Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение вопроса организации и проведения деловых игр в методической работе ДОУ.
Объект исследования: методическая работа в ДОУ.
Предмет исследования: методика организации и проведение деловых игр в методической работе ДОУ.
Гипотеза исследования: известно, что методическая работа в ДОУ является системой повышения квалификации педагогов ДОУ, можно предположить, что использование деловых игр сделает эту работу эффективнее, если

Содержание

Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические основы организации методической работы в ДОУ 7
1.1. Понятие и сущность методической работы в ДОУ 7.
1.2. Формы организации методической работы с педагогическим коллективом 13
Глава II. Психолого-педагогические подходы к деловой игре как форме организации методической работы в ДОУ
2.1 Понятие «деловая игра» в психолого-педагогической литературе……….28
2.2. Методика организации деловых игр в методической работе ДОУ 38
Глава III. Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ 52
3.1. Диагностика деловой игры как формы методической работы 52
3.2. Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ 61
Заключение 82
Литература 86
Приложение 1 91
Приложение 2 95
Приложение 3 99

Вложенные файлы: 1 файл

%B8на Аркадьевна Деловая игра21.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

В отличие от конкретной ситуации, где воспроизводится момент производственной обстановки, в деловой  игре обстановка выражается в динамике, процесс производства – в развитии. Воспроизвести производство в динамике и включить в него участников – две сложные проблемы использования игрового метода, которые заключаются в том, чтобы достаточно точно передать характеристики и условия производства, а также, помимо технологических параметров и экономических факторов, социально-психологические факторы. В этой связи привлекательна идея использовать в деловой игре в качестве модели реальное производство. Таким образом, мы видим, что игровые методы обучения не имеют четкой границы с методами практического освоения [53, с.42].

Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс  игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.

Отмечают функции деловой  игры:

- информационно-познавательная;

- организационно-управленческая;

- эмоционально-воспитательная;

- профессионально-адаптационная.

Деловая игра характеризуется:

- особым отношением  к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры);

- субъективной деятельностью  участников (каждый участник игры  имеет возможность проявить индивидуальные  качества и зафиксировать свое «я», не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность – личность; личность – группа, личность - преподаватель);

- социально значимым  видом деятельности (участник вне  зависимости от внутреннего склада  и настроения должен играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию);

- особыми условиями  процесса усвоения знаний (знания  предлагаются в ненавязчивой  форме естественного делового  общения, а не принудительного запоминания значительных объемов информации).

В деловой игре, как считает Ю.С. Арутюнов, существуют следующие этапы[6, с.85]:

1. информационный, который  связан с усвоением, запоминанием, обновлением готовой суммы профессиональных  знаний, умений, навыков;

2. проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на языке практических действий;

3. поведенческий, обеспечивающий  принятие решений и программы  действий в условиях конкретной  ситуации на основе ее глубокого  теоретического осмысления;

4. оценочный, позволяющий выбрать и обосновать оптимальный вариант решения поведенческой программы.

Существуют основные признаки деловой игры, которые характеризуют  ее как активную форму обучения. К ним относятся:

1. имитация условий  осуществления иноязычной деятельности;

2. моделирование типичных, актуальных для участников игры  ситуаций с целью тренировки  в речевом и деловом общении;

3. проблемный характер  моделируемых ситуаций;

4. распределение ролей  между участниками игры;

5. описание структуры  и сценария игры;

6. организация обсуждения  предстоящей игры как элемента  «обратной связи» с ее участниками;

7. реализация целей  игры;

8. наличие критериев,  по которым оцениваются действия  играющих [12, с.87].

Таким образом, деловая  игра – целостный, многоступенчатый процесс, в ходе которого решается несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических приемов воздействует на готовность личности к конкретной практической деятельности.

В практике составления  деловой игры нет общепризнанного подхода к ее структуре. Представленная ниже структура деловой игры вытекает из теоретических представлений о ней как форме контекстного обучения, в котором участники осуществляют профессиональную деятельность.

Основные структурные  компоненты деловой игры:

- знакомство с реальной  ситуацией;

- построение ее имитационной  и игровой моделей;

- формулировка главной  задачи группами, уточнение их  роли в игре;

- создание игровой  проблемной ситуации;

- вычленение необходимого  для решения проблемы теоретического материала;

- решение проблемы;

- создание графической  модели взаимодействия участников;

- обсуждение и проверка  полученных результатов;

- корректировка;

- реализация принятого  решения;

- анализ итогов работы;

- оценка результатов  работы.

Имитационная модель, по мнению И.В. Лысаковой, отражает выбранный фрагмент реальной действительности и получает свое воплощение в следующих структурных компонентах деловой игры: цели, комплект ролей и функции игроков, сценарий, правила игры [21, с.36].

Цели деловой игры – наиболее сложный и противоречивый компонент. Различают педагогические, состоящие в том, чтобы сформировать предметную и социальную компетентность, и игровые, делающие учебный процесс игровым по форме, цели.

Педагогические цели делятся на дидактические и воспитательные[2, с.225].

Дидактические цели:

1. закрепление системы  знаний в области конструирования  деловой игры;

2. выработка системных  умений по конструированию и  методическому описанию игры;

3. обмен опытом создания  деловой игры;

4. совершенствование навыков принятия коллективных решений;

5. развитие коммуникативных  умений разного рода.

Воспитательные цели:

6. порождение творческого  мышления;

7. выработка установки  на практическое использование;

8. воспитание индивидуального  стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми.

Игровые цели:

1. разработка вариантов  проекта деловой игры;

2. демонстрация разработчиком  приемов создания игрового контекста.

Предмет игры – это  предмет деятельности участников игры, в специфической форме защищающий предмет реальной профессиональной деятельности. Предмет игры задается исходя из модели специалиста, его квалификационной характеристики[1, с.52].

Сценарий является базовым  элементом игровой процедуры. В  нем должны находить отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под «сценарием деловой игры» понимается описание в словесной и графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру[1, с.5].

Графическая модель ролевого взаимодействия участников оказывает большую помощь при конструировании и проведении деловой игры. В этой модели отражаются количественный состав участников – представителей выбранных должностных функций, внутригрупповые и межгрупповые связи, представляется структура их взаимодействия на каждом этапе игры.

Комплект ролей и  функций игроков должен адекватно  отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.

Различают роли социальные (профессиональные, социально-демографические), межличностные (лидер, ведомый, отверженный), официальные и стихийные.

Структура описания ролей  деловой игры может включать следующие  компоненты:

- перечень ролей и  формируемых групп; 

- функции, выполняемые  игроками, их права и обязанности;

- инструкции по выполнению  каждой должностной роли;

- портреты ролей, характеризующие  личные качества игроков [13].

Правила игры, как и  другие структурные элементы игровой  модели, отражают психолого-педагогические принципы деловой игры. Источник правил находится в самом объекте имитации. Сформулированные на этой основе правила отражают характеристики реальных процессов и явлений.

Система оценивания в  деловой игре является неотъемлемым элементом имитационно-игровой модели. Она должна, с одной стороны, обеспечивать контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой – способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности.

Система оценивания обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников деловой игры.

Подготовить и провести деловую игру, по мнению О.М. Ельцовой — процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели [18, с.14].

Однако наблюдения позволяют  сделать вывод, что часто «не  идут» те игры, в которых слабо  отработана игровая модель деятельности участников.

Существуют теоретически обоснованные методики конструирования  и проведения деловых игр. Знание их необходимо, чтобы избежать ошибок, способных свести на нет труд.

Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обучения.

При организации деловой  игры необходимо опираться на следующие  психолого-педагогические принципы (А,П. Панфилова) [25, с.44]:

      • принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики педагогической деятельности. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов интерактивного обучения;
      • принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;
      • принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных» лиц;
      • принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.
      • принцип двуплановости; Принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.

Т.С. Смирнов рекомендует. Разрабатывая игру, необходимо помнить, что чем больше свобода выбора решений, тем охотней игроки включаются в процесс. Сюжет игры должен представлять собой постоянное столкновение интересов учащихся. Можно выделить следующие основные этапы разработки игры[29, с.44]:

  1. постановка проблемы;
  2. выбор темы;
  3. анализ главных закономерностей создаваемой игры: соотношения, связи, роли, субординация между игроками и т.д;
  4. разработка сценария, состоящего из игровых событий;
  5. создание наиболее вероятного списка решений игроков в каждом игровом событии;
  6. разрабатывается система оценок. Стоит отметить, что не всегда в игре возможно применение количественной оценки. В этом случае применяется метод экспертной оценки;
  7. формулировка правил игры;
  8. предварительная отладка игры.

Успех деловой игры напрямую связан с качеством ее проведения. Ведущий должен грамотно организовать следующие этапы:

  1. «Запуск» игры. Ведущий знакомит игроков с целью игры, с ее описанием. Он распределяет роли, представляет игрокам вводную ситуацию и информационные данные. На этом этапе крайне важным является создание настроя и атмосферы предстоящей игры.
  2. Корректировка игры. Из-за затянувшихся рассуждений или из-за неверно выбранной методики решения поставленной задачи игра может затянуться или превратиться в плохо контролируемый процесс. В этом случае ведущий обязан скорректировать ход игры, но таким образом, чтобы не нарушить ее атмосферы. К примеру, часть игроков можно отправить «в командировку» с дополнительным заданием, за основу рассуждений можно принять дополнительно поступившие документы или условия, ведущий может исполнить роль приглашенного со стороны консультанта.
  3. Создание дискомфортной среды в группе игроков. Необходимо, чтобы группа игроков оставалась остросоциальной средой, а не средой комфортного психологического общения, при которой чувство защищенности может не позволить решить поставленную пере<span class="dash041e_0431_044b_0

Информация о работе Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ