Диагностический инструментарий специалиста по социальной работе с подростками в условиях досуговых центров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
Изучение и систематизация литературы по теме исследования.
Рассмотреть процесс социальной работы в условиях досуговых центров.
Выявить и систематизировать диагностический инструментарий специалиста по социальной работе в условиях досуговых центров.

Содержание

Глава I Теоретические аспекты диагностики специалиста по социальной работе с подростками в условиях досуговых центров………………………………………………………………………….1-2
Досуговый центр как объект социальной работы………………………..3-8
1.2 Характеристика диагностического инструментария специалиста по социальной работе в условиях досуговых центров ………………………9-15
Выводы по главе I……………………………………………………………16
Глава II. Опытно-практическая работа по подбору диагностического инструментария, который применяется в досуговых центрах………17-24
Заключение…………………………………………………………………25-27
Список литературы………………………………………………………...28-29

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая работа.docx

— 58.45 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Выводы по главе  I

 

Исходя из выше сказанного следует что содержание деятельности центров досуга или досуговых  центров определяются понятием «досуг»  Досуг. Прежде всего необходимо подходить  к нему как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех  или иных занятий, форм досуговой  деятельности необходимо учитывать  их воспитательное значение, четко  представлять, какие качества личности они помогут сформировать или  закрепить в человеке. Главной  задачей центров досуга является создание оптимальных условий для  массового, группового, семейного и  индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных  категорий населения.

 Досуговые центры как  объекты социальной работы представляют  из себя  учреждения, направленные  на организацию досуговой деятельности, обеспечение благоприятного развития  подростков, развлечения, стимулирования  творческой активности, досугового  общения, обучения досуговым навыкам,  физкультурно-оздоровительную, информационно-методическую  и другие.

   Таким образом, на этапе диагностики специалист по социальной работе в условиях досуговых центров разрешает такие задачи как определяет индивидуальные особенности, направленность личности подростков, помогает подросткам  осознать свои жизненные перспективы, определить степень реальности их достижения, на этом основании совместно разработать модели жизненных перспектив, выстроить направления работы. В качестве диагностических методов могут выступать опросники, тесты,  проективные методы, авторские методики Т. Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком.

Глава II. Опытно-практическая работа по подбору диагностического инструментария, который применяется в досуговых центрах

 

Методика экспресс - диагностики характерологических  особенностей личности.

В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов  в различных авторских классификациях (Кэттел, Леонгард, Айзенк, Личко и  др.).

Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификация в зависимости  от соотношения результатов шкалы  нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого  типа и основное направление тактики  взаимоотношений с подростками  каждого типа.

  В качестве основного  используется тест Айзенка (подростковый  вариант), шкала градации результатов  и разработанные типологические  характеристики и рекомендации  по коррекции.

  Этапы работы:

  1. Проведение теста Айзенка;
  2. Обсчет результатов;
  3. Градация результатов по таблице типов;
  4. Отбор данных, где балл по шкале «Ложь» больше 5.

  Инструкция  (для психолога): «На предлагаемые вопросы испытуемый должен отвечать «да» или «нет», не раздумывая. Ответ заноситься на опросный лист под соответствующим номером». 

Опросник Айзенка

  1. Любишь ли  ты шум и суету вокруг себя?
  2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
  3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем нибудь спросят?
  4. Бывает ли так, что ты раздражен чем -нибудь?
  5. Часто ли у тебя меняется настроение?
  6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами. Чем с ребятами?
  7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
  8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
  9. Любишь ли ты подшучивать над кем –либо?
  10. Ты когда -нибудь чувствовал себя несчастным, хотя на это не было настоящей причины?
  11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?
  12. Ты когда –нибудь нарушал правила поведения в школе?
  13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?
  14. Нравиться ли тебе все делать в быстром темпе (если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»).
  15. Ты переживаешь из-за всяких событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
  16. Тебе можно доверить любую тайну?
  17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
  18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физической нагрузки) сильно бьется сердце?
  19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем –нибудь?
  20. Ты когда –нибудь говорил неправду?
  21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
  22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
  23. Ты часто чувствуешь себя усталым?
  24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
  25. Ты обычно весел и всем доволен?
  26. Обидчив ли ты?
  27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
  28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
  29. У тебя бывают головокружения?
  30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
  31. Ты часто чувствуешь, что тебе что –нибудь надоело?
  32. Любишь ли ты иногда похвастаться?
  33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
  34. волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
  35. ты обычно быстро принимаешь решения?
  36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
  37. Тебе часто снятся страшные сны?
  38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
  39. Тебя легко огорчить?
  40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
  41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на раздумывание?
  42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
  43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
  44. Ты всегда ешь, то, что тебе подают?
  45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем –нибудь просят?
  46. Ты любишь часто ходить в гости?
  47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
  48. Был ли ты когда нибудь груб с родителями?
  49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
  50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
  51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
  52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
  53. Бываешь ли, ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
  54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
  55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?
  56. Ты часто спохватываешься, когда поздно что –нибудь исправить?
  57. Когда кто –нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
  58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
  59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?
  60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что –нибудь, не подумав?

Ключ

  1. Экстраверсия (Э):

«да»: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.

«нет»: 6, 33, 51, 55, 59.

2. Нейротизм (Н): «да»: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31,34, 37, 39,

42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

  1. «Ложь»:

«да»: 8, 16, 24, 28, 36,44.

«нет»: 4, 12, 20, 32, 40, 48.

             

Нормативы для подростков 12 – 17 лет: Экстраверсия (Э) -11 -14 балов, «ложь» - 4-5 балов, нейротизм (Н)- 10-15 балов.

 

Данные по тесту  Айзенка

Данные по тесту  Айзенка

Э (в баллах)

Н (баллах)

Э (в баллах)

Н (баллах)

1

0-4

0-4

17

16-20

4-8

2

20-24

0-4

18

4-8

16-20

3

20-24

20-24

19

4-8

4-8

4

0-4

20-24

20

16-20

16-20

5

0-4

4-8

21

12-16

8-12

6

0-4

16-20

22

8-12

8-12

7

0-4

8-16

23

16-20

8-12

8

4-8

0-4

24

12-16

4-8

9

8-16

0-4

25

4-8

4-8

10

16-20

0-4

26

4-8

8-12

11

20-24

4-8

27

4-8

12-16

12

20-24

8-16

28

8-12

16-20

13

20-24

16-20

29

12-16

16-20

14

16-20

20-24

30

16-20

12-16

15

8-16

20-24

31

8-12

12-16

16

4-8

20-24

32

12-16

12-16


    (тестирование  детей/ Автор - составитель В  Богомолов. Серия «Психологический  практикум». – Ростов н/Д: «феникс», 2004. – 231с.)

 

Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может  использоваться:

  1. При формировании классных коллективов;
  2. При знакомстве преподавателя или воспитателя с вновь поступившими в класс или группу подростками.
  3. В деятельности работников «служб занятости» и отделов кадров при приеме на работу подростков;
  4. В профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа «человек -человек»);
  5. В профподборе производственных групп в целях достижения оптимального делового и социального сотрудничества;
  6. В спортивной практике при подборе команд;
  7. В педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: «ученик- учитель» и «ученик- класс».

Испытуемый: Юля, 13 лет.

 

ответ

ответ

ответ

ответ

1

нет

16

да

31

да

46

да

2

да

17

да

32

да

47

да

3

да

18

да

33

да

48

да

4

да

19

нет

34

да

49

да

5

да

20

да

35

да

50

да

6

нет

21

да

36

нет

51

нет

7

да

22

да

37

да

52

да

8

нет

23

нет

38

да

53

да

9

да

24

да

39

да

54

да

10

да

25

да

40

да

55

нет

11

да

26

да

41

да

56

да

12

да

27

да

42

да

57

да

13

да

28

нет

43

да

58

да

14

да

29

да

44

нет

59

нет

15

да

30

да

45

да

60

да


 

Обработка данных:  Экстраверсия = 22; Нейротизм = 22; «Ложь» = 2

 

Испытуемый относиться к  типу № 3.

 

Характерологические проявления:

Активен, имеет хорошо развитые, бойцовские качества. Насмешлив. Стремиться общаться со всеми «на равных». Очень  честолюбив. В случае несогласия с  позицией более старшего принимает  активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес.

Пути корреляции:

Основная тактика –  подчеркнутое уважение. Взаимоотношения  следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. При  аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не следует  выяснять отношения в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы позже в  спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на проблеме и на возможности решить ее без  особого эмоционального напряжения. Подросткам данного типа необходима возможность проявления организаторских  способностей, а также реализация энергетического потанцевала (спортивные достижения и т.п.).

Испытуемый: Арсланов Ринат, 17 лет.

 

ответ

ответ

ответ

ответ

1

нет

16

да

31

да

46

нет

2

да

17

да

32

да

47

да

3

нет

18

да

33

да

48

да

4

да

19

нет

34

да

49

нет

5

да

20

да

35

нет

50

да

6

да

21

да

36

нет

51

да

7

да

22

да

37

нет

52

да

8

нет

23

да

38

да

53

да

9

да

24

нет

39

да

54

да

10

да

25

нет

40

да

55

да

11

нет

26

да

41

нет

56

да

12

да

27

нет

42

да

57

да

13

да

28

нет

43

нет

58

да

14

да

29

да

44

нет

59

да

15

да

30

да

45

да

60

да

Информация о работе Диагностический инструментарий специалиста по социальной работе с подростками в условиях досуговых центров