Диагностика и развития внимания у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности развития внимания у детей дошкольного возраста. Задачи исследования:
Подобрать методики изучения особенностей внимания у детей дошкольного возраста;
Выявить особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста;
Разработать рекомендации по развитию внимания у детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………6
1.1 Характеристика внимания как познавательного процесса, виды и свойства внимания……………………………………………………………..6
1.2 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста……..16
Вывод по главе I………………………………………………………………24
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы развития внимания в дошкольном возрасте……………………………………………………........25
2.1. Методы изучения внимания у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………...25
2.2. Анализ результатов исследований, особенностей развития внимания у детей среднего дошкольного…………………………………………………29
2.3. Рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...33
Выводы по главе II……………………………………………………………38
Заключение…………………………………………………………………….39
Литература…………………………………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

- активизация необходимых и  торможение ненужных в данный  момент психических и физиологических  процессов;

- целенаправленный организованный  отбор поступающей информации;

- удержание, сохранение образов  определенного предметного содержания  до тех пор, пока не будет  достигнута цель;

- обеспечение длительной сосредоточенности,  активности на одном и том  же объекте;

- регуляция и контроль протекания  деятельности.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным внимание, а вторые – произвольным.

Непосредственное внимание - это также более низкая форма  его развития, чем опосредованное. Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания ребенка следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Непроизвольное внимание связано с усвоением новых  дифференцированных знаний о видах животных, насекомых, цветов, особенностях зданий и так далее. Все это вначале объясняют и показывают взрослые, потом ребенок замечает сам, непроизвольно. То, что объяснили, не только привлекает внимание само по себе, но и служит своеобразным фоном, на котором становятся заметными необычные объекты. Дети замечают новую одежду приятеля, необычные цветы, различные марки автомобилей, новые словечки и фразы. Замечают не только яркое, броское, громкое, но именно необычное – то, чего не было в их опыте.

Особенно показательно для развития ребенка внимания к  речи – рассказу взрослого. Здесь  физические характеристики голоса отходят  на задний план, значимым становится содержание, которое понимают на основе опыта. Однако до конца дошкольного детства  в организации внимания детей используют интонацию, загадочность, паузы.

Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». Выготский, 1976)

 Культурное развитие  внимания заключается в том,  что при помощи взрослого ребенок  усваивает ряд искусственных  стимулов – средств, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Процесс возрастного развития внимания по идеям Выготского Л.С. представил А.Н. Леонтьев. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания.

Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя.… Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании, и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет». (Выготский 1976)

Непроизвольное внимание связано с усвоением новых  дифференцированных знаний о видах  животных, насекомых, цветов, особенностях зданий и т.д. все это вначале  объясняют и показывают взрослые, потом ребенок замечает сам, непроизвольно. То, что объяснили, не только привлекает внимание само по себе, но и служит своеобразным фоном, на котором становятся заметными необычные объекты. Дети замечают новую одежду приятеля, необычные цветы, различные марки автомобилей, новые словечки и фразы. Замечают не только яркое, броское, громкое, но именно необычное – то, чего не было в их опыте.

Особенно показательно для развития ребенка внимание к  речи – рассказу взрослого. Здесь  физические характеристики голоса отходят  на задний план, значимым становится содержание, которое понимают на основе опыта. Однако до конца дошкольного детства в организации внимания детей используют интонацию, загадочность, паузы.

Произвольное внимание развивается в ходе целенаправленной деятельности. Цель действия как образ  предполагаемого результата побуждает удерживать внимание в течение всей деятельности. Если не получилось то, что задумал, ребенок даже плачет: «Я хотел Буратино нарисовать, а тут корова какая-то вышла!». Можно видеть большую сосредоточенность детей в моменты экспериментирования с предметами, переливания воды. В народе говорят, если затих, - значит, что-то затевает.

Если возникают идеи, ребенок слоняется по группе, задерживая беглый взгляд то на одном, то на другом играющем сверстнике, не пытаясь на чем-то сосредоточиться. Стимулируя замыслы, обогащая предметную среду и возможности осуществления идей, можно добиться значительного развития внимания дошкольника. (Овчарова, 1996)

Новый источник развития произвольного внимания – инструкции взрослого в повседневном общении  и на занятиях. При этом взрослый дает не только цель, но и способы ее достижения, порядок действий контролируется  взрослым и под влиянием его оценок превращается в самоконтроль ребенка – акт внимания. Переключение внимания с объекта на способы и порядок действий превращает его в развернутый процесс самоконтроля, как его характеризует П.Я Гальперин. Эта задача посильна дошкольнику в том случае, если промежуточные действия- цели представлены образцами. Например, чтобы вырезать колпак, дети ориентируются на рисунки его деталей, расположенные в последовательности изготовления. И это помогает сохранить внимание до получения результата. (Запорожец, 1964)

Если порядок действий задан только словесной инструкцией, удержать внимание труднее, для многих детей это непосильно. В качестве теста предложить ребенку пойти в соседнюю комнату и на столе под газетой взять карандаш. Половина детей скажут «Там нет» - они не могут ориентироваться на сложную словесную инструкцию. В школе таким детям будет трудно.

У старших дошкольников опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинированные требования, обещания спрашивать. Однако им нужна «подпитка» внимания яркими, необычайными, «непроизвольными» сигналами. Появление Петрушки, Незнайки, задания и вопросы от их имени активизируют детей и помогают организовать внимание.

Внимание детей в  начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам  и выполненным с ними действиям. ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление  нового предмета тот час же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии, внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же 30 – 40 минут, то к 5 – 6 годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.

Устойчивость внимания у детей проявляется в длительности сосредоточение его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин? от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключаю внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую. (Шаповаленко, 2007)

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдается два вида внимания: непроизвольное – от ориентировочной  реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от субъективного опыта) и произвольное – от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятыми способами действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в перспективе именно они приведут к развитию внимания школьника. (Палагина, 2005)

 Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребенка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

Внимание – это  сложное многоуровневое явление, порождающее  множество споров в психологии познавательных процессов. Трудность изучения внимания определяется тем, что оно находится в тесной связи с другими психическими процессами.

Внимание классифицируется по объекту (чувственное и интеллектуальное), по заинтересованности (непосредственное, опосредствованное, апперцептивное), по степени требуемых усилий, степени активности сознания (пассивное, непроизвольное, активное, произвольное).

Развитие ребенка в  дошкольном возрасте заключается в  подготовке общих, исходных человеческих знаний и умений, психических качеств  и свойств личности, которые нужны каждому человеку для жизни в обществе. К ним относятся овладение речью, употребление предметов обихода, развитие ориентировки в пространстве и времени, развитие человеческих форм восприятия, мышления, воображения и т.д., формирование основ взаимоотношений с другими людьми.

В дошкольном возрасте наблюдается  два вида внимания: непроизвольное – от ориентировочной реакции  на сильные раздражители к сосредоточенности  на необычном, непохожем, значимом (в  зависимости от субъективного опыта) и произвольное – от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятыми способами действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в перспективе именно они приведут к развитию внимания школьника. Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методика 1 «Изучение объема произвольного внимания»

Подготовка исследования: приготовить тахистоскоп; 3 карточки с изображением 6 геометрических фигур (5 фигур на каждой карточке одинаковые, 1 отличается; различно также их пространственное расположением); набор из 10 геометрических фигур, из которых 6 соответствуют изображенным на карточках.

Проведения исследования: исследование проводят с детьми 4-7 лет. Ребенку при помощи тахистоскопа предъявляют карточку с изображением фигур в течение 3 секунд и просят, как можно внимательнее рассмотреть рисунки, их взаимное расположение, назвать фигуры, а потом выбрать из имеющихся в наборе 10 фигур те 6, которые ему показывали.

При предъявлении каждой из 3 карточек условия должны быть различны. Первая карточка предъявляется без  предварительной инструкции, а перед  предъявлением второй карточки ребенку показывают набор из 10 фигур, из которого он должен будет отобрать нужные 6. Ему предлагают назвать каждую фигуру, при затруднениях помогают, после этого набор с фигурами убирают, а ребенку предъявляют карточку. Ошибки испытуемого регистрируют. Перед предъявлением третьей карточки организуют «маршрут взора» ребенка при рассматривании, говорят, что за время экспозиции карточки нужно постараться посмотреть на все фигуры, а на наглядной схеме показывают, как это делается.

Обработка данных: посчитывают  среднее количество названных и отобранных фигур (из 6) по каждой возрастной группе после каждого предъявления карточки.

Полученные данные заносят  в таблицу.

делают выводы о возрастных изменениях объема произвольного внимания и распределения внимания, о чем  можно судить по тому, как дети раскладывают фигуры, учитывают ли при этом их форму, пространственное расположение на карточках.

Анализируют, насколько  помогает предварительное называние  и рассматривание фигур увеличению объема внимания.

Методика 2 «Изучение устойчивости внимания»

Подготовка исследования: на листе бумаги нарисовать 9 рядов  кружков 9по 6 кружков в ряду, размером 3 см каждый), первый ряд раскрасить в 6 цветов. Подобрать 5 сюжетных картинок, цветные карандаши, секундомер.

Проведение исследования: проводят индивидуально с детьми 3-7 лет 2 серии эксперимента.

Первая серия. Ребенку  показывают последовательно картинки и фиксируют время рассматривания (интервал времени между моментов, когда взор его впервые обратился  к картинке, и моментом, когда  взор его впервые обратился к картинке, и моментом, когда он отвлекался, переводит взор на экспериментатора или на окружающую обстановку).

Вторая серия. Ребенка  просят раскрасить кружки в соответствии с цветом первого ряда. Фиксируют  продолжительность деятельности, продолжительность отвлечений от нее.

Обработка данных: данные первой серии оформляют в таблицу; подсчитывают среднее время, затраченное  на рассматривание картинок, которое  является показателем устойчивости внимания.

По второй серии подсчитывают среднюю продолжительность деятельности и среднюю продолжительность отвлечений во всех возрастных группах. Результаты оформляют в таблицу.

Делают выводы о возрастных изменениях устойчивости внимания.

Информация о работе Диагностика и развития внимания у детей дошкольного возраста