Дидактическая игра как средство развития связной речи старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить влияние дидактических игр на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Объект: Развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Предмет: Дидактические игры как средство развития связной речи дошкольников.
Гипотеза исследования: Если педагог систематически проводит дидактические игры с детьми дошкольного возраста, то это может повлиять на развитие у них связной речи.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогические исследования развития связной речи дошкольников.
Проанализировать опыт работы педагогов по развитию связной речи дошкольников.
Подобрать методики диагностики связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………….………………..3

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Лингвистические основы формирования словообразовательной стороны речи у старших дошкольников..................................................................................................8
1.2. Особенности развития связной речи у старших дошкольников……………………………………………………………………17
1.3. Развитие связной речи старших дошкольников в процессе дидактических игр………………………………………………………………20

Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию связной речи у старших дошкольников с помощью дидактических игр

2.1. Диагностика связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32

Заключение………………………………………………………………...38

Список литературы………………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ связ речь дошк.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

 


 


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

 

 

Шейко Оксана Геннадьевна

 

 

Дидактическая игра как средство развития связной речи старших дошкольников

 

 

Специальность 050144 Дошкольное образование

 

 

 

 

                                     

 

 

                                                               Научный руководитель:    Дедова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012 г.

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………….………………..3

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

 

1.1. Лингвистические основы формирования  словообразовательной стороны речи  у старших дошкольников..................................................................................................8

1.2. Особенности развития связной  речи у старших дошкольников……………………………………………………………………17

1.3. Развитие связной речи старших  дошкольников в процессе дидактических  игр………………………………………………………………20

 

Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию связной речи у старших дошкольников с помощью дидактических игр

 

2.1. Диагностика связной речи  детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32

 

Заключение………………………………………………………………...38

 

Список литературы………………………………………………………..40

 

Приложение……………………………………………………………….42

 

 

 

Введение 

 

 

          Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). 

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба) [2, 89]. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной.

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи в старшей группе с учетом возрастных и индивидуальных различий детей старшего дошкольного возраста. Шестой год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина, А.М. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

Исходя из вышеизложенного мы определили проблему исследования: в какой мере дидактические игры способствуют развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Изучить влияние дидактических игр на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Объект: Развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Предмет: Дидактические игры как средство развития связной речи дошкольников.

Гипотеза исследования: Если педагог систематически проводит дидактические игры с детьми дошкольного возраста, то это может повлиять на развитие у них связной речи.

Задачи исследования:

Изучить психолого-педагогические исследования развития связной речи дошкольников.

Проанализировать опыт работы педагогов по развитию связной речи дошкольников.

Подобрать методики диагностики связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Методы исследования:

- теоретический анализ педагогической  литературы;

- педагогический эксперимент; разработка, апробация и внедрение экспериментальных  методик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста.

 

    1. Лингвистические основы формирования словообразовательной стороны речи у дошкольников.

 

"... Не только интеллектуальное  развитие ребенка, но и формирование  его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи" (Л. С. Выгодский) .[1, стр. 23] 
Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача обучения родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных.

Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

- воспитание звуковой речи;

- закрепление, обогащение и активизация  словаря;

- развитие и совершенствование  грамматического строя речи.

Современные исследователи детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, обобщения мышления. Ученые характеризуют формирование синтаксического компонента языковой способности, как спонтанный процесс при взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Речь взрослого для ребенка - основной источник освоения грамматического строя языка. В особенности это касается детей с нарушениями интеллекта.

Формирование речи, а именно монологической и диалогической зависит от того, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем. Если ребенок делает ошибки в словообразовании, воспитатель должен фиксировать свое внимание на них, чтобы позднее исправлять их в подходящей обстановке.

Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи [5, с.36]:

1) Речь - это наиболее совершенное  емкое, точное и быстродействующее  средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;

2) Речь служит орудием осуществления  многих психических функций, поднимая  их до уровня ясного осознания  и открывая возможности произвольно  регулировать и контролировать  психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;

3) Речь представляет отдельному  человеку канал связи для получения  информации из общечеловеческого  социально-исторического опыта. В  этом состоит общечеловеческая  функция речи.

Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе. Речь возникает первоначально как средство общения в своей межиндивидуальной функции и сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект. Даже первые ранние вербализации ребенка перестраивают его чувственный опыт. Но все-таки внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько позже межиндивидуальной: диалогическая речь предшествует монологической. Общечеловеческая функция (использование письменной речи и чтение) реально оформляется у детей в школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни.

Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются функции сообщения и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), а также эмоционально-выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.

Коммуникативная функция речи является исходной и основополагающей. Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.

Один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению речью взрослых – это автономная детская речь . По своей форме "слова" ее являются результатом искажения детьми слов взрослых или их частями, повторенными дважды (например, "коко" вместо "молоко", "кика" вместо "киска" и пр.). Характерными особенностями являются[5, с. 39]:

1) ситуативность, влекущая за собой  неустойчивость значений слов, их неопределенность и многозначность;

2) своеобразный способ "обобщения", основанный на субъективных чувственных  впечатлениях, а не на объективных  признаках или функциях предмета (например, одним словом "кика" могут обозначаться все мягкие и пушистые вещи - шуба, волосы, плюшевый мишка, кошка);

3) отсутствие флексий и синтаксических  отношений между словами. 
 Автономная детская речь может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая "подстраивание" под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики и коррекции автономной детской речи. Особенно развитые и затяжные формы автономная детская речь может принимать у близнецов или в замкнутых детских группах. В этих случаях рекомендуется временное разъединение детей.

Речь внутренняя – это беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней (звуковой) речи. В наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач в уме, при мысленном планировании, запоминании и пр. Посредством ее происходит логическая переработка полученного опыта, его осознание и понимание, дается самоинструкция при выполнении произвольных действий, осуществляются самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний.

Внутренняя речь является важным и универсальным механизмом умственной деятельности человека. По своему генезису возникает из эгоцентрической речи - разговора дошкольника с самим собой вслух во время игры или других занятий. Постепенно этот разговор обеззвучивается, синтаксически редуцируется, становится все более сокращенным, идиоматическим, с преобладанием глагольных форм. На пороге школьного возраста эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю - речь для себя и про себя.

Эгоцентрическая речь состоит в том, что ребенок дошкольного возраста, занимаясь какой-либо деятельностью, сопровождает свои действия речью вне зависимости от присутствия собеседника.

Ж. Пиаже характеризовал ее как[6, с. 29]:

а) Речь в отсутствии собеседника (не направленную на коммуникацию);

б) Речь со своей точки зрения без учета позиции собеседника.

В настоящее время существует относительно устоявшееся отделение эгоцентрической речи от "Речи для себя" (private speech) как другого феномена речевого развития ребенка. Понятие эгоцентрической речи связано с эгоцентрическим характером интеллектуальной позиции ребенка, неспособного учитывать точку зрения слушающего. "Речь для себя" образуют высказывания, не имеющие намеренной коммуникативной направленности, не адресованные кому-либо и не предполагающие знаков понимания со стороны слушающего. "Речь для себя" полифункциональная: в некоторых случаях может служить средством непрямого обращения ко взрослому в целях привлечения его внимания; основная ее функция связана с регуляцией деятельности самого ребенка - созданием плана отображения в речи собственных действий, планирования собственных действий. Роль "Речи для себя" в психическом развитии ребенка состоит в соотнесении формирующихся значений слов с предметным содержанием действий.

Развитие речи проходит три этапа[7, с. 17].

1. Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

2. Переход ребенка к активной  речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.

3. Совершенствование речи как  ведущего средства общения. В  ней все точнее отражаются  намерения говорящего, все точнее  передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития связной речи старших дошкольников