Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе и детском доме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель: сравнить методы и формы работы социального педагога в общеобразовательной школе и детском доме.
Гипотеза: работа социального педагога будет более конструктивной, если он изучит и сравнит деятельность своих коллег.
Задачи:
1. Изучить научную, социально-педагогическую, социально-педагогическую литературу по исследуемой теме;
2. Изучить и сравнить методы и формы работы социального педагога в общеобразовательной школе и детском доме;
3. Изучить документацию, права и обязанности социального педагога в общеобразовательной школе и детском доме

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности...5
1.1 Область деятельности социального педагога………………………….……5
1.2 Направления работы социального педагога в современных условиях…....6
1.3 Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога……………………………………………………………….…….…7
Глава 2. Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе
и детском доме…………………………………………………………………………………………………13
2.1 Особенности работы социального педагога в общеобразовательной
школе…………………………………………………………………………………………………………………13
2.2 Особенности работы социального педагога в детском доме……………..……20
2.3 Функции, методы и формы работы социального педагога
в общеобразовательной школе……………………………………………………………………..…22
2.4 Функции, методы и формы работы социального педагога
в детском доме………………………………………………………………………………………..…..……24
Заключение………………………………………………………………………………….…………..…....…28
Список литературы………………………………………………………………….……………….….......30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Психолого-педагогический факультет

Кафедра социальной педагогики

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 И ДЕТСКОМ ДОМЕ

 

 

 

 

 

 

                                                             Выполнила: Иванова Ольга Васильевна

                                                            студентка заочной формы обучения

                           группы 2ЗСК

                                                                   направление «Социальная педагогика»

                                                                              Научный руководитель: Игнатов П.Р.

                                                                              Кандидат педагогических наук, доцент.

 

 

Самара

2013

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................................................3

Глава 1. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности...5

    1. Область деятельности социального педагога………………………….……5
    2. Направления работы социального педагога в современных условиях…....6
    3. Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога……………………………………………………………….…….…7

Глава 2. Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе

 и детском доме…………………………………………………………………………………………………13

2.1 Особенности работы  социального педагога в общеобразовательной 

школе…………………………………………………………………………………………………………………13

2.2 Особенности работы  социального педагога в детском доме……………..……20

2.3 Функции, методы  и формы работы социального педагога

в общеобразовательной  школе……………………………………………………………………..…22

2.4  Функции, методы  и формы работы социального  педагога 

в детском доме………………………………………………………………………………………..…..……24

Заключение………………………………………………………………………………….…………..…....…28

Список литературы………………………………………………………………….……………….….......30

 

 

 

 

 

 

 

Введение.   Должность "социальный педагог" появилась в России в 1991 году. Это нововведение было продиктовано такими фактами, как увеличение в стране количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступности. Раньше этой проблемой занимались классный руководитель и организатор по внеклассной работе.

В это время появилась  необходимость подготовки специалистов, которые могли бы профессионально  работать с социально незащищёнными  слоями населения, с детьми и подростками из неполных, неблагополучных, кризисных семей, нуждающихся в дополнительном внимании со стороны образовательных учреждений, с детьми с нарушениями в поведении, с безнадзорными детьми.

Должность социального  педагога в штатном расписании дошкольных учреждений появилась совсем недавно. И далеко не в каждом саду можно встретить социального педагога! Первопроходцами в этой области, как правило, оказываются школьные специалисты этой области.

После школы перестроиться  на дошкольное образовательное учреждение совсем не просто. Да и у молодых специалистов приходящих в детские сады может возникнуть много вопросов.

Чем же и как занимается социальный педагог в детском саду? В чём  специфика его работы? Нужен ли он вообще в дошкольном учреждении?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо в первую очередь понять, в чём  же заключается работа социального  педагога в целом, и в чём отличие  дошкольной практики социального педагога от школьной? Эти вопросы мы постарались  рассмотреть в курсовой работе. Для этого было проведено исследование литературы и интернет источников по данному вопросу: учебных пособий, должностной инструкции социального педагога, специализированных сайтов для социальных педагогов, но наиболее информативными, на мой взгляд, оказались статьи педагогов-практиков.

 

Объект: деятельность социального педагога в общеобразовательной школе и детском доме.

Предмет: методы и формы работы социального педагога в общеобразовательной школе и детском доме.

Цель: сравнить методы и формы работы социального педагога в общеобразовательной школе и детском доме.

Гипотеза: работа социального педагога будет более конструктивной, если он изучит и сравнит деятельность своих коллег.

Задачи:

      1. Изучить научную, социально-педагогическую, социально-педагогическую литературу по исследуемой теме;
      2. Изучить и сравнить методы и формы работы социального педагога в общеобразовательной школе и детском доме;
      3. Изучить документацию, права и обязанности социального педагога в общеобразовательной школе и детском доме;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности.

    1. Область деятельности социального педагога.

Профессия социального  педагога отличается размытостью профессиональной сферы, которая не ограничивается профессионально-квалификационными  требованиями. Поле профессиональной деятельности социального педагога огромно. От него требуется высокий профессионализм в социально-педагогических, юридических, психологических, медико-социальных аспектах, готовность к решению непростых задач.

Основное назначение социального педагога – помощь в организации обучения ребёнка, подростка, в его адаптации и реабилитации в школе, детском саду, семье, обществе, содействие в оказании ему социальной, юридической, медицинской помощи. Для решения этих задач специалист изучает эмоционально-психологическое состояние и социально-экономическое положение в личности обществе, анализирует кризисную ситуацию, планирует пути её преодоления. Работает с детьми и подростками из неполных, неблагополучных, кризисных семей, нуждающихся в дополнительном внимании со стороны образовательных учреждений, с детьми с нарушениями в поведении, с безнадзорными детьми.

Эта работа призвана содействовать  адаптации и полноценному развитию детей группы риска, направлена на предупреждение их противоправного и антиобщественного поведения.

Социальный педагог  курирует процесс обучения своих  подопечных контролирует явку на занятия. Ведет индивидуальную воспитательную работу. Содействует организации  продуктивной досуговой деятельности. Помогает в выборе кружков, секций увлечений. Посещает детей и их семьи на дому. Проводит беседы с родителями и лицами, их заменяющими. Обращается в случае необходимости в органы опеки и социальной защиты. Сопровождает и представляет интересы своих подопечных в учреждениях, государственных органах и административных комиссиях.

В своей деятельности социальный педагог руководствуется  Конституцией Российской Федерации, Законом  Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном  учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и решениями правительства Санкт-Петербурга и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Социальный педагог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

 

    1. Направления работы социального педагога в современных условиях.

Профессиональная деятельность социального педагога обширна и имеет много задач. С одной стороны он выполняет функцию психолога, работающего с детьми, имеющими психические, умственные и серьезные психологические нарушения в развитии. На его плечи также возложены обязанности консультировать родителей, воспитывающих таких детей, их учителей, одноклассников. С другой стороны социальный педагог должен следить за соблюдением прав ребенка, как в семье, так и вне семьи (в школах, детских садах и др.) То есть — разрешать проблемные ситуации, когда права несовершеннолетних каким-либо образом нарушаются. Кроме того, социальный педагог имеет право инициировать возбуждение судебных дел по лишению недобросовестных и неблагополучных родителей родительских прав.

Одним из важнейших направлений  деятельности социальных педагогов является оказание человеку индивидуальной помощи. Организация индивидуальной помощи предполагает определение индивидуальной траектории развития каждого ребенка, выделение специальных задач, соответствующих его способностям, включение его в различные виды деятельности, раскрытие потенциала личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому для самореализации и самораскрытия.

Согласно должностной  инструкции основными направлениями  деятельности социального педагога являются:

  • Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства обучающегося.
  • Изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающегося и ее микросреды, условий жизни.
  • Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи.
  • Установление сотрудничества с органами социальной защиты.

 

1.3 Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога.

Высокие требования к  профессиональному уровню и личностным качествам социального педагога обусловлены особенностями его  работы с семьей, находящейся в  кризисной ситуации, необходимостью у него завоевать доверие и расположить к себе всех её членов. Для этого он должен обладать такими профессионально значимыми качествами, как деликатность,

 

эмпатия, милосердие, целеустремленность, динамизм, такт, педагогический оптимизм. Конфиденциальность и доверительность работы социального педагога требуют от него выдержки культуры общения, психологической грамотности. Он должен отдавать приоритет интересам личности над общественными интересами, признавая уникальность каждого человека, его прав, независимо от его личностных характеристик. Социальному педагогу надо постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, а также человеческие качества – моральные и нравственные.

Для успеха работы с семьёй социальному педагогу часто требуется  взаимодействовать со специалистами других социальных служб, которые способны помочь семье, ребёнку. Ему необходимы навыки эффективного администратора, компетентно использующего взаимодействие различных ведомств и учреждений.

Социальный педагог  для выполнения свое миссии должен быть хорошо подготовлен профессионально, быть образованным, эрудированным, обладать педагогическим мастерством и организаторскими способностями. Он должен быть значимой личностью, способной эффективно влиять на ход событий и на эмоционально-психологическое состояние своих подопечных.

Социальный педагог  должен обладать знаниями о возрастных, физиологических, психологических, социальных, профессиональных особенностях развивающейся  личности и их проявлениях в обучении, трудовой, социальной, досуговой, деятельности.

Необходимые профессиональные навыки социального педагога:

  • знание психологии, в особенности — детской, социальной и психологии личности;
  • компетенция в правовых и законодательных вопросах, напрямую касающихся детско-родительских отношений, проблем;
  • несовершеннолетних, их прав, обязанностей и ответственности в случае совершения преступлений;
  • умение вести документооборот: различные планы, отчетность и т.д.

В деятельности социального  педагога используются различные формы  планов:

  • план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана работы школы (перспективный план); возможно планирование и на более длительный срок;
  • план работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю (календарный план); формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;
  • план проведения конкретных акций, форм работы, планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных.

Информация о работе Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе и детском доме