Диагностическое сопровождение процесса взаимодействия "Педагог - родитель"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 02:13, курсовая работа

Краткое описание

Взаимодействие педагога и родителей – одно из важнейших направлений в работе школы. На сегодняшний день невозможно решить задачи обучения и воспитания без усиления взаимосвязи с семьей, без тесного союза школы и семьи.
Сложность задач, стоящих перед школой и родителями в воспитании детей, а также необходимость грамотного и научного управления совместной деятельностью со стороны педагогического коллектива диктует целесообразность разработки системы взаимодействия педагога и родителей, определения эффективных путей управления школы.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА 1 печать!!!!!.docx

— 78.55 Кб (Скачать файл)

Любое диагностическое исследование осуществляется с помощью методов и специальных  методик. Под методом в словаре С.И. Ожегова понимается «способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо» [23]. Как отмечает В.Г. Максимов, любой метод диагностики должен отвечать критериям объективности, валидности и надежности. Объективность педагогического измерения – это устранение воздействия субъектных факторов со стороны лиц, проводящих исследования. Валидность – это достоверность полученной информации. Надежность означает, что при повторении исследования этим же методом получаются те же самые результаты [22].

Со своей  точки зрения С.Н. Данилюк подчеркивает, что «от педагога требуется правильное и четкое владение техникой диагностирования, что подразумевает умелый подбор комплекса методов, приемов, средств, которые бы взаимодополняли друг друга. Информация, которую получает педагог на основе различных диагностических методов, позволяет выделить основную проблему определенной семьи, ребенка и т.п.» [3, c. 13].

Остановимся на описании отдельных методов. К методам диагностирования семьи относятся: наблюдение, беседа, анкетирование, тест, метод оценок (независимых оценок), создание специальных ситуаций  и др.

Наблюдение  как способ изучения личности и коллектива относится к числу наиболее употребляемых в педагогической диагностике. Термин «наблюдение» имеет несколько значений. Большинство авторов говорят, что наблюдение – это «целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал» Сущность наблюдения состоит в том, что в сознании исследователя отображаются и фиксируются состояния и изменения изучаемого объекта, его количественные, качественные, структурные, признаковые и динамические перемены. Особенностью наблюдения является то, что оно используется и как самостоятельный способ решения исследовательской задачи, и как составная часть других методов. Методика наблюдения, ее строй, виды, направление, техника предопределяются многими обстоятельствами объективного и субъективного плана. Наблюдение может быть непосредственным, опосредованным (косвенным). Непосредственным наблюдением является такое, когда между объектом и лицом, проводимым диагностику, имеются прямые отношения, связи установлены без промежуточных показателей, переходов, индикаторов. Опосредованное (косвенное) наблюдение может дополнять, корректировать непосредственное наблюдение; оно осуществляется главным образом через полномочных лиц, работающих по программе и заданию педагога [21]. Как отмечают А.И. Кочетов, Я.Л. Коломинский и др., этот метод следует применять при изучении самой картины процесса, при фиксации событий.

Тесным  образом связан с предыдущим метод беседы. Осипова М.П. утверждает, что беседа, как исследовательский метод, позволяет глубже вникнуть в суть проблемы, собрать большой фактический материал. В ходе беседы возможны  дискуссии, споры, поэтому применять ее надо с осторожностью [3, c. 13].

Раскроем  содержание следующих методов:

– опрос – это метод, который осуществляется в двух формах: интервью, анкета. Интервью – форма устного опроса, при которой исследователя интересует мнение респондента. Ученые В.И. Загвязинский, Р. Атаханов отмечают, что данный метод помогает выяснить по одному (или нескольким вопросам) ряд мнений, то есть цель интервью – выделить “интервью мнений”;

– анкета – это письменная форма опроса,  в которой ставятся те же цели, что и устный опрос (интервью). Позволяет охватить достаточное количество респондентов. Анкета без фамилии испытуемых особенно практична и эффективна в педагогической диагностике семьи (самая закрытая структурная единица общества), так как родители не любят разглашать “тайны” своей семьи. Анкетирование, в отличие от беседы, интервью, не требует от педагога больших организаторских способностей, главное – логично составленные вопросы, удобная форма заполнения анкеты;

–  тест как “стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам” (Загвязгинский В.И.). В результате использования данного метода, как правило, получают определенную количественную характеристику, которая показывает нам меру выраженности исследуемого качества, отношения личности [13, с. 75].

В данной работе мы будем опираться на следующие методы для диагностики процесса взаимодействия «педагог – родитель»: беседа, тестирование, анкетирование, наблюдение. В нашем случае наблюдение за работой педагога с родителями может проводиться на родительских собраниях, днях здоровья (для детей и родителей), открытых уроках, внеклассных мероприятиях. Наблюдение всегда эффективно в сочетании с другими методами педагогической диагностики. Например, на перечисленных выше мероприятиях можно проводить и беседы с родителями.

Тестирование  и анкетирование могут проводиться  с применением различных методик: неоконченные предложения, анкеты-интервью, тесты с множественными выбором, альтернативным выбором и др. Для диагностики процесса взаимодействия «педагог – родитель» будем опираться на методические разработки способов диагностирования, предложенные Е.Д. Осиповым:

– тест «Знания, умения педагога по взаимодействию с семьей учащегося»;

– тест «Коммуникативная деятельность педагога»;

– анкета «Мое представление о компетентном во взаимодействии с семьей учащегося»;

– анализ программы самообразования педагога.

Стоит подчеркнуть, что роль диагностики  в деятельности педагога весьма значительна. Без диагностирования взаимодействие «педагог – родитель» не будет эффективным. Анкеты, тесты, практические рекомендации помогают учителю в интересной для родителей форме изучить многие проблемы школы и семьи и, возможно, найти пути их решения [2, c. 50]. Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе в течение продолжительного времени. Поэтому диагностическому сопровождению отводиться такая важная роль в деятельности учителя. И наконец, сопровождение должны осуществлять люди, которые к этому подготовлены. Иначе неизбежно в сам процесс изучения работы школы c семьей, педагог вносит ненужную нервозность, стремление утаить неполадки, недостатки или преувеличивать их значение. Всевозрастающее внимание к этому вопросу свидетельствуют о необходимости совершенствования подготовки учителя к работе с родителями.

 

 

 

 


Информация о работе Диагностическое сопровождение процесса взаимодействия "Педагог - родитель"