Диагностическое сопровождение процесса взаимодействия "Педагог - родитель"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 02:13, курсовая работа

Краткое описание

Взаимодействие педагога и родителей – одно из важнейших направлений в работе школы. На сегодняшний день невозможно решить задачи обучения и воспитания без усиления взаимосвязи с семьей, без тесного союза школы и семьи.
Сложность задач, стоящих перед школой и родителями в воспитании детей, а также необходимость грамотного и научного управления совместной деятельностью со стороны педагогического коллектива диктует целесообразность разработки системы взаимодействия педагога и родителей, определения эффективных путей управления школы.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА 1 печать!!!!!.docx

— 78.55 Кб (Скачать файл)

 Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, необходимо помнить, что существуют «нормальные» и «нарушенные» отношения между детьми и родителями, и именно они обуславливаются трудностями и успехами в развитии ребенка; для благополучного развития ребенка необходимо осознание родителями их собственных взаимоотношений и отношений с ним.

Взаимодействие  школы и семьи предполагает установление диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность, гармоничность и сохранение здоровья.

Отметим, что также как  и взаимодействие, сотрудничество  проходит через ряд этапов. Щуркова Н.Е. указывает, что на каждом из этапов педагогу следует:

– устанавливать  доброжелательные отношения с родителями;

– совместно  вырабатывать единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к нему;

– определяться в совместных требованиях к ребенку, не ущемлять его

права;

– вырабатывать оптимальный для учащегося режим жизни и работы в школе и дома;

– информировать родителей о процессе воспитания в классе, школе, продвижении в развитии ребенка;

– выявлять причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремиться к их устранению;

– организовывать педагогическое просвещение родителей;

– организовывать коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка;

– привлекать родителей к участию в совместной с детьми деятельности;

– анализировать  отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи [17].

Свое  влияние на воспитание учащихся в  семье учителя осуществляют через разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями. Формы взаимодействия педагогов и родителей — это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

 Катович Н.К. и Елисеева Т.П. подчеркивают, что за последние годы в практике работы школ стали применяться новые подходы к организации взаимодействия с семьей. Данный процесс обусловлен изменениями в обществе, политикой государства в отношении семьи, а также развитием теории и практики воспитания. К наиболее популярным современным формам работы можно отнести конференции, ток-шоу для родителей, открытые уроки, родительские собрания, круглые столы, тренинги, семинары, диспуты,  клубы, совместные творческие дела, опросы, семейные гостиные, участие в работе совета школы, попечительского совета и родительского комитета, встречи с администрацией школы, дни открытых дверей, совместный досуг родителей и детей (соревнования, праздники, походы и т.д.) Современные формы взаимодействия педагогов и родителей направлены на построение диалога в сообществе взрослых и детей, обеспечивают участникам деятельности взаимоуважение, открытость, доверие, СО-творчество и СО-бытийность [8, с. 6].

Сенько  В.А. выделяет такие важные формы как родительские собрания и конференции. Они проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным классам. Классное родительское собрание – это эффективная форма одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса. Влияние учителей на воспитательную деятельность родителей во многом зависит от того, в какой мере школа ставит перед родителями конкретные воспитательные задачи и дает методические советы и рекомендации по их решению. В системе организационно-педагогической работы школы с семьей большое место занимает деятельность родительских комитетов – общешкольного и классного. Родительские комитеты оказывают помощь школе в решении довольно широкого круга вопросов. Существенным фактором влияния педагога на родительское воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию. Индивидуальная работа зачастую носит характер педагогических консультаций родителей и дачи им практических советов по улучшению воспитания  [18,

с. 187]. 

Одной из форм связи школы с семьей, как отмечает Т.В. Воликова, является организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися. Воспитательная деятельность родителей в школе осуществляется, прежде всего, в форме бесед с учащимися, проведении докладов и лекций. С помощью родителей педагогический коллектив имеют возможность расширять содержание работы ученических кружков, а также факультативных занятий. Родители помогают учителям знакомить учащихся с особенностями различных профессий, в создании витрин и стендов о людях различных видов труда. Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения  [5].

Обращаясь к категории «взаимодействие» Е.Д. Осипов подчеркивает, что «общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. Взаимодействие опосредованно общением. Благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие» [13, c.7]. По мнению В.Н. Панферова «общение – это взаимодействие людей, содержанием которого является взаимное познание и обмен информацией с помощью различных отношений, благоприятных для процесса совместной деятельности» [26]. В свою очередь А.В. Мудрик подчеркивает, что «общение – это процесс взаимного обмена мыслями и эмоциями между людьми, иначе говоря, обмен информацией при их непосредственном межличностном или групповом контакте» [27].

По определению  И.А. Зимней «педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это — личностно и социально ориентированное взаимодействие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств» [7].

Близкое по значению определение дает Л.Д. Столяренко: «педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты… Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся» [15,c. 238 – 247].

Обращаясь словарю Г.М. Кождаспировой и А.Ю. Коджаспирова, видим, что педагогическое общение определяется как «профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, проявляющееся в двух направлениях: организация своих отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе; профессиональное общение педагога с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного климата для их осуществления» [35].

Специфика педагогического общения, по мнению И.А. Зимней, заключается, прежде всего, в следующем:

– проявляется в его полиобъектной направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется по меньшей мере тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения), в то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной.

– единство обучающей, развивающей и воспитывающей функций в педагогическом общении.

– функция облегчения, фасилитации общения, являющаяся также общей для этих видов взаимодействия. Учитель помогает ученику выразить себя, выразить то положительное, что в нем есть. Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения облегчает педагогическое взаимодействие, способствует самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию. При этом И.А Зимняя утверждает, что исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации о ее участников, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, зависит от умения слушать,  понимать и воздействовать, от умения преодолевать манипуляции и конфликты [7, с. 334 – 336].

Касательно средств повышения эффективности воздействия, обратимся к  точке зрения Л.Д. Столяренко, который выделяет такие средства как:

 – "приспособления" – система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и пр. (до 160 видов);

 – "пристройки или достройки" – приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога;

 – усиление воздействия через: повышение голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения [15, c. 238 – 247].

На наш взгляд, эффективность процесса взаимодействия школы и семьи зависит от ценностного подхода к его организации. Процесс взаимодействия семьи и школы, во-первых, явление динамичное, зависит от разнообразия видов деятельности и активности родителей, во-вторых, в нем проявляется общность и различие семей. Общими являются задачи и цели воспитания, различия проявляются в формах и методах воспитания, выбор которых в значительной степени определяются уровнем образования, культуры родителей, составом семьи и социальным положением.

 Богословская В.С. подчеркивает такую закономерность: чем раньше начинается процесс взаимодействия учителя и родителей, чем более активно вовлекаются они в процесс взаимодействия, тем эффективнее,  заинтересованнее происходит совместная работа семьи и школы по формированию личности [2, 32 – 37].

Поэтому надлежащую научно-методическую помощь в процессе взаимодействия, как отмечает И.Ф. Харламов, должны оказывать педагоги, учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии [16, с. 491]. 

Отсюда  следует, что педагогическая культура родителей является также результатом педагогического взаимодействия. По мнению И.В. Гребенникова, каждый родитель должен обладать педагогической культурой. Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. Важный компонент педагогической культуры родителей – их сугубо педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей [6, c.12].

Однако, для того чтобы общение было бесконфликтным, существуют особые приемы. Романович В.В. подчеркивает, что организовывая работу с семьей, каждый учитель должен помнить о трех запретах:

1) запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель в тандеме с родителями уже не является ведущим. Эти отношения должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.

2) запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Вопросы и претензии родителей принимаются педагогами и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических совещаниях, собраниях.

3) запрет на оценку учителем личности ребенка, его семьи. Необходима инициативная группа родителей, заинтересованных как в оказании помощи школе в вопросах обучения и воспитания, так и в укреплении хозяйственной и учебно-материальной базы. Координировать ее призваны заместитель директора по воспитательной работе и социально-педагогическая служба. В школе должен работать «телефон доверия», через который могут обратиться за советом и помощью не только учащиеся, но и их родители [28, с. 43 – 45].

Необходимо  стараться соблюдать эти запреты  для того, чтобы плодотворно общаться с родителями учащихся. Автор статьи «Условия бесконфликтного взаимодействия педагога с родителями» С.И Пархотик отмечает, что неправильно организованная работа может привести к возникновению конфликтных ситуаций. Основными факторами возникновения конфликтов между педагогами и родителями являются:

– несовпадение точек зрения по отношению к ребенку;

– невысокий уровень культуры родителей;

– завышенные требования педагога к  учащимся без учета их возможностей;

– увеличение количества детей с  девиантным поведением, которые провоцируют возникновение конфликтов;

– нарушение педагогической этики  во взаимодействии «педагог-дети-родители»  и др. Анализируя причины и условия  появления конфликтности в отношениях с родителями, педагог должен уметь  выявлять те моменты, которые образуют так называемую «сложную совокупную причину». Знание ее позволяет грамотно распознать, предотвратить и преодолеть имеющиеся или возникающие конфликты [3, с. 16].

Очень важной является способность педагога к урегулированию сложных, спорных ситуаций. Проведя анализ степени конфликтности отношений педагога и родителей, С.Р. Бутрим подчеркивает, что педагог должен уметь выбрать адекватные способы разрешения конфликта:

Информация о работе Диагностическое сопровождение процесса взаимодействия "Педагог - родитель"