Дети и компьютер: за и против

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:27, реферат

Краткое описание

Компьютеры можно было бы рассматривать как одно из выдающихся достижений современной научно-технической мысли, если бы не отдельные весьма существенные «но». Последствия воздействия вредных факторов влияния компьютеров на детей изучены недостаточно, а то, что изучено, практически не известно пользователям. Возникает вопрос: «Компьютер – друг или враг младшему школьнику?» Друг компьютер или враг – вопрос хитрый. На этот счет уже сложилась прочная мифология, состоящая из страхов и убеждений. Почему-то широко распространено убеждение, что нечто, сделанное на компьютере, получается заведомо лучше, чем произведенное любым другим способом. Или что люди, проводящие много времени в Интернете, дичают там и превращаются в «кибернетических животных».

Содержание

Введение………………………………………………………………….… стр.3
1.Теоретические основы положительного и отрицательного влияния компьютера на младших школьников…………………………………… стр.4
2. «Смотреть, нельзя выключить!» Аргументы «за» использование компьютера…………………………………………………...……………… стр.6
3.«Смотреть нельзя, выключить!» Аргументы «против» использования компьютера…………………………………………………………………... стр.8
Заключение…………………………………………………………………. стр.11
Список литературы………………………………………………………… стр.12

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Дети и компьютер.за и против.docx

— 35.44 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет общих  математических  и естественнонаучных дисциплин

Кафедра естественнонаучных дисциплин

 

 

 

РЕФЕРАТ

по теме «Дети и компьютер: за и против»

 

 

 

 

                                                                                                                          Выполнила студентка

                                                                                               Группы  4НОб-01-21 оп

                                                                                                      Сушкова О.В

                                                                                                Проверил преподаватель

                                                                                                      Лашкова Г.Н.

 

 

 

 

 

 

Череповец, 2013-14

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………….… стр.3

1.Теоретические основы положительного и отрицательного влияния компьютера на младших школьников…………………………………… стр.4

2. «Смотреть, нельзя выключить!»  Аргументы «за» использование  компьютера…………………………………………………...……………… стр.6

3.«Смотреть нельзя, выключить!» Аргументы «против» использования компьютера…………………………………………………………………... стр.8

Заключение…………………………………………………………………. стр.11

Список литературы………………………………………………………… стр.12

 

 

 

Введение

«Смотреть нельзя выключить (где поставить запятую?)»

Персональные компьютеры (ПК) стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемым атрибутом. За свое, относительно не долгое существование компьютер уже успел занять место во многих областях жизнедеятельности человека. Работа во многих областях человеческой деятельности в настоящее время, просто немыслима без ПК.

Современному ребенку ничего не остается, как жить в соседстве с такой привычной и обыденной вещью, как КОМПЬЮТЕР, он помогает детям в учебе, и, конечно же, является одним из самых любимых развлечений для них.

С появлением интернета он еще и стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха и т.д. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его отрицательном влиянии.

Дети стали проводить  меньше времени на улице, меньше играть в подвижные игры, пользователи Интернет стали меньше общаться лично, отдав предпочтение социальным сетям. Таким образом, компьютер стал двуликим Янусом; с одной стороны привязал к себе, с другой – стал источником множества заболеваний.

Компьютеры можно было бы рассматривать как одно из выдающихся достижений современной научно-технической мысли, если бы не отдельные весьма существенные «но». Последствия воздействия вредных факторов влияния компьютеров на детей изучены недостаточно, а то, что изучено, практически не известно пользователям. Возникает вопрос: «Компьютер – друг или враг младшему школьнику?»

Друг компьютер или враг – вопрос  хитрый. На этот счет уже сложилась прочная мифология, состоящая из страхов и убеждений.

Почему-то широко распространено убеждение, что нечто, сделанное на компьютере, получается заведомо лучше, чем произведенное любым другим способом. Или что люди, проводящие много времени  в Интернете, дичают там и превращаются в «кибернетических животных». Или что компьютеры спасут человечество от информационной перегрузки, причем произойдет это в самом недалеком будущем. Или что компьютерное обучение уже приносит большую пользу в зарубежных школах и начнет работать у нас.

Конечно, с точки зрения психолога компьютеры добавили человечеству головной боли. Но эти проблемы очень часто смешиваются с другими, некомпьютерного происхождения. В итоге получается внушительный клубок из теорий, мнений, страхов, надежд, практических работ с неясной целью или практического нежелания что-то делать там, где уже пора.

 

 

  1. Теоретические основы положительного и отрицательного влияния компьютера на младших школьников

 

Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.

Первые концепции обучения с использованием компьютерной техники предложили английский кибернетик Г. Паск и американские психологи Н. Краудер и Б. Скиннер.

Еще в конце семидесятых годов С. Пейперт продемонстрировал, что компьютер – эффективный инструмент обучения, открывающий двери для новой педагогической практики (конструктивизм). Становилось ясно, что «традиционные» составляющие реформы школы, направленные на экстенсивный рост системы образования (увеличение продолжительности школьного обучения, введение новых учебных предметов, снижение наполняемости классов и т.п.), с неизбежностью придется дополнять факторами, направленными на «интенсификацию учебного процесса», качественными преобразованиями, способствующими повышению эффективности образования.

На продуктивность использования компьютера для контроля знаний различных дисциплин указывают в своих исследованиях А.И, Иванова, Л.В. Мироева, А.А. Панайотов,  В.В. Пасечник, Н.А. Пугал, В.А. Смирнов, С.В. Суматохин. Ими отмечается, что компьютер позволяет оперативно проверять и корректировать знания всех учащихся на каждом уроке, повысить объективность оценки. Компьютер не только фиксирует ошибку, но и точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обусловившую ее появление. Использование компьютерных контролирующих программ повышает активность работы учащихся, уменьшает психологическую напряженность в межличностных отношениях «учитель-ученик». Компьютер существенно расширяет возможности представления контрольных заданий: кроме текста можно использовать графику, иллюстрации, фотографии и элементы мультипликации, что позволяет задействовать разнообразные типы учебно-позновательной деятельности учащихся с учетом их индивидуально-типических различий в обучении какому-либо предмету.

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что возраст, с которого дети начинают знакомство с компьютером неуклонно снижается, и наилучшие результаты достигаются там, где внедрение компьютеров является не единичным актом, а предоставляет собой целостной и непрерывный процесс, пронизывающий всю систему школьного образования. Значительный вклад в разработку вопроса о целесообразности применения компьютерных технологий в обучении младших школьников внесли Е.П. Бененсон, Т.В. Бокучава, Т.О. Волкова, А.В. Горячев, А.А. Дуванов, Ю.А. Иванов, Н.В. Матвеева, А.В. Могилев и др.

Не все ученые согласны с тем, что компьютер оказывает положительное влияние на младших школьников. Некоторые ученые высказывают мнение, что чрезмерное развитие визуального восприятия у детей может нанести значимый ущерб осязанию и слуху.

Проблема компьютерных игр и их влияния на психику ребенка обсуждается с тех самых незапамятных времен, когда персональный компьютер только начинал входил в массовое употребление. Публикуемые на этот счет исследования одно другого страшнее. По данным американских исследований с медицинского факультета Техасского университета, одно из самых вероятных и неприятных последствий чрезмерного увлечения компьютером – эпилепсия.

Мало того, что на гармоничном развитии малыша можно смело ставить точку, так вдобавок ко всему этот самый компьютеризованный малыш может оказаться подверженным припадкам. Неврологи как могут, помогают незадачливым родителям, которым в свое время не пришло в голову ограничить любимому чаду доступ к «игрушкам». Профессор детской неврологии Уильям Зингер из детской клинической больницы на базе Техасского университета в Галвестоне разработал список ценных указаний специально для таких случаев.

Вопросами негативных последствий, в том числе зависимости от компьютерных игр занимались разные ученые. Приведем мнение психолога Т. Разумовой: «Сам по себе компьютер ни хорош, ни плох, он лишь инструмент, но вот его начинка – вредна. И основной вред – это вред духовный: перестройка сознания ребенка (а в него изначально природой заложено гармоничное сознание) в сторону дисгармоничного мировоззрения, что побуждает и насаждает в детской душе страсти гнева, зависти.

Вывод:

Вреден или полезен компьютер для младшего школьника? Однозначного  ответа на этот вопрос не существует: одни специалисты считают, что компьютер несет непоправимый вред здоровью и лучше, чтобы дети за ним не проводили свое свободное время. Другие же, напротив, считают, что вред от компьютера, при соблюдении основных правил безопасности ничуть не опаснее, чем любая другая бытовая техника.

Многие педагоги считают, что компьютеры следует использовать в школе. У некоторых имеются возражения философского или чисто практического характера.

Однако все согласны с тем, что какая-то адаптация школы к компьютерному веку необходима.

 

  1. «Смотреть, нельзя выключить!»

Аргументы «за» использование компьютера

В современном мире, когда технологии развиваются со скоростью света без знания компьютера просто не обойтись. И чем раньше ребенок будет обладать компьютерной грамотой, тем лучше. Информационная эпоха, в которую мы живем, действительно требует от детей новых навыков – таких, как способность получать, оценивать и интерпретировать  большое количество данных. И невозможно все это сделать без компьютерного помощника, который становится основным средством получения информации и общения.

Многие ученые уверены, что компьютер приносит пользу и только положительно влияет на умственное развитие детей, приводя в пример расширяющиеся возможности компьютера для обучения (в том числе, и в процессе различных игр, например – стратегий).

Более того, с помощью компьютерных технологий, и, в первую очередь, Интернета, снимается различие между центром и провинцией – современные обучающие технологии, доступ к информации становится доступной любому пользователю, вне зависимости от того, живет ли он в Москве, Лондоне или маленьком городе.

Создано и создается множество специальных обучающих программ для младших школьников. Замечено, что многими навыками, например, счета, чтения, чтения географических карт, с помощью компьютера дети овладевают быстрее, и нередко лучше, чем при обычном обучении. А это огромный плюс.

При использовании компьютерных обучающих игр на экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную обучающую игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение  и классификация.

Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая. В этих играх ребенок в доступной форме овладевает навыками счета, чтения, рисования, проектирования. Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. И это закономерно, т.к. соответствует законам психического развития детей. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не  только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка.

Компьютерные игры развивают у ребенка:

- быстроту реакции;

- мелкую моторику рук;

- визуальное восприятие  объектов;

- память и внимание;

- логическое мышление;

- зрительно-моторную координацию.

Компьютерные игры учат ребенка:

- классифицировать и обобщать;

- аналитически мыслить  в нестандартной ситуации;

- добиваться своей цели;

- совершенствовать интеллектуальные  навыки.

Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации.

При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесет, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Умение работать на компьютере и пользоваться Интернетом сегодня практически приравнивается к умению читать и писать. Лучший способ «подружить» ребенка с компьютером – научить ребенка получать удовлетворение от творчества за компьютером, показать ему, насколько интересно изучать информационные технологии и затем создавать что-то свое, используя эти технологии. В процессе освоения компьютера детям предстоит решать постепенно усложняющиеся логические задачи. Это приводит к развитию абстрактного мышления, способности сравнивать, сопоставлять, анализировать. Это необходимо в любой сфере деятельности, даже не связанной с информационными технологиями.

Информация о работе Дети и компьютер: за и против