Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна. Воспитание детей с нарушением зрения накладывает на родителей особые обязанности. Проблема, во многом определяющая все дальнейшее развитие ребенка с нарушением зрения, – это проблема принятия его в семье. В семьях, где у детей есть нарушения в развитии, часто возникает специфическая ситуация, являющаяся испытанием для всех членов семьи.

Содержание

Введение….…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений как фактора развития ребенка 5
1.1. Родительские стили воспитания и установки………………………..5
1.2. Роль семьи в воспитании ребенка…………………………………...14
ГЛАВА II. Особенности формирования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения…………18
2.1. Психофизические особенности ребенка с нарушением зрения…...18
2.2. Стили воспитания в семьях детей с нарушениями зрения………...21
2.3. Роль семьи в развитии, коррекции и компенсации
вторичных отклонений в развитии ребенка с нарушением зрения……25
Заключение……………………………………….……………………….30
Библиография……………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

детско-род отношения.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, дефект представляет собой физический или психологический  недостаток, который влечет за собой  отклонения от нормального развития.

 

2.2. Стили воспитания ребенка с нарушением зрения

Рождение ребенка важное и ответственное событие в жизни каждой семьи. Но иногда оно становится трагедией для семьи. Это происходит, когда у новорожденного обнаруживается сложный физический дефект – нарушение зрения. Рождение ребенка со зрительным дефектом, как правило, является неожиданным для семьи, не приносит матери облегчения, которого она ждет к концу беременности. Наоборот, наступает период неопределенности и тревоги, необходимость приспособления не к тому ребенку, которого ждали.

Родители задают вопросы и, прежде всего, себе: «Почему именно у нас родился такой ребенок?» Родители переживают чувство несправедливости к своему ребенку, которое отрицательно отражается на психическом состоянии родителей: они замыкаются в своих тягостных переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям. Ситуация может оцениваться родителями с позиции: «Вот если бы мой ребенок нормальновидел, сколько бы мы могли ему дать. Но поскольку он не видит или видит плохо, все, что мы делаем, бесполезно».

В первые годы жизни  ребенка закладывается фундамент  его творческой личности. Необходимо знать, что если ребенку создать  своевременно все необходимые условия для развития, то зрительный дефект может быть сведен только до физического дефекта.

Развитие эмоциональных реакций у родителей, узнавших о том, что их ребенок не такой, как другие, проходит следующие этапы.

1. Отрицание (сомнение  в компетентности специалиста,  поиск другого – более компетентного).

2. Гнев – одна из  наиболее часто встречающихся  защитных реакций (ощущение беспомощности, разочарования, безысходности).

3. Чувство вины –  страдание, переживание по поводу  «своих ошибок».

4. Эмоциональная адаптация  родителей – выработка позитивных  установок по отношению к самим  себе и ребенку, формирование  навыков обеспечения будущего своего ребенка.

Психическое состояние  матери может явиться одной из причин недостаточной материнской  ласки и заботы о ребенке, т.е. привести к материнской депривации, которая, даже при фрагментарном  характере, в дальнейшем может привести к нарушениям эмоциональной и социальной сферы жизни личности ребенка:

1. Поверхностные, неглубокие  отношения с людьми.

2. Отсутствие теплых  чувств, неспособность заботиться  о людях.

3. Замкнутость, нежелание  общаться с людьми, пытающимися  ему помочь.

4. Отсутствие эмоций  в тех случаях, где они естественны,  эмоциональная невключенность.

5. Лживость, стремление  к обману, часто ничем немотивированное.

6. Склонность к воровству.

7. Неспособность сконцентрироваться  на учебной деятельности.

А.С. Спиваковская выделила три наиболее важных свойства родительской позиции, особенно благоприятной для развития ребенка:

1. Адекватность – наиболее  близкая к объективной оценка  психических и характерологических  особенностей своего ребенка  и построение воспитания на  этой основе.

2. Динамичность – способность  изменять методы и формы общения  и воздействия на ребенка применительно  к ситуации и условиям жизни  семьи.

3. Прогностичность –  направленность воспитательных  усилий в будущее, к тем требованиям,  которые поставит перед ребенком его дальнейшая жизнь.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание  целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее  целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Неблагоприятные условия  семейного воспитания могут оказывать  губительное воздействие на психику ребенка с нарушенным зрением.

В.Ф. Матвеев выделяет три типа неблагоприятных условий воспитания слепого или слабовидящего ребенка в семье.

1. Гиперопека, в ходе, которой ребенок растет в щадящей обстановке, огражден от трудностей, как правило, изолирован от своих сверстников. У него подавляется инициатива, стремление к самостоятельности. Гиперопека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе. Чрезмерная опека ребенка с нарушенным зрением в семье, с одной стороны, делает его иждивенцем и маленьким деспотом (часто эта позиция переносится из семьи в школу), а с другой - лишает веры в свои силы. Неумение справляться с доступными для других детей проблемами отвращает его от любого кропотливого труда. Здесь есть и еще одна опасность: ребенок, не овладевший в дошкольном возрасте элементарными навыками самообслуживания, не умеющий передвигаться без посторонней помощи, начинает отставать в развитии, если, конечно, под развитием понимать не только умение говорить и заучивать стихи, но весь комплекс человеческих качеств, присущих гармоничной личности. Повышенная опека родителями своих слепых или слабовидящих детей, потакание малейшим их прихотям, подчинение жизни семьи их желаниям и интересам является причиной несформированности произвольного поведения.

2. «Кумир семьи» –  в этом случае все внимание  членов семьи сосредоточено на ребенке, от ребенка скрывается его физическая неполноценность (как и в первом случае его изолируют от сверстников), ребенку внушаются представления о его высокой одаренности и т.п. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным, эгоистичным, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.

3. Гипоопека и безнадзорность, проявляющиеся в равнодушии, безучастности к потребностям и интересам ребенка, жестокости, напоминаниях о его физической неполноценности. Другая крайность воспитательных воздействий, полное отсутствие контроля со стороны родителей. Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. Такие дети часто рано взрослеют и с малолетства вынуждены сами думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Такая форма воспитания способствует появлению у ребенка чувства собственной неполноценности, тревожной мнительности, ощущения вины, аутоагрессии. В подростковом возрасте такие дети более подвержены риску попадания в неблагоприятную среду общения, где они будут искать того, кто позаботится о них и избавит их от груза непосильных забот.

Таким образом, внутрисемейные отношения и отношения родителей  играют важную роль в развитии личности ребенка с нарушениями зрения.

 

2.3. Роль семьи  в развитии, коррекции и компенсации вторичных отклонений ребенка с нарушением зрения

Роль специально направленного  воспитания в раннем возрасте, обеспечивающегося силами родителей, огромна и заключается в том, чтобы создать наиболее полный комплекс разнообразных раздражителей, как дистантных, так и контактных, позволяющих ребенку с нарушенным зрением ориентироваться во внешнем мире. Увеличение всевозможных раздражителей, возбуждающих слух, осязание, вкус, обоняние и приуроченных к определенным видам деятельности (сну, кормлению, купанию, прогулке и т.д.), является необходимым условием для формирования и установления связей между различными объектами и действиями и готовит почву для формирования компенсации нарушенного зрения.

Нарушение зрения, как первичный дефект, уже в первые месяцы жизни вызывает у ребенка вторичные отклонения в развитии, выражающиеся в меньшей активности и подвижности, более позднем выделении отдельных специфических раздражений от жизненно важных для ребенка предметов и явлений окружающего мира.

Вторичные отклонения в раннем возрасте проявляются также в своеобразии движений ребенка. Однако вторичные отклонения возникают не у всех детей. В благоприятных для психического развития условиях можно предупредить эти отклонения за счет формирования компенсаторных процессов.

Первым необходимым  условием формирования компенсаторных процессов является постоянное общение  с ребенком, возбуждение всех сохранных анализаторов.

Вторым важным условием развития компенсации нарушенного зрения на этой стадии является сочетание дистантного слухового восприятия с контактным тактильным и осязательным, установление связей между осязаемыми объектами и их звуковой характеристикой. Это позволяет ребенку выделять звук как сигнальный признак предметов и явлений.

Третьим условием является активизация моторной деятельности детей, развитие их движений. Огромную роль здесь играет установление связей «рука – рот», «рука – рука» на основе раздражений, идущих от мышц и сухожилий ребенка. Большое значение имеет целенаправленное воспитание, терпение и настойчивость родителей при установлении этих связей.

В более старшем возрасте движения в навыках самообслуживания, выполнении трудовых домашних обязанностей, прогулках, общеразвивающих и специальных  физических упражнениях, подвижных  играх позволяют сохранять и укреплять здоровье. Необходимо целенаправленно воздействовать на жизненно важные органы и системы детей с нарушениями зрения (нервную, мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную); способствовать коррекции недостатков физического развития; содействовать эффективному формированию двигательных навыков. В процессе систематической работы дети овладевают рядом жизненно необходимых навыков и умений; воспитываются положительные качества личности.

Обучение ребенка действиям  самообслуживания и бытового труда также является важнейшей задачей родителей. Очевидно, чем лучше у ребенка будут сформированы навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет. Кроме того, формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для развития познавательной деятельности ребенка, а следовательно, и для его психического развития в целом. Учась самостоятельно удовлетворять первичные потребности (в пище, в защите организма от какого-либо вредного воздействия), ребенок обследует различные предметы быта.  
В результате ознакомительной деятельности у ребенка формируются образы как самих предметов (например, видов пищи), так и способов действия с ними.

Необходимо помнить, что  только через овладение практическими  действиями по самообслуживанию может развиваться и игровая деятельность, являющаяся ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте.

Говоря о коррекции  и компенсации вторичных отклонений детей с нарушенным зрением, важно указать, что для достижения успеха родителям необходимо проводить регулярные коррекционные занятия с ребенком. Для оптимизации процессов коррекции и компенсации родителям необходимо взаимодействовать со специалистами. Тифлопедагог Н.В. Серебрякова выделила принципы планирования и организации коррекционных занятий с детьми 2-4 лет.

  1. Онтогенетический принцип - при проведении занятий учитывается уровень двигательного, когнитивного, речевого и эмоционально -личностного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельности, поэтапность в формировании новых видов деятельности.
  2. Комплексный подход к проблемам ребенка: совместная разработка коррекционного маршрута и медико – психолого - педагогическое сопровождение развития ребенка, а также активное участие родителей обеспечивают эффективность коррекционных мероприятий по устранению выявленных отклонений.
  3. Принцип взаимодействия и координации между специалистами (педиатр, офтальмолог, психолог, тифлопедагог).
  4. Принцип ведущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка. Присутствие родителей на занятиях и их активное участие имеют первостепенную роль, что обусловлено особенностями детей раннего возраста. Большое внимание уделяется вовлечению родителей в совместную деятельность «специалист-ребенок-родитель». Присутствие на занятии близкого человека повышает безопасность ребенка и снижает его тревожность, повышает активность ребенка, создает комфортные условия для проведения занятий. В ходе коррекционного занятия обращается внимание родителей на то, как и чем заниматься с ребенком, происходит знакомство родителей с возрастными нормами развития ребенка, с особенностями подхода и правильными способами взаимодействия с ребенком. Обеспечивается единство подхода и стиля общения.
  5. Деятельностный подход. Формирование психических функций в процессе деятельности детей. Основная деятельность данного возраста - игра.
  6. Творческий подход - возможность не ограничивать свободу творчества ребенка, если цели, поставленные перед ним в ходе занятия, будут решены.
  7. Систематичность заданий и используемых игр.
  8. Вариативность заданий.
  9. Принцип постепенного усложнения заданий.
  10. Принцип планирования при проведении занятий различными специалистами.

Итак, чтобы  слепой или слабовидящий ребенок  вырос полноценным, самостоятельным  человеком, с самого раннего детства  необходимо вовлекать его в жизнь  семьи. Необходимо включать ребенка в разнообразные виды деятельности: бытовую, трудовую, хозяйственную. Ребенок должен иметь определенные обязанности перед близкими и перед самим собой и с возрастом выполнять все усложняющиеся поручения. Способам выполнения этих поручений необходимо учить. Включенность в домашние дела - сильный воспитывающий фактор, а также одно из средств познания ребенком окружающего мира. С раннего детства необходимо вовлекать ребенка во взрослые дела. При этом важно подключать все сохранные органы чувств ребенка: внимание, память, мышление. При выполнении любых обязанностей по дому важны добросовестное отношение к ним и его ориентация не на похвалу, а на стремление к самостоятельности, желание делать добро и заботиться о близких.

Информация о работе Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения