреждениях) для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников [1, с.5].
Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М. М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие).
Рассмотрим несколько определений деловой игры, каждое из которых подчеркивает одну из ее сторон.
По определению О.С. Анисимова деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики [4,c.148].
Арутюнов Ю.С. считает, что деловую игру можно рассматривать как новую область деятельности и научно-технического знания, как форму ролевого общения, как метод обучения, исследования и решения производственных задач. В деловой игре отражаются реальные взаимосвязи…ситуации, которые имели место в прошлом, наблюдаются сейчас или могут образоваться в будущем[7,с.786].
Деловая игра, по мнению Я.М. Бельчикова- это воспроизведение деятельности руководителей и специалистов на предприятиях…, причём воспроизведение в условной обстановке при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости. Деловая игра является моделью реальной трудовой деятельности человека. В деловой игре воспроизводится, в их существенных компонентах, деятельность того или иного работника и социальная ситуация, в которой эта деятельность развертывается [9 с.171]
Деловые игры уже доказали свою эффективность не только среди различных категорий работников предприятий, но и в учебных заведениях, властных структурах, общественных и иных организациях.
Деловая игра обращена на
моделирование социально-
Бабкин В.Ф. считает, что деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность, поведение, отношение людей путем игры, по заданным правилам. В отличие от ролевой игры основное внимание сосредоточенно на инструментальном аспекте и почти не идет речь о межличностных отношениях. Применяется для обучения и исследовательских целей [9,с. 108].
Деловая игра – средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности[1, с.9].
Деловые игры – это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи.
Применение деловых игр
Деловая игра позволяет найти решение
сложных проблем путем
Быченко Ю.Г. утверждает, что деловая игра – это метод имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем [22, с.8].
Существуют различные
виды деловых игр: «мозговой штурм», инновационные, иммитационные,
организационно-деятельностные, организационно-
Инновационная игра - деловая игра, базовым процессом которой выступает отрыв от прежнего понимания производственной ситуации и порождение нового знания, действия, метода, технологии и т.п. Главная специфика инновационной игры - творческий поиск новых путей, креативность. В ходе такой игры минимизируется звено критической оценки творческих продуктов, поскольку ведущая направленность игры заключается в порождении как можно большего числа нетривиальных, неожиданных проектных решений, направленных на снятие существующих (или прогнозируемых) проблем. Как правило, критическая оценка творческих продуктов инновационной игры, по мнению В.Г. Дера, осуществляется после ее окончания специально создаваемой аналитической группой из числа наиболее компетентных и опытных специалистов. Одной из наиболее популярных форм инновационной игры является «мозговой штурм», который акцентируется на создание банка новых нестандартных проектных идей, без конкретизации этих идей в рамках «мозгового штурма» [4, с.47].
Информация о работе Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ