б) Например, в игре «Лучший
летчик» учитель заостряет внимание детей
на дидактической задаче примерно так:
«Вы можете долететь до назначенного пункта
при том условии, если правильно произведете
расчеты (правильно решите примеры, в которых
зашифрован путь полета вашего самолета)». В
игре (в этой или иной роли) должен участвовать
каждый ученик класса. Если у доски осуществляет
игровую деятельность часть учащихся,
то все остальные дети должны выполнять
роль контролеров, судей, учителя и т.д.
Характер игровой деятельности учащихся
зависит от места игры на уроке или в системе
уроков (надо сказать, что она может быть
проведена на любом этапе урока и на уроке
любого типа).
Если игра используется на уроке
объяснения нового материала, то в ней
должны быть запрограммированы практические
действия детей с группами предметов или
рисунками. На уроках закрепления материала
важно применять игры на воспроизведение
свойств, действий, вычислительных приемов
и т.д. В этом случае использование средств
наглядности следует ограничить и направить
внимание на проговаривание вслух правил,
свойств, вычислительных приемов. В системе
уроков по теме важно подбирать игры на
разные виды деятельности: исполнительскую,
воспроизводящую, контролирующую и поисковую.
В игре следует продумывать не только
характер управления ею. С этой целью используются
средства обратной связи с учениками:
сигнальные карточки (кружки зеленого
цвета с одной стороны и красного — с другой)
или разрезные цифры. Когда вызванные
к доске дети решают в игре примеры или
задачи, учащиеся, сидящие за столами,
показывают либо разрезные цифры (ответ),
либо сигнальные карточки (зеленого цвета
— если с ответом согласны, красного цвета
— если ответ неправильный). Сигнальные
карточки служат средством активизации
детей в игре. Игре свойственны определенный
темп, ритм; в процессе ее недопустимы
пространные объяснения; правила должны
излагаться кратко, доступно, лаконично.
Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного
характера, пассивное ожидание ребенком
своего участия в игре. Учитель должен
сам показать живой интерес к игре, увлечь
учащихся. В некоторых играх он создает
ситуацию ожидания, загадочности. Успех
игры зависит от того, как учитель ее проводит.
Вялость, безразличие улавливается даже
шестилетними детьми, и интерес детей
к игре быстро угасает. В игре дети должны
себя чувствовать свободно, непринужденно,
испытывать удовлетворение от сознания
своей самостоятельности и полноценности. Игра,
содержащая несколько правил, расчленяется
на составные части и выполняется поэтапно.
В большинстве игр целесообразно вносить
элементы соревнования, что повышает активность
детей в процессе обучения. Для проведения
соревнования учитель в таблице на доске
звездочками отмечает дружную работу
команд в течение урока. Если активность
и интерес детей какой-либо команды ослабевает
(например, из-за того, что команда набрала
меньшее количество звездочек), учитель
должен спросить какого-либо ученика из
этой команды, с тем чтобы он ответил правильно
и получил за ответ звездочку. В конце
урока учитель вместе с детьми, подводя
итоги соревнования, обращает внимание
на дружную работу участников команд,
что способствует формированию чувства
коллективизма. Необходимо отнестись
с большим тактом к детям, допустившим
ошибки. Учитель может сказать такому
ребенку, что он еще не стал «капитаном»
в игре, но если будет стараться, то непременно
им станет. Ошибки учащихся надо анализировать
не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать
впечатления. К разбору ошибок надо привлекать
слабых учащихся. Форма проведения игры
может быть разной: коллективной, групповой
и индивидуальной. При объяснении нового
материала или его первичном закреплении
целесообразно проводить игру со всем
классом. При организации самостоятельной
работы игра может быть групповой или
индивидуальной. В этом случае следует
использовать игровые карточки.[7] Учитель
проводит игру со слабыми учащимися по-разному.
В одном случае он может вызвать их к доске,
когда другие заняты самостоятельной
работой, напомнить им правила игры, выполнив
с ними на доске 1-2 игровых действия, и
предложить закончить игру по карточкам
на своем рабочем месте. В другом случае
он организует игру слабого ученика в
паре с сильным, который помогает первому
выполнить игровые действия. В тех случаях,
когда слабые ученики хорошо усваивают
правила той или иной игры, им предлагают
игру с раздаточными карточками.
В индивидуальных и групповых
играх сложна проверка результатов игры.
К ней учитель должен тщательно готовиться.
Так, при проведении игры «Вычислительная
машина» учитель заранее «прогоняет через
машину» все возможные варианты чисел,
которые предположительно могут «заложить
в нее» учащиеся. Решив все примеры по
схеме действий, учитель составляет таблицу,
в которой записывает исходные числа и
соответствующие ответы. При проверке
ответов в игре учащиеся показывают на карточках
исходное число, в конце игры — конечный
результат. Игровой материал в пособии
группируется в соответствии с последовательностью
и сущностью раскрываемых тем. Вначале
предлагаются игры с использованием демонстрационного
и раздаточного материала, а затем — словесные
игры (без использования средств наглядности).
Считаем, что с помощью дидактических
игр на уроках математики осуществляется
умственное развитие, развивается логическое
мышление младших школьников.
2.3 Игровая деятельность
на уроках русского языка
Определение характера игры
на уроке русского языка необходима для
того, чтобы поставить перед учащимися
дидактическую цель, а так же проанализировать,
достигается ли эта цель в результате
проведения игры. На уроках русского языка выделяются игры учебные, комбинаторные,
аналитические, ассоциативные, контекстные,
языковые и творческие.
По характеру педагогического
процесса выделяются игры обучающие,
тренинговые, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, продуктивные,
творческие; коммуникативные, диагностические,
профориентационные, психотехнические.
По игровой среде — с предметами и без предметов, настольные,
комнатные и уличные, компьютерные и телевизионные
и, наконец, технические, со средствами
передвижения. Из игр с предметами на уроке
русского языка наиболее эффективно применять
игры с мячом и с юлой. Вообще все игры на
уроке можно организовать в пространстве
двумя способами. 1 способ. Не меняя расстановку мебели и позиции
учащихся, проводить игры настольные,
комнатные с раздаточным материалом на
каждого или на парту: лото, кроссворды
(а также сканворды), шарады, загадки, метаграммы,
анаграммы и пр. 2 способ. Мебель в классе сдвигается либо по количеству
команд (стулья расставляются вокруг сдвинутых
столов), либо по принципу «игровое поле»
- «жюри» - «зрители». Для проведения компьютерных
игр учащиеся приглашаются в компьютерный
класс.
Чаще всего классификация дидактических
игр по русскому языку основана на тематическом
принципе: игры распределяются по разделам
лингвистики; при этом есть игры, помогающие
отрабатывать коммуникативный аспект. 1.Фонетические игры: фонемное различение слов («убери одну
фонему», «замени фонему», «превратим
волка в козу», метаграммы, анаграммы,
логогрифы); различение глухих и звонких
согласных («выключи голос», «найди пару»);
оглушение и озвончение («зайди в свой
порт», «старуха Шапокляк»); различение
твердых и мягких согласных(«два короля»);
слоговой состав слов («вкусные слова»,
«слог за слогом»); омофония, омография,
определение ударного слога («русский,
польский и французский») ; особенности
русского ударения. Коммуникативно-фонетические
игры: на опознавание, различение, характеристику
и воспроизведение тембра голоса; на расширение
звуковысотного диапазона; на выбор адекватной
громкости; на развитие силы, «полетности»
голоса; на отработку правильной мелодии,
умения ставить логическое ударение выдерживать
паузу, соблюдать темп речи, чувствовать
ритм.
2.Лексико-фразеологические
игры: на значение слов (кроссворды,
сканворды, чайнворды); системное отношение
в лексике («пропорции», «третий(четвертый)
лишний», ассоциации», «гибриды», лото,
домино, карты, игры с мячом, с юлой). Игры на развитие навыков устной
монологической и диалогической речи,
расширение словарного запаса («ищи свою
половину»; «соберите поговорки»; «кто
догадливее?»; «кто наблюдательнее?» и
мн.др.) 3.Игры по морфемике и словообразованию: игры, развивающие умение делить слово
на морфемы и выявить способы словообразования
(« от одного корня», «корень и дерево»,
«найдите друг друга!»; «новый прибор»,
«неологизмы», «глокий язык», «слова по
схеме».) Подобным образом подбираются
игры, помогающие осваивать орфографию,
морфологию, синтаксис. Игровая деятельность как элемент
урока может применяться на любом этапе
его - от проверки домашнего задания до
выполнения контрольной работы и обобщения. На уроке русского языка могут
быть проведены:
1.сюжетные (ролевые) игры;
2.игры-соревнования;
3.интеллектуальные игры.
Алгоритм построения уроков
по игровой технологии.
Прежде всего, надо приучить
детей к дисциплине игры, для этого игровая
деятельность вводится в каждый урок.
Во-вторых, надо, чтобы дети почувствовали
удовольствие от игры. И только тогда когда
вы убедитесь в том, что дети беспрекословно
принимают правила игры и не пытаются
оспорить справедливо поставленные им
командной оценки, можно приступать к
подготовке игры.
В структуре учебного процесса
выделяются 4 элемента-этапа урока. 1.Ориентировочный этап. Сначала учитель представляет изучаемую
тему, напоминает основные понятия. Далее
дается обзор общего хода игры. 2.Подготовка к поведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается
на задачах, обсуждает с учениками игровые
процедуры, предлагает критерии оценок,
показывает примерный тип решений в ходе
игры. После того как роли распределены,
участники проводят черновую репетицию
игры.
3.Проведение игры. Учитель организует проведение игры,
фиксирует игровые действия, следит за
подсчетом очков. 4.Обсуждение игры. Учитель проводит
обсуждение, в ходе которого дается характеристика
«событий» игры и их восприятия участниками,
корректируются критерии оценок, высказываются
мнения о результативности игры, пожелания
— либо повторить игру на другом материале,
либо отказаться от проведения игры в
будущем. Сколько больших игр может быть
в учебном году? Можно проводить 3-4 игры
за учебный год, завершая игрой каждую
четверть. Но поначалу у вас получится
только одна «большая» игра в год. Для
«большой» игры подходит любой тип: сюжетная
(ролевая), интеллектуальная, игра-соревнование.
Сущность дидактических игр как средства
обучения.
Дидактические игры – это разновидность
игр с правилами, специально создаваемых
педагогикой в целях обучения и воспитания
детей. Как уже было сказано выше, игры
направлены на решение конкретных задач
обучения детей, но в то же время в них
проявляется воспитательное и развивающее
влияние игровой деятельности. Необходимость
использования дидактических игр как
средства обучения детей в младшем школьном
возрасте определяется рядом причин:
1) Игровая деятельность как ведущая не
потеряла своего значения (об этом свидетельствует
и тот факт, что дети приносят в школу игрушки).
Можно согласиться с Л.С. Выготским, который
писал, что «в школьном возрасте игра не
умирает, а проникает в отношения к действительности.
Она имеет свое внутреннее продолжение
в школьном обучении и в труде». Отсюда
следует, что опора на игровую деятельность,
игровые формы и приёмы – это важный и
наиболее адекватный путь включения детей
в учебную работу. 2) Освоение учебной деятельности, включение
в нее детей идет медленно (многие дети
вообще не знают, что такое «учиться»).
3) Имеются возрастные особенности детей.
Связанные с недостаточной устойчивостью
и произвольностью внимания, преимущественно
непроизвольным развитием памяти. Преобладание
наглядно-образного типа мышления. Дидактические
игры как раз способствуют развитию у
детей психических процессов.
4) Недостаточно сформирована познавательная
мотивация. Основная трудность в начальный
период обучения заключается в том, что
мотив, с которым ребенок приходит в школу,
не связан с содержанием той деятельности,
которую он должен выполнить в школе. Мотив
и содержание учебной деятельности не
соответствуют друг другу. Побуждать же
к учению должно то содержание, которому
ребёнка учат в школе. Существуют различные
трудности адаптации при поступлении
ребёнка в школу (освоение им новой роли
– роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями).
Дидактическая игра во многом способствует
преодолению указанных трудностей А.В.
Запорожец, оценивая роль дидактической
игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться
того, чтобы дидактическая игра была не
только формой усвоения знаний и умений,
но и способствовала бы общему развитию
ребёнка». А.И. Сорокина выделяет следующие
виды дидактических игр: игры-путешествия,
игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки,
игры-беседы.
Краткая характеристика каждого вида.
Игры-путешествия призваны усилить впечатление,
обратить внимание детей на то, что находиться
радом. Они обостряют наблюдательность,
обличают преодоление трудностей. В этих
играх используются многие способы раскрытия
познавательного содержания в сочетании
с игровой деятельностью: постановка задач,
пояснение способов её решения, поэтапное
решение задач. Игры-поручения по содержанию проще,
а по продолжительности – короче. В основе
данных игр лежат действия с предметами,
игрушками, словесные поручения. Игры-предположения
(«что было бы…»). Перед детьми ставится
задача и создается ситуация, которая
требует осмысления последующего действия.
При этом активизируется мыслительная
деятельность детей, они учатся слушать
друг друга.
Игры-загадки. В их основе лежит проверка
знаний. Находчивости, разгадывание загадок
развивает способность к анализу, обобщению
формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры-беседы. В их основе лежит общение.
Основным является непосредственность
переживаний, заинтересованность, доброжелательность.
Такая игра предъявляет требования к активизации
эмоциональных мыслительных процессов,
она воспитывает умение слушать вопросы
и ответы, сосредотачивать внимание на
содержании, дополнять сказанное, высказывать
суждения. Познавательный материал для
этого вида игр должен даваться в оптимальном
объёме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный
материал определяется темой, содержанием
игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать
возможностям усвоения интереса детей
и свертывания игровых действий.
Дидактическая игра имеет определённую
структуру. Структура – это основные элементы,
характеризующие игру как форму обучения
и игровую деятельность одновременно.
Выделяют следующие структурные составляющие
дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью
обучающего и воспитательного воздействия.
Она формулируется педагогом и отражает
его обучающую деятельность. Так, например,
в ряде дидактических игр в соответствии
с программными задачами соответствующих
учебных предметов закрепляется умение
составить из букв слова, отрабатываются
навыки счета и т. д. Игровая задача осуществляется
детьми. Дидактическая задача в дидактической
игре реализуется через игровую задачу.
Она определяет игровые действия, становится
задачей самого ребёнка. Самое главное
дидактическая задача в игре преднамеренно
замаскирована и предстает перед детьми
в виде игрового замысла (задачи).
Игровые действия – основа игры. Чем
разнообразнее игровые действия, тем интереснее
для детей сама игра и тем успешнее решаются
познавательные и игровые задачи. В разных
играх игровые действия различны по их
направленности и по отношению к играющим.
Это, например, могут быть ролевые действия,
отгадывание загадок, пространственные
преобразования и т. д. они связаны с игровым
замыслом средствами реализации игрового
замысла, но включают и действия, направленные
на выполнение дидактической задачи. Правила
игры. Их содержание и направленность
обусловлены общими задачами формирования
личности ребенка, познавательным содержанием.
Игровыми задачами и игровыми действиями.
Правила содержат нравственные требования
к взаимоотношениям детей. К выполнению
ими норм поведения. В игре правила являются
заданными. С помощью правил педагог управляет
игрой, процессами познавательной деятельности,
поведением детей. Правила влияют и на
решение дидактической задачи – незаметно
ограничивают действия детей, направляют
их внимание на выполнение конкретной
задачи учебного предмета. Подведение
итогов (результат) – проводится сразу
после окончания игры. Это может быть подсчет
очков; выявление детей, которые лучше
выполнили игровое задание определение
команды-победительницы и т. д. необходимо
при этом отметить достижения каждого
ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих
детей. При проведении игр необходимо сохранить
все структурные элементы, поскольку именно
с их помощью решаются дидактические задачи. В
ситуации дидактической игры знания усваиваются
лучше. Самое главное – дидактическая
задача в игре осуществляется через игровую
задачу, она скрыта от детей. Дети непреднамеренно
усваивают знания, умения и навыки. Взаимоотношения
между детьми и педагогом определяются
не учебной ситуацией, а игрой. Цель дидактических
игр и игровых приёмов – облегчить переход
к учебным задачам, сделать его постепенным.
Выше сказанное позволяет определить
следующие функции игровых приемов и дидактических
игр: