Деятельность гувернера в современной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: подготовка педагогов к деятельности гувернера в современной семье
.В ходе реализации цели определился ряд задач:
Изучить историю становления гувернерства в России.
Выявить требования к гувернера в современной семье.
Рассмотреть обучение домашнего педагога в различных образовательных учреждениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
ГлаваI.Теоретические основы проблемы домашнего образования……..……5
1.1.Гувернерство как социально-педагогическое явления……………………5
1.2.История развития семейного обучения и воспитания в России…………...6
1.3.Характеристика современной семьи……………………………………… 19
ГлаваII.Изучение деятельности современного гувернера……………..…….22
2.1.Требования к современному гувернеру………………………………….22
2.2.Подготовка современного гувернера……………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………42
Список литературы и интернет-ресурсов……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по педагогике2.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Обязанности гувернера по уходу за ребенком школьного возраста

Гувернер, занятый  воспитанием школьника, безусловно, будет применять несколько иные методики, поскольку нельзя допускать  разительного контраста в изложении  материала по сравнению со школой. Но, тем не менее, более широкий  взгляд на школьную программу, пристальное внимание к тем предметам, которые даются ребенку сложнее всего, поиск новых путей для того, чтобы информация оказалась усвоенной, позволит гувернеру создать основательную базу, на которой можно выстраивать дальнейшее обучение. Гувернер не может ограничиваться лишь помощью при выполнении домашних заданий, он должен удостовериться, что ребенок действительно разобрался в теме. В том случае, если какой-либо аспект учебной программы вызывает особый интерес ребенка, гувернер должен быть готов к тому, чтобы найти по ней дополнительную информацию и удовлетворить любопытство своего воспитанника. В школьном возрасте уже начинают закладываться основы для самостоятельной работы с информацией, с ее поиском и осмыслением.

Жизнь школьника, безусловно, не ограничивается занятиями – очень важно, чтобы он достаточное время проводил на свежем воздухе, играл с друзьями, занимался спортом. Гувернер должен спланировать день своего воспитанника таким образом, чтобы тот успевал не только позаниматься, но и отдохнуть, развлечься. Совместное посещение концертов и выставок сделает отдых более полноценным, так как не только подарит ребенку множество новых, ярких впечатлений, но и позволит разнообразить серые будни.

2.2Подготовка современного гувернера.

Современное состояние общества создаёт условия для формирования социального заказа у определённого числа родителей на получение новой образовательной услуги для своих детей – домашний воспитатель или домашний гувернёр. Многие родители стремятся создать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей своих детей, повысить уровень их готовности к обучению в школе, разнообразить виды и содержание получаемых образовательных услуг, обеспечить комфортные условия домашнего образования, индивидуализировать процесс обучения и воспитания. Кроме этого, возникают ситуации, когда ребёнок не имеет возможности посещать ДОУ и пользоваться стандартной услугой дошкольного учреждения по разным причинам. Это дети, которые не могут посещать ДОУ по состоянию здоровья; по причине отдалённости образовательного учреждения, отсутствия места в ДОУ, желания родителей о кратковременном пребывании детей в условиях ДОУ и несогласия администрации учреждения предоставить такие возможности и т.д. 

Таким образом, в настоящее время в обществе формируется потребность в высококвалифицированных специалистах домашнего образования – няни, гувернёра. Образовательные учреждения в недостаточной степени осуществляют подготовку таких специалистов, поэтому данная образовательная услуга имеет большие перспективы, возможности для её разработки и внедрения, позволит также частично решить вопрос обеспечения рабочими местами специалистов, в том числе потерявших работу по причине сокращения штатов в учреждениях дошкольного и начального образования. В последнее время в связи с формированием обозначенного социального заказа на рынке появляются неквалифицированные специалисты, предлагающие свои услуги. Это зачастую приводит к нежелательным последствиям и ещё раз доказывает необходимость подготовки квалифицированных кадров, реализации программ по их обучению. 

Специфика деятельности педагога заключается в «отсутствии сиюминутного результата труда»: учитель, воспитатель действуют в настоящем, а результат их педагогической деятельности отсрочен в будущее. Следовательно, деятельность педагога, и, в частности, современного гувернера рассматривается как общегосударственная проблема. Подготовка гувернера в условиях вариативного и альтернативного образования может осуществляться как в государственной, так и негосударственной образовательной системе. В документах Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации отмечалось, что обе системы образования имеют право на существование, они равноправны. Образно это можно себе представить так: мощное ядро государственного образования окружено тонкой динамичной оболочкой негосударственных образовательных учреждений.

Программа подготовки специалиста  в контексте деятельностного  подхода, как отмечает И.А. Зимняя, «должна реализовать оба плана соответствия: профессионально-личностный и профессионально-деятельностный». Среди профессионально-значимых качеств педагога следует, в частности, выделить и эрудицию, педагогическую наблюдательность, искренность, тактичность, выдержку, гибкость поведения, порядочность, чувство собственного достоинства, способность идти на компромисс, эмпатию, высокий уровень перцептивных способностей и др.

Особое внимание обращается на формирование таких профессионально-значимых, коммуникативных качеств педагога, как:

– богатый словарный запас, правильность, образность и выразительность речи;

– умеренная экстравертированность  в общении;

– общая направленность личности на общение, взаимодействие, диалог;

– эмоциональная устойчивость в общении, низкий порог психопатизации и невротизма (психической неустойчивости и конфликтности).

Вместе с тем, специфика  образовательной деятельности в  условиях семьи требует определенного  уровня развития специальных способностей: умения находить нетрадиционные решения  в нетипичных ситуациях, адаптироваться к разнообразным условиям, экономить эмоциональные ресурсы, иметь способность к рефлексированию и релаксации.

Особенности профессиональной деятельности домашнего педагога требуют  вычленения в профессионально-деятельностном плане блока умений и навыков, которые ее обеспечивают, т.е. практические и практико-технологические умения и навыки.

Практико-технологический блок - умения и навыки, владение которыми позволяет домашнему педагогу не только качественно выполнять профессиональные функции, но и осуществлять обучение детей в адаптированной, облегченной форме.

Практические умения и навыки - направлены на овладение профессионально-значимыми для домашнего педагога функциями, формирующими способность определить психотип, организовать развивающую среду, провести диагностику и коррекцию нервно-психического развития и др.

Значимыми в подготовке специалиста являются установленные  И. А. Зимней показатели многоплановости  соответствия педагога своей педагогической деятельности. Первым планом такого соответствия выступает пригодность. Пригодность - это склонность к педагогической деятельности, которая определяется «отсутствием анатомо-морфологических и психологических противопоказаний к профессии, предрасположенностью к педагогической профессии, предполагает некоторое стабильное единство нормы интеллектуального развития человека, положительного эмоционального тона и нормальный уровень развития лингвистических и коммуникативных способностей».

Второй план соответствия педагога своей профессии – это  готовность. Готовность - широкая и системная профессиональная компетентность, стойкая убежденность человека, социально-значимая направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности общения, передачи опыта.

Завершающим планом соответствия педагога его профессии является включаемость - легкость, правильность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника и самому адекватно реагировать на нее.

Любой педагог должен сегодня четко осознавать степень  личного соответствия требованиям  и специфике своей педагогической деятельности и наметить программу профессионального самосовершенствования. Педагог-профессионал, педагог-мастер находится в постоянном поиске новых путей совместного решения задач семейного и общественного воспитания. Домашнее воспитание, возрождающееся на современном этапе, призвано объединить усилия родителей и педагогов.

При исследовании данной темы я обнаружила ряд заведений, совершающих образовательные услуги в сфере гувернерства. Удивительно, но данные услуг оказываются не только на базе высших и средних учебных заведений, но и в ДОУ, где уровень обучения ничуть не уступает высшим и средним учебным заведениям.

Мы изучили программы образовательных учреждений, где существует «школа гувернерства» или даже «гувернерская служба»:

  1. Центр подготовки гувернёров МГГУ им. М.А. Шолохова - первый в России центр, осуществляющий обучение и подготовку гувернёров на базе государственного университета с высокими традициями педагогического образования.
    1. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 47
    1. МДОУ ЦРР №13 «Оленёнок»(воспитание и уход за детьми дошкольного возраста на дому)
    2. Нижегородский институт развития образования.

Рассмотрим  более подробно каждую из программ:

1.Содержание программы МГГУ им.Шолохова:

    1. - Введение в профессию «гувернёр». Правовые основы гувернёрской деятельности. Этикет гувернёра. Функции гувернёра. Первое знакомство с семьей как залог успешного сотрудничества. Тактика поведения на собеседовании.
    2. - Способы эффективного взаимодействия гувернёра с семьей по физическому воспитанию ребенка. Обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка в семье.
    3. - Деятельность гувернёра по интеллектуальному развитию ребенка в семье. Особенности работы с одарёнными детьми. Развитие лидерских качеств у ребёнка. Подготовка к школьному обучению.
    4. - Гувернёр как организатор культурно-досуговой деятельности в семье. Праздники в семье. Знакомство с основами семейно-обрядовой культуры. Организация и проведение семейных праздников. Разработка сценария, дизайн праздничного помещения. Праздник для маленького ребенка. Чего ждет малыш?
    5. - Деятельность гувернёра по эстетическому воспитанию дошкольника в семье. Аппликация, лепка, конструирование, рисование в работе с ребенком (использование и комбинирование традиционных и нетрадиционных технологий).
    6. - Гувернёр как организатор речевого развития ребенка. Особенности установления контакта с малышом в условиях домашнего образования. Современные методики развития речи. Этикет дошкольника.
    7. - Развиваем малыша — радуем родителей. Альтернативные методики воспитания и обучения ребенка (методика Глена Домана, Вальдорфская педагогика, методика Марии Мантессори). Игротека, подбор игр для развития способностей ребенка, организация предметно-развивающей среды в семье.
    8. - Тренинги образовательной деятельности гувернёра в семье. Построение конструктивного диалога с родителями. Отработка навыков «активного слушания» и «присоединения» в процессе взаимодействии с родителями. О чем не надо говорить с родителями, чтобы не испортить отношения (запретные темы), поведение в конфликтной ситуации. Как сказать, чтобы быть услышанным: советы и рекомендации.
    9. - Сопровождение гувернёром семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями (дети-инвалиды, дети с задержкой в развитии и т.д.). Лечебная физкультура, массаж. Составление индивидуальных планов-маршрутов воспитания и обучения ребенка в семье.
    10. Занятия проводят: Антонова А.В., доктор педагогических наук, профессор; Зацепина М.Б., доктор педагогических наук, профессор; Бесшапошникова С.Ю., кандидат педагогических наук, доцент; Сидячева Н.В., кандидат психологических наук, доцент; Цаплина О.В., кандидат педагогических наук, доцент.

2.На базе МБДОУ №47 наряду с адаптационной группой и группой  развития, в сентябре 2010 года была организована гувернерская служба (услуга «Домашний воспитатель») для детей, не охваченных дошкольным образованием.

В рамках непосредственной образовательной деятельности были разработаны модели и технологии деятельности услуги «Домашний воспитатель», работа в которых осуществляется по индивидуальным образовательным маршрутам, разработанным специалистами, привлекаемыми к данной услуге.

Содержание  образовательной части программы  включает в себя 4 основных направлений:

  • художественно-эстетическое
  • коррекционно-педагогическое
  • лечебно-оздоровительное
  • подготовка ребенка к школе

1. Художественно-эстетическое  направление

(занятия с воспитателем, музыкальным руководителем)

Задачи:

  • Достичь определенных результатов в понравившихся ребенкувидах художественно-эстетической деятельности.
  • Развить познавательный интерес к музыке, танцам, изобразительной деятельности в игровых, доступных ребенку формах обучения.
  • Активизировать творческий потенциал, способствовать развитию слуха, чувства ритма.
  • Развивать творческие возможности: воображение, замысел.
  1. Коррекционно-педагогическое направление

(занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом)

Цель: устранение речевых дефектов у детей, совершенствование познавательных процессов и обеспечение ребенку психологической готовности к обучению в школе.

Задачи:

  • Развивать психологическую фазу речи: слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, словесно-логическое мышление.
  • Сформировать у ребенка произносительные умения и навыки: постановка нарушенных звуков, автоматизация, дифференцирование звуков
  • Развивать процесс звукобуквенного анализа и синтеза, связную речь, подготовить ребенка к успешному овладению письменной фазы речи.
  • Способствовать развитию психических процессов: памяти, мышления, воображения и т.д.
  • Максимально содействовать полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка.
  • Оказать грамотно-методическую помощь родителям неорганизованных детей.

Информация о работе Деятельность гувернера в современной семье