Диагностика личности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:57, контрольная работа

Краткое описание

В разные времена под различными углами зрения рассматривался вопрос изучения учащихся. Так, великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Он советовал педагогам тщательно изучать физическую и душевную природу человека, своих воспитанников и окружающие обстоятельства, вести «истории воспитания» каждого ученика.

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика личности младшего школьника.docx

— 46.84 Кб (Скачать файл)

3.Градусник

Цель – диагностика адаптации детей в школе.

Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную  беседу с учащимися, в ходе которой  он предъявляет предмет, который  есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что  при высокой температуре человеку плохо, тревожно - 38, 40, 41 (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека - 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может  быть и 35. При такой температуре  человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что - либо делать. После объяснения педагог  предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать  и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например:

Русский язык - 39

Математика - 36,6 и т.д.

4. Волшебник

Учащимся предлагается поиграть в волшебников. Каждый получает волшебную  палочку и превращает школьные предметы в различных животных (по своему усмотрению). Например, школьные учебники раскладываются на столе, ученик подходит к столу, касается волшебной палочкой учебника, и тот превращается:В  кого? Учащиеся должны объяснить, почему они превращают учебник именно в  это животное. Данная методика даёт возможность выразить ребёнку своё эмоциональное переживание, связанное  с изучением каждого учебного предмета.

5.Настроение

Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они  изучают. Рядом с каждым предметом  изображены три рожицы (веселая, грустная, нейтральная). Ученику предоставляется  право выбрать ту рожицу, которая  соответствует чаще всего его  настроению при изучении этого предмета и подчеркнуть её на листочке бумаги.

Например:

Математика (улыбающая рожица)

Физкультура (грустная рожица)

Методика позволяет увидеть  отношение учащегося как к  учению в целом, так и к изучению отдельных предметов.

 Естественно, что приведенные  приемы исследования личности  недостаточны для полной ее  характеристики, но они могут  раскрыть некоторые личностные  особенности ребенка. В связи  с разнообразием подходов к  исследованию личности, на сегодняшний  день не существует сколько-нибудь  четкой и общепринятой классификации  личностных опросников. Основные  проблемы использования личностных  опросников связаны с возможностью  фальсификации ответов (ответы  субъектов могут быть не искренними  в силу стремления к «социальной  желательности»), а также со снижением  достоверности полученных данных  в силу влияния двух основных  групп факторов:

 — Факторов имеющих  установочную природу (установки  могут значительно искажать ответы  испытуемых» в силу различных  обстоятельств, поэтому в настоящее  время минимизации влияния установок  на ответы посвящены многочисленные  исследования).

 — Фактора различий  в понимании вопросов обследуемыми. (Интеллектуальная оценка вопросов  субъектами существенно влияет  на достоверность ответов. Неясность,  трудность вопросов приводят  к изменчивости ответов при  повторном обследовании, а это  свидетельствует о малой надежности  методики).

 Анализируя проблемы, возникающие в связи с разработкой  и применением личностных опросников, необходимо подчеркнуть, что для  измерения той или иной переменной  формулируется вопрос или утверждение,  ответ на который будет индикатором  ее наличия (отсутствия). Однако  необходимо помнить, что ответ  на вопрос обусловлен действием  значительного числа факторов (отношение  к обследованию, условия обследования, пол экспериментатора, жизненный  опыт и т. п.). Соответственно, связь  измеряемой личностной переменной  с ответом будет выражаться  статистически, а не детерминистически.

 

Вопросы к реферату.

  1. В чём проявляются различия уровня психологического развития детей, поступающих в школу?
  2. Что необходимо учитывать при применении той или иной психодиагностической  методики к детям младшего школьного возраста.
  3. Какие тесты для психодиагностики подходят учащимся 3-4-х классов?
  4. Какие имеются ограничения, касающиеся применения тестов для взрослых, в психодиагностике детей младшего школьного возраста?
  5. Что такое ПЕРЕВОДНОЙ КОЭФФИЦИЕНТ?

 

 

 

 

Практическая  часть.

 

В своей работе мы обратились к исследованию такого психического состояния, как ТРЕВОЖНОСТЬ.

Школьная тревожность  привлекает к себе внимание, так  как является одной из типичных проблем. Она выступает ярким признаком  школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияет на все сферы его жизнедеятельности: на учебу, на здоровье, на общий уровень  благополучия. Дети с выраженной тревожностью проявляют себя по-разному. Одни никогда  не нарушают правила поведения и  всегда готовы к урокам, другие неуправляемы, невнимательны, невоспитаны. Данная проблема на сегодняшний день актуальна, над  ней можно и нужно работать. Главным будет являться то, что  формирование эмоций, воспитание нравственных чувств будет содействовать совершенному отношению человека к окружающему  миру, обществу, способствовать становлению  гармонически развитой личности.

Нами были подобраны методики изучения данного состояния, максимально  адаптированные для учащихся начальных  классов.

Графическая методика «Кактус»

Методика предназначена  для работы с детьми старше 3 лет.

Тест используется для  исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики  испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш.

Инструкция:

«На листе бумаги нарисуй  кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.

При обработке результатов  принимаются во внимание данные, соответствующие  всем графическим методам, а именно:

пространственное положение

размер рисунка

характеристики линий

сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются  специфические показатели, характерные  именно для данной методики:

характеристика «образа  кактуса» ( дикий, домашний, женственный  и т.д.)

характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)

характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов:

 

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать  качества личности испытуемого ребенка.

Агрессивность – наличие  иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные  друг к другу иголки отражают высокую  степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к  лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость  – маленький рисунок, расположенный  внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков  в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность –  расположение зигзагов по контуру или  внутри кактуса.

Оптимизм – изображение  «радостных» кактусов, использование  ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые  линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие  мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность –  наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность –  на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего  кактуса.

Отсутствие стремления к  домашней защите, чувство одиночества  – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Личностная  шкала  проявлений тревоги

Цель: Опросник предложен J.Teylor в 1955 году и предназначен для измерения уровня тревожности.

В России адаптирован Немчиным Т.А. (1966 г.).

Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться  испытуемому либо списком, либо как  набор карточек с утверждениями.

Инструкция: «Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если Вы согласны с утверждением, отвечайте «да», либо «нет», если не согласны. Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший Вам в голову ответ».

 

Оценка результатов:

Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих  о тревожности. Количество баллов суммируется.

Интерпретация:

Оценка 40-50 баллов рассматривается  как показатель очень высокого уровня тревожности, 25-40 баллов свидетельствуют  о высоком уровне тревоги, 15-25 баллов - о среднем ( с тенденцией к высокому) уровне, 5-15 баллов – о среднем ( с  тенденцией к низкому) уровне, 0-5 баллов - о низком уровне тревожности.

Детский апперцептивный тест (ДАТ)

Данная методика используется для исследования личности у детей 3-10 лет.

Стимульный материал для  ДАТ представляет собой серию  из 10 рисунков, изображающих животных в различных ситуациях. Это сделано  для облегчения понимания отношения  детей к наиболее важным фигурам  и стимулам.

При помощи данной методики можно исследовать вопросы соперничества, агрессивности, тревожности, страхов, отношение к еде, отношение к  родителям ( вместе и по отдельности  к каждому)

Инструкция:

При предъявлении инструкции лучше всего рассказать ребенку, что вы собираетесь поиграть, и  в этой игре он должен рассказать истории  по картинкам: что там происходит, что делают сейчас звери, что было вначале и что будет потом. В процессе исследования желательно предъявлять ребенку картинки по одной, не показывая остальные.

Нами было проведено исследование тревожности младшего школьника с применением данных методик.

Исследование проводилось  с учащейся 3 класса – Абрамкиной Ольгой (9 лет) и учеником 2 классса  Вертушиным Андреем (8 лет).

Протокол психодиагностического обследования учащейся 3«в» класса Абрамкиной Ольги

  1. Цель диагностики: выявить уровень тревожности

Используемая  методика: Личностная  шкала проявлений тревоги

Диагностируется уровень тревожности (высокий, средний, низкий)

Кто проводил:

Респондент: Абрамкина Ольга

Дата:__________

Вопросы теста:

1. Обычно я спокоен  и вывести меня из себя нелегко. 

2. Мои нервы расстроены  не больше, чем у других людей. 

3. У меня редко бывают  запоры.

4. У меня редко бывают  головные боли.

5. Я редко устаю. 

6. Я почти всегда чувствую  себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда  не краснею. 

9. По сравнению со своими  друзьями я считаю себя вполне  смелым человеком. 

10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывает  сердцебиение.

12. Обычно мои руки  достаточно теплые.

13. Я застенчив не более,  чем другие.

14. Мне не хватает уверенности  в себе.

15. Порой мне кажется,  что я ни на что не годен. 

16. У меня бывают периоды  такого беспокойства, что я не  могу усидеть на месте. 

17. Мой желудок сильно  беспокоит меня.

18. У меня не хватает  духа вынести все предстоящие  трудности. 

19. Я хотел бы быть  таким же счастливым, как другие.

20. Мне кажется порой,  что передо мной нагромождены  такие трудности, которые мне  не преодолеть.

21. Мне нередко снятся  кошмарные сны. 

22. Я замечаю, что мои  руки начинают дрожать, когда  я пытаюсь что-либо сделать. 

23. У меня чрезвычайно  беспокойный и прерывистый сон. 

24. Меня весьма тревожат  возможные неудачи. 

25. Мне приходилось испытывать  страх в тех случаях, когда  я точно знал, что мне ничто  не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться  на работе или на каком-либо  задании. 

27. Я работаю с большим  напряжением. 

28. Я легко прихожу  в замешательство.

29. Почти все время  я испытываю тревогу из-за кого-либо  или из-за чего-либо.

30. Я склонен принимать  все слишком серьезно.

31. Я часто плачу. 

Информация о работе Диагностика личности младшего школьника