Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе и детском доме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель: сравнить методы и формы работы социального педагога в общеобразовательной школе и детском доме.
Гипотеза: работа социального педагога будет более конструктивной, если он изучит и сравнит деятельность своих коллег.
Задачи:
1. Изучить научную, социально-педагогическую, социально-педагогическую литературу по исследуемой теме;
2. Изучить и сравнить методы и формы работы социального педагога в общеобразовательной школе и детском доме;
3. Изучить документацию, права и обязанности социального педагога в общеобразовательной школе и детском доме

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности...5
1.1 Область деятельности социального педагога………………………….……5
1.2 Направления работы социального педагога в современных условиях…....6
1.3 Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога……………………………………………………………….…….…7
Глава 2. Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе
и детском доме…………………………………………………………………………………………………13
2.1 Особенности работы социального педагога в общеобразовательной
школе…………………………………………………………………………………………………………………13
2.2 Особенности работы социального педагога в детском доме……………..……20
2.3 Функции, методы и формы работы социального педагога
в общеобразовательной школе……………………………………………………………………..…22
2.4 Функции, методы и формы работы социального педагога
в детском доме………………………………………………………………………………………..…..……24
Заключение………………………………………………………………………………….…………..…....…28
Список литературы………………………………………………………………….……………….….......30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Преодоление депривации и негативного влияния детского дома педагогическими методами, а  также с помощью приемной семьи  может быть эффективным при условии решения соответствующих материальных, экономических, психологических, морально-нравственных, социокультур-ных проблем.

В связи с тем, что  индивидуальная социально-педагогическая работа с детьми-сиротами и подростками  неразрывно связана с оказанием социальной, педагогической, психологической поддержки самим детям, то спектр методик этой работы достаточно широк.

Классифицировать основные методы, используемые социальным педагогом, социальным работником можно по схеме:

Социальная терапия ((греч.) – «забота, уход, лечение») – систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе детей и подростков в урегулировании чувств, импульсов, мыслей, отношений. Терапия выполняет ряд важных функций социально-педагогической поддержки ребенка и подростка из неполных семей, в том числе:

лечебную (оказание помощи ребенку в решении его проблем совместно с медиками);

социального развития (включение  его в активную групповую деятельность, организация процесса «совместного развития», положительно влияющего на социальное здоровье ребенка);

отстаивания интересов (разъяснение  нужды притесняемых или социально  уязвимых детей обществу, организациям).

Социальная терапия, таким  образом, может рассматриваться  как метод «социального лечения», как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией, как инструмент социального контроля, как средство коммуникации. К задачам социальной терапии мы относим:

исправление, корректировку  поведения;

предупреждение дисфункций;

обеспечение нормального  социального развития ребенка;

самоутверждение личности.

 

Вывод: работа современной общеобразовательной школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций, заботу о гуманизации среды, окружающей ребенка, инициативу в социально-педагогической деятельности в микрорайоне. Образовательные учреждения обретают новую социальную роль, способствующую формированию перспективных культурно-образовательных моделей. Именно социальная педагогическая работа позволяет вносить такие изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные условия для их личностного становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений между людьми, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и выводит на их решение специалистов-профессионалов различных профессий и разного профиля.

Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на оздоровление и нормализацию отношений в семье и ее микросоциуме.

Задача социального педагога детского дома - составить индивидуальную программу развития воспитанников, т. е. фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребёнка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации.

 

 

Основная задача детского дома - это создание детям условий  для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовке их к самостоятельной  жизни.

Деятельность социального  педагога в детском доме включает в себя диагностическую работу с воспитанниками, подготовку комплекса коррекционно-реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальными потребностями воспитанника, а также осуществление правовой защиты интересов воспитанника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, работа социального педагога — создать для ребенка ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

Социальный педагог  должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.

Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой — учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента — с позиции клиентоцентризма.

Социальный педагог  сталкивается с разными людьми и семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители алкоголизированы или наркозависимы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.

Именно социальная педагогическая работа позволяет вносить такие  изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные условия для их личностного  становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

Социальный педагог  собирает информацию, связанную с  нуждами детей, организует консультацию по вопросам прав и обязанностей детей, имеющих льготы и получающих пособия. Он анализирует ситуацию клиента и предоставляет ему альтернативные подходы к решению проблем.

Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на оздоровление и нормализацию отношений в семье и ее микросоциуме.

Содействуя развитию социальных инициатив детей и  взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства, стимулируя их инициативы, добивается общественного признания новаций, внедряя их в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

1.    Макаренко С. Скрытое социальное сиротство //Воспитание школьников.– 2006

2. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика:                        учебное пособие. М.:КНОРУС. 2010.

3. Штинова Г. Н. Социальная педагогика. Учебник. М.: Валдос.                  2008.

4.  Баранова Л.Г. Социальный педагог в школе: из опыта работы. Изд.: Учитель. 2009

5.  Фоминичева М.Ю. Социальный педагог в школе.                                              Изд.: Учитель. 2011

6.   Роготнева А. Организация воспитательной работы в детских домах                             и интернатных учреждениях: Пособие для педагогов - ("Развитие и коррекция").

Изд.:Владос. 2008

7. Лиханов А.А. Дети без родителей. Изд.: Просвещение. 2010




Информация о работе Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе и детском доме