Дидактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 23:17, курс лекций

Краткое описание

Предмет, задачи педагогической психологии и проблемы которые она решает. Образование как многоаспектный феномен. Понятие о научении. Соотношение понятий «учение», «научение», «обучение». Общая характеристика и определение учебной деятельности. Развивающая и коррекционная работа с неуспевающими школьниками. Психологическая необходимость мотивирования учебной деятельности и воспитания детей. Парциальные педагогические оценки, их типы и роль в учебно воспитательном процессе. Общая характеристика педагогический деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 188.79 Кб (Скачать файл)

Образование включает обучение и воспитание как присвоение, интериоризацию социально-культурных ценностей общества.

Образование как  социальный институт включает уровни:

    1. дошкольные учреждения;
    2. школы
    3. СУЗы, ВУЗы.

. Образование как система рассматривается в 3х измерениях:

      1. в социальном масштабе – образование в мире, стране, обществе, регионе;
      2. как ступень образования – дошкольное, школьное, высшее;
      3. профиль образования – общее, специальное

Стороны образования как  системы:

1 – м.б. светским или  клирикальным, государственным, частным,  муниципальным, федеральным;

2 – уровни (дошкольное, среднее,  высшее);

3 – преемственность уровней,  управляемость, эффективность, направление;  реализуется в образовательном  процессе.

Образование как  результат:

образ результата, который  должен быть получен конкретной образовательной  системой и фиксирован в форме  стандарта. Современные образовательные  стандарты включают требования к  качествам человека, завершенный  курс обучения, т.е. содержание стандарта  – представление социокультурного опыта, сохраняющееся в идеальной  форме.

 

11.Основные тенденции  и принципы современного образования

Основные тенденции современного образования (Вербицкий, Смирнов)

Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкий в нач 90х гг выделил следующие тенденции в современном образовании:

Первая тенденция – осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, – между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения – знаково-контекстного.

Вторая тенденция – индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и технологизация, что позволяет усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

Третья – переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся или, по выражению А.А. Вербицкого, тенденция перехода от «школы воспроизведения» к «школе понимания» и «школе мышления».

Четвертая – соотносится с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым. Стимуляция, развитие, организация творческой, самостоятельной деятельности обучающихся.

Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения на познающую деятельность студента.

В перестроечном  процессе образования С.Д. Смирнов выделил следующие тенденции:

1. Демократизация  высшего образования - общедоступность  высшего образования, свобода  выбора вида образования и  специальности, характера обучения  и сферы будущей деятельности.

2. Создание  научно-учебно-производственных комплексов  как специфической для высшей  школы формы интеграции науки,  образования и производства

3. Фундаментализация  образования. Расширение и углубление  фундаментальной подготовки при  одновременном сокращении объема  общих и обязательных дисциплин  за счет более строгого отбора  материала.

4. Индивидуализация  обучения и индивидуализация  труда студента. Это достигается  за счет увеличения числа факультативных  и элективных курсов, распространения  индивидуальных планов.

5. Гуманитаризация  и гуманизация образования направлена  на преодоление узкотехнократического  мышления специалистов естественно-научного  и технического профиля. Она  достигается увеличением числа  гуманитарных и социально-экономических  дисциплин.

6. Компьютеризация  высшего образования. 

7. Тенденция  перехода к массовому высшему  образованию -  рост расходов  на образование по сравнению  с другими социальными программами  и в росте числа студентов. 

8. Усилилась  тенденция к автономизации, переходу  к самоуправлению и выборности  руководящего состава вузов на  всех уровнях (в Европейских  ВУЗах).

9. Растут  требования к профессионализму  преподавателей, повышается значимость  педагогики и психологии в  подготовке и повышении квалификации  преподавательских кадров вузов. 

10. Складывается  система регулярной оценки эффективности  работы вузов со стороны общества.

12.Образовательный  процесс как единство обучения  и учения

Учебный процесс  есть взаимопроникновение преподавания и учения, их единство. Изменение  одного из них влияет на изменение  другого. В ходе обучения между этими  компонентами рождается согласованное  дидактическое взаимодействие.

В педагогической психологии различаются две взаимосвязанные  стороны образовательного процесса: обучающая, воспитывающая и обучающаяся, т.е. обучение, осуществляемое педагогом, и научение в самом широком смысле слова или, точнее, учение, осуществляемое учеником.

Обучение – целенаправленная, последовательная передача общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. Деятельность обучения — это деятельность преподавателя, деятельность преподавания — педагогическая.

Самым общим  понятием, обозначающим процесс и  результат приобретения индивидуального  опыта биологической системой, является научение. Однако большинство исследователей этой используют понятие учения как наиболее общее для анализа и интерпретации формирования индивидуального опыта.

Коффка расчленил  процесс психического развития на два  – созревание и обучение, из которых  ни один сам по себе не является процессом  подлинного развития. В советской  литературе Л.С.Выготский сделал попытку  разрешения той же проблемы развития и обучения. Он говорит об единстве обучения и развития и отмечает ведущую  роль обучения: обучение продвигает развитие вперед.

Для того чтобы полно и правильно реализовать  положение о единстве развития и  обучения, необходимо учесть, что существуют собственно два способа научения. Учение как особая деятельность, специально направленная на научение как свою прямую цель, – лишь один из них. Научение получается наряду с этим и в качестве результата – а не цели – деятельности, непосредственно направленной на другую цель. Учение в таком случае является не особой преднамеренной деятельностью, а компонентом другой деятельности, в которую процесс научения включен.

В конечном счете положение о единстве развития и обучения, развития и воспитания раскрывается в своем психологическом  содержании как утверждение о  взаимосвязи и взаимообусловленности  развития личностных свойств индивида и деятельности, в ходе которой  он овладевает новыми знаниями, умениями и формами взаимоотношений. Формирующиеся  в ходе развития на основе задатков как предпосылок развития личностные свойства ребенка, его способности  и характерологические особенности  являются не только предпосылкой, но и  результатом его деятельности; их развитие в ходе ее не только проявляется, но и совершается.

13. Парадигмы организации образовательного пространства: традиционная и личностно-ориентированная

Традиционная  модель (парадигма) образования - это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого и настоящего. Прежде всего под этим подразумевается совокупность базовых знаний, умений и навыков в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции, позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого порядка.     Обучающийся - объект, которому нужно передать систему обобщенных знаний, умений и навыков. Обучение преследует, в первую очередь, воздействие на механизмы памяти, а не мышления обучающихся. Цель такого образования -формирование личности с заранее заданными свойствами. Результаты выражаются в уровне обученности и социализованности личности.

Основным отличием личностно ориентированной парадигмы  от когнитивной или традиционной является замена субъект-объектных отношений на субект-субъектные.  В традигионной парадигме общение осуществляется через содержание, формы, методы и средства. В личностно ориентированном обучении есть непосредственное взаимодействие между учителем и учеником, которое направлено на овладение материалом с помощью форм, методов и средств.

В личностно  ориентированном обучении каждый ученик имеет свой вектор развития, который строится не от учителя к ученику, а наоборот, от ученика к учителю.     Большую роль в становлении Л-ориентир парадигмы образования сыграли педагоги-новаторы (В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков и др.). В своей практической педагогической деятельности они стремились к интеграции различных дидактических концепций: проблемного обучения, программированного обучения, оптимизации обучения, развивающего обучения и другие. Разработанные ими практико-ориентированные системы имели хорошее инструментальное обеспечение и отличались определенностью и целостностью, они способствовали развитию активности и самостоятельности в обучении.

Основной принцип организации пед. взаимодействия в Л-ОО - диалог между учителем и учеником как между равноправными субъектами образовательного процесса. Уровень диалога зависит от уровня готовности учителя и ученика, от их способности воспринимать друг друга, проникать во внутренний мир другого, принимать его со всеми мыслями и чувствами. Роль учителя в диалоге - помочь ученику сформировать свой образ мыслей, свое видение проблемы, свой путь решения задачи. Главная роль в  этом процессе отводится педагогу, владеющему теоретическими и прикладными психологическими знаниями, который сможет создать наиболее оптимальные условия для выявления и развития индивидуальности субъекта обучения и воспитания, актуализации его внутренних гуманистических ценностей  и тем самым обеспечить самореализацию и самоактуализацию личности. В системе Л-ОО воспитание - важнейший фактор, обеспечивающий эффективность образовательного процесса. Успешность обучения, осознанного усвоения информации и возможность ее практического применения находятся к прямой зависимости от личностного развития, прежде всего интеллектуального.

 

14. Понятие о научении. Соотношение понятий «учение», «научение», «обучение»

Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли).  
 В зарубежной психологии понятие "научение" часто употребляется как эквивалент "учения". В отечественной психологии (по крайней мере - в советский период ее развития) принято использовать его применительно к животным. Однако в последнее время ряд ученых (И.А. Зимняя, В.Н. Дружинин, Ю.М. Орлов и др.) используют этот термин и применительно к человеку. 
 Термин "научение" применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания он охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т.д.). 
 В психологической науке существует ряд различных трактовок научения.

15. Виды научения

Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное. 
 Характерным для ассоциативного научения является образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическим процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной).Разновидности ассоциативного научения:

    1. Ассоциативно-рефлекторное научение разделяется на сенсорное, моторное и сенсомоторное.
      • Сенсорное научение заключается в усвоении новых биологически значимых свойств предметов и явлений окружающего мира.
      • Моторное научение состоит в выработке новых биологически полезных реакций, когда сенсорный компонент реакций является в основном кинестетическим или проприоцептивным, т.е. когда сенсорная информация возникает в самом процессе выполнения движения.
      • Сенсомоторное научение заключается в выработке новых или приспособлении имеющихся реакций к новым условиям восприятия.
    2. Ассоциативное когнитивное научение разделяется на научение знаниям, научение навыкам и научение действиям.
      • При научении знаниям человек обнаруживает у предметов новые свойства, имеющие значение для его деятельности или жизнедеятельности, и усваивает их.
      • Научение навыкам заключается в формировании программы действий, которая обеспечивает достижение определенной цели, а также программы регуляции и контроля этих действий.

Информация о работе Дидактика