Деятельность социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Современная молодёжь живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом информационно-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на молодёжь, у которой зачастую еще не выработана четкая жизненная позиция. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство.

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. теоретические аспекты ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ

.1 Понятие наркомании и факторы ее возникновения

.2 Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании

1.3 Технологии профилактики наркомании

Глава 2. Исследование проблемы норкомании у подростков в условиях общеобразовательной школы

2.1 База практики. Методики исследования

.2 Коррекционно-развивающая программа по предупреждению подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы «Школа без наркотиков» и ее реализация

2.3 Результаты проведенной коррекционной работы. Рекомендации родителям и социальному педагогу

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.docx

— 59.26 Кб (Скачать файл)

·неспособность отличить любовь от жалости, тенденция путать и смешивать эти чувства;

 

·чувство вины при необходимости  отстаивать себя, свои личные интересы или сделать что-то ради себя лично;

 

·постоянное откладывание всего  «на потом»;

 

·неспособность или активное, сопровождаемое страхом нежелание  участвовать в играх, развлечениях, забавах;

 

·в отношениях с людьми крайне редко возникает отношение  подлинной близости, доверия и  постоянства;

 

·привычная ложь даже там, где проще и естественней сказать  правду.

 

Когда человек находит  у себя эти признаки, чаще всего  ему не хочется этому верить. Здесь  возникает вопрос: почему? Что вызывает такой протест у нас? Может  быть потому, что не хочется видеть свои собственные проблемы, а ведь они есть у каждого из нас. И  эти проблемы не сильно отличаются от проблем наркоманов. Внешняя картина  может быть совершенно иной: ухоженный  дом, большая дружная семья, престижный, дорогой автомобиль, высокооплачиваемая работа и т.д. Но вдумайтесь и постарайтесь честно ответить себе на вопрос: не занимает ли у Вас в жизни все это  такое же место, как у наркомана  его наркотик.

 

Третья группа факторов наркотизации детей и подростков - социальные факторы - весьма обширна, она включает общесоциальные факторы, влияние среды  сверстников (ближнее окружение) и  школьные факторы.

 

Так, к общесоциальным факторам причисляют:

 

·нормы, политику и законодательство в отношении наркотиков;

 

·общественные традиции, доступность  наркотиков;

 

·неблагоприятный социально-экономический  климат;

 

·позицию средств массовой информации по отношению к проблеме наркомании;

 

·законодательство в области  молодежной политики;

 

·развитость системы социально-психологической  помощи молодежи;

 

·организованность досуга молодежи, ее участие в общественной жизни.

 

Для среды сверстников  как фактора наркотизации существенными  являются:

 

·отношение «значимого окружения» к употреблению наркотиков;

 

·уровень социальной приемлемости поведения и социально психологический  климат подростковой группы;

 

·роль подростка в группе сверстников;

 

·широта круга общения;

 

·отношение подростковой группы к взрослым;

 

·ценностные ориентиры подростковой группы.

 

В контексте рассматриваемых  нами вопросов, наиболее важно знание так называемых «школьных» факторов, к которым исследователи относят:

 

·успеваемость подростков, их желание учиться, регулярное посещение  школы;

 

·частая смена школы;

 

·участие педагогов в  воспитательном процессе и принятая в школе система воспитания;

 

·отношения подростков с  учителями (уровень доверия), социально-психологический  климат;

 

·участие педагогов в  профилактике наркомании;

 

·связь между семьей и  школой;

 

·участие подростков в  школьном самоуправлении.

 

Подросток, начинающий употреблять  наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны, рекламные предложения  нового стиля жизни, связанного с  наркотизацией, новых ощущений в  сочетании с доминирующими для  несовершеннолетнего мотивами любопытства  и подражания, с другой - безучастность  и некомпетентность педагогов и  родителей в этом вопросе, а также  возникновение созависимости в  семье.

 

 

1.2 Социально-педагогическая  профилактика подростковой наркомании

 

 

Рассмотрим понятие профилактика наркомании.

 

Профилактика наркомании - это активный поступательный процесс  создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие человека. Данный процесс призван  способствовать обеспечению безопасной и поддерживающей среды; доступа  к информации и к специализированным службам помощи; помощи в приобретении жизненных навыков.

 

До настоящего времени  вопрос о том, усилиями каких специалистов - педагогов, врачей, психологов - должна вестись антинаркотическая профилактика, не нашел однозначного ответа [14, 25].

 

Старания учителей, психологов, социальных педагогов недостаточны в силу их низкой осведомленности  о причинах наркотизации подрастающего  поколения, а также в силу того, что практически отсутствуют  адаптированные научно-обоснованные программы  первичной профилактики наркомании среди подростков и молодежи в  условиях общеобразовательной школы.

 

Опираясь на взгляды отечественных  исследователей А. Данилина, В.В. Ковалева, И.П. Марова, под профилактикой наркомании в условиях общеобразовательной  школы мы понимаем комплекс социально - психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение распространения  наркомании среди детей и подростков.

 

По мнению Кокина В.И профилактика злоупотребления наркотиками - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических  мероприятий, направленных на выявление  и устранение причин и условий, способствующих распространению и потреблению  наркотических и других психоактивных  веществ, предупреждение развития и  ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления  наркотическими веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев  ВИЧ-инфекции, гепатита, заболеваний  распространяемых половым путем  и т. д.)[11,78].

 

Современная концепция первичного, т.е. раннего предупреждения употребления наркотиков среди детей и подростков базируется на положении о том, что  в центре внимания должна находиться личность несовершеннолетнего и  три основные сферы, в которых  реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ним макросоциальное окружение.

 

Данная концепция охватывает все стороны жизнедеятельности  подростка, что создает условия  для активного выявления и  динамического контроля над процессом  предупреждения употребления психоактивных  веществ. Она позволяет оценить  эффективность всей системы профилактических мероприятий, то есть ее направленность на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и  в социальной и природной среде, и одновременно создать условия  для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта, обучение ребенка  новым навыкам, которые помогут  реализовать поставленные цели, сохранить  здоровье и предупредить возникновение  новых проблем. Однако важным для  нас является положение о витальной  функции семьи - жизненно необходимой  среды для развития и воспитания ребенка.

 

С целью предотвращения употребления наркотиков в образовательных учреждениях  и учреждениях дополнительного  образования проводится профилактическая работа.

 

Профилактика злоупотребления  психоактивными веществами - это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических  мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также  предупреждения развития и ликвидации негативных личностных, социальных и  медицинских последствий злоупотребления  ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).

 

ВОЗ принята классификация  профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную ее формы.

 

Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Это работа с популяцией условно  здоровых людей, а также с так  называемой группой риска наркотизации. К этой группе относятся молодые  люди, в ближайшем окружении которых  есть потребители наркотиков. Также  в группу риска входят экспериментирующие с психоактивными веществами; имеющие  генетическую предрасположенность  к психическим и наркологическим  заболеваниям, находящиеся в неблагоприятных  семейных или социальных условиях люди [9; 23].

 

Ввиду опасности формирования зависимости даже после однократного приема ПАВ (особенно у детей и  подростков), первичная профилактика приобретает приоритетное значение. При этом важно отметить, что, согласно современному пониманию природы  наркотической зависимости, «воротами» приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и табака.

 

Вторичная профилактика злоупотребления  психотропными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости  от психоактивных веществ и предполагает работу с людьми, употребляющими ПАВ, но не обнаруживающими признаков  наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости.

 

Третичная профилактика злоупотребления  ПАВ (или реабилитация наркозависимых) проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями и направлена на предотвращение рецидивов заболевания. То есть, реабилитация предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального  статуса больного наркоманиями, включая  алкоголизм, и возвращение его  в семью, в ОУ, к общественно  полезной деятельности.

 

При первичной профилактике эффективность воздействия составляет 60-70%, при вторичной - 30-40%, при третичной - 3-5%.

 

В настоящее время во всем мире в образовательной среде  борьба с наркоманиями проводится путем  использования различных профилактических моделей и методов психолого-педагогического  воздействия. В самом начале проведения первичной профилактики химической зависимости необходимо выяснить степень  информированности о наркотиках у подростков в группе, с которой  проводится работа. Данные технологии мы рассмотрим в следующем параграфе.

 

 

1.3 Технологии профилактики  наркомании

 

 

Для профилактики наркомании в образовательной среде используются разнообразные формы и методы.

 

Волонтерское движение. Достаточно специфическая и «интеллигентная» технология. Может принимать форму  общественных советов, уличных комитетов, школьных организаций. Коротко охарактеризовать ее суть можно в двух словах: работа общественных социальных работников на добровольных началах. Эта технология имеет достаточно небольшую эффективность  из-за низких возможностей воз действия на распространителей и потребителей ПАВ. Применима в районах проживания интеллигенции. Движущая сила - благополучные родители и подростки, не имеющие проблем с наркотиками и алкоголем.

 

Технология «натравливания». Обладает очень высокой эффективностью, но часто при ее реализации происходят действия, которые с трудом могут  быть признаны законными. Суть ее заключается  в том, что создается открытый информационный канал (пейджер, телефон  горячей линии), куда любой может  сообщить о месте, где торгуют  наркотиками. Информация об адресах  распространителей проверяется  силами общественности. Движущая сила этой технологии - родители наркоманов. Применима на территориях с различным  социальным составом населения.

 

Группы поддержки, или  группы созависимых, - традиционная и  эффективная форма работы по третичной  и отчасти вторичной профилактике наркомании во всем мире. Жизненный  опыт родственников наркозависимых в преодолении проблем аддиктивного поведения вносит большой вклад  в формирование общественного мнения, а при реализации единой антинаркотической  политики очень важно направлять общественное мнение в конструктивное русло. Такие группы перестали быть новинкой, однако многим из них не хватает  методической и организационной  поддержки.. Если хотя бы 20% родственников  наркозависимых, состоящих на учете  в наркологических диспансерах, примут участие в работе по созависимости, область получит 4-5 тысяч граждан, поддерживающих антинаркотическую  политику. Кроме того, психологическая  работа с созависимыми (равно как  и поддержка созависимых друг другом) приводит к улучшению состояния  психического здоровья общества.

 

Из цикла диагностических  методик можно использовать анкетирование  с помощью специальных опросников и тестов. Степень информированности  подростков можно выявить и в  процессе свободной беседы. Взгляды  молодежи на злоупотребление психоактивными веществами и его профилактику заслуживают  особого внимания. Говоря о профилактической работе с учащимися образовательных  учреждений можно выделить следующие  направления: общая воспитательная работа с детьми и подростками; коррекционная  работа с детьми и подростками  группы риска; работа с детьми и подростками, имеющими опыт использования наркогенных  веществ[14; 45].

 

Любая профилактическая программа  или проект должны включать в себя определенные виды деятельности по каждому  из следующих направлений:

 

распространение информации о причинах, формах и последствиях потребления наркотических средств;

 

формирование у подростков навыков анализа и критической  оценки информации, получаемой о наркотиках, умение принимать правильное решение;

 

предоставление альтернативы наркотизации;- коррекция социально-психологических  особенностей личности;

 

целевая работа с группой  риска (определение групп риска  и оказание адекватной помощи в преодолении  проблем, ведущих к появлению  тяги к наркотикам);

 

тесное взаимодействие с  организациями и структурами, проводящими  профилактическую работу.

 

Профилактические программы  в школе должны соответствовать  ряду правил:

 

. Любая работа в области  антинаркотического просвещения  должна проводиться только специально  обученным персоналом из числа  работников школы в рамках  комплексных программ на базе  утвержденной концепции профилактической  работы.

Информация о работе Деятельность социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы