Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раненого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 09:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования:обосновать, реализовать и экспериментально проверить педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Обосновать, реализовать и экспериментально проверить педагогические условия повышения результативности использования дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.
Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста.

Содержание

Введение.............................................................................................................
3
Глава I. Теоретические аспекты развитиясенсорных представлений у детей раннего возраста................................................................................

5
1.1.Особенности сенсорного развитиядетейраннеговозраста.............................................................................................................5

1.2. Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.............................................................................................................9

1.3.Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды для сенсорного развития детей раннего возраста...........................................................................................................15

Глава II. Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр

2.1. Выявление уровня сенсорного развития детей раннего возраста......21

2.2. Разработка и реализация дополнительной общеразвивающей программы для детей раннего возраста «Веселые фигурки» в ДОО........27

2.3. Анализ результатов проведенного опытно-экспериментального исследования..................................................................................................35

Заключение....................................................................................................38

Список литературы..................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Гилёва_диплом (3).docx

— 212.85 Кб (Скачать файл)

В разнообразной предметной среде ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он -образец для подражания, через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

По Г.А.Широковой условиями, обеспечивающими наибольшую эффективностьв сенсорном развитии детей раннего возраста являются:

-создание предметно развивающей среды, способствующей развитию сенсорного воспитания детей через игру;

- систематизация дидактических игр в планировании;

-индивидуально дифференцированный подход;

-формирование сенсорного восприятия в каждом виде деятельности через игровую форму, психологическая комфортность детей, обеспечивающая эмоциональное благополучие[22].

Результативностью работы являются повышение уровня развития сенсорного воспитания детей, формирование положительно - эмоционального настроя, умение общаться со сверстниками и взрослыми, различать основные геометрические фигуры и их варианты, а так же основные цвета спектра.

Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений. Также формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п. Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия[13,18].

В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития. Использование «опредмеченных» слов-названий обусловлено тем, что ребёнку бесполезно говорить о прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они их различают уже впервые 2-3 месяца. На втором году жизни дети усваивают форму как признак предметов: они легко выбирают необходимые детали для строительного набора для «крыши» и т.д.[22,26].

Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отстаёт от развития восприятия, поэтому наряду с «опредмеченными» словами-названиями форм дети легко усваивают слова, способствующие развитию восприятия типа «такой», «разные», «не такой». Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет, - очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам[22].

При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и оранжевый, жёлтый, и зелёный и другие цвета. В противном случае ребёнок с нарушением цветового восприятия может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность[16,22].

Постепенность, последовательность в усложнении заданий, направленных на сенсорное развитие, значима как для детей указанного возраста, так и для более старших. В течение второго года жизни при целенаправленном сенсорном воспитании у ребёнка наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Он подолгу манипулирует ими, рассматривает, ощупывает, перекладывает их с места на место, обнаруживая новые параметры предметного мира[17,21].

Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе [17,24].

В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными. После 3-х лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению – вслед за взрослым – слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:

Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.

Целью нашей работы в этом направлении было- создание оптимальных условий для развития сенсорных представлений детей раннего возраста в повседневной жизни.

Достижение цели предполагалось за счет решения следующих задач:

-Развитие детей, обогащение их сенсорного опыта путем выделения формы, цвета и величины предметов.

-Упражнение детей в установлении сходства и различия между предметами.

-Формирование у детей умения называть свойства предметов.

Работа строилась по трем направлениям:

- Воспитательно-образовательная работа с детьми;

- Обогащение предметно-пространственной развивающей образовательной среды;

- Организация взаимодействия с родителями.

На втором году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку, достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения. Сенсорное воспитание в этот период - основной вид деятельности. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для развития нормального общего физического и психического развития ребенка.

На 2–3 году жизни ребенок еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него еще только начинают накапливаться представление о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, а накопление этих представлений проходит через игру, через игровые ситуации, в которые я вношу те цели, те задачи, те умения, которые необходимо усвоить детям. Благодаря заинтересованности детей в развитии сюжета сопереживания его героям, дети в активной познавательной деятельности осваивают приемы группировки и классификации, явления отношений и зависимостей между предметами по их размеру, форме, цвету, расположению в пространстве, определяют последовательность и результативность своих действий, познают начало логики. Это в результате помогает им перейти от простого восприятия предметов, чисел, явлений к осознанию их значения и необходимости использования в жизни .

Таким образом, создавая специальные условий в воспитательно-образовательном процессе мы обеспечиваем накопление детьми разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений. И за счет этих условий у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия, что  облегчает дальнейшее обучение детей.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр

 

2.1. Выявление уровня сенсорного развития детей раннего возраста

 

Сенсорный опыт детей- основа познавательного развития. Дидактические игры, которые были подобраны для детей нашей группы, развивают наглядно-действенное мышление, обогащают чувственный опыт ребенка, учат их мыслить, рассуждать. Игры для развития мелкой моторики, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами помогают ребенку запоминать и воспроизводить способы действий, которые мы показывали детям на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Главной задачей в работе воспитателя является- активизировать внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор предметов  и мелких игрушек по сходству и различию. Для детей были подобраны игрушки, отличающиеся по цвету, форме, величине, качеству и количеству.

В группе были подобраны самые разнообразные игрушки для организации игр-занятий по сенсорному развитию:

-для нанизывания предметов  различных форм, имеющих сквозное  отверстие: разнообразные пирамидки, конусы и т.д.;

- для проталкивания и  вкладывания предметов различных  форм в соответствующие отверстия;

- для прокатывания предметов по дорожкам, игрушки каталки и т.д.;

- образные фигурки со  шнуровками, с застегивающимися  и прилипающими элементами(пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией);

- игрушки и фигурки  разной величины, формы, цвета для сравнения и раскладывания предметов, резко различающихся по форме(куб) и т.д.

В практических действиях детей на соединение, разъединение , нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза. обобщения.

В группе есть коллекция народных игрушек( матрешки, яйца, лошадки, качалки и др.), изготовленные из дерева , глины, стекла. яркие иллюстрации народных промыслов. В беседах с родителями мы говорим о роли игрушки из натуральных материалов и предостерегаем их от покупки детям различных роботов. военных игрушек, "страшилок"( преобладающих в настоящее время на рынке) и др.

Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 233 (МБДОУ № 233г.Кемерово).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа.

1 этап – констатирующий  эксперимент;

2 этап – формирующий  эксперимент;

3 этап – контрольный  эксперимент.

Целью констатирующегоэтапа эксперимента было:

- определить уровень сенсорных  представлений детей 2-3 лет (на примере  формы, цвета и величины).

Диагностическая работа по выявлению сенсорного развития проводилась индивидуально с каждым ребенком. Время проведения диагностического обследования составляло в среднем 15-20мин.

Проведя диагностику, были определенывысокий, средний и низкий уровни сенсорного развития детей раннего возраста:

Высокий уровень - 3 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

Средний уровень - 2 балла - ребёнок начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.

Низкий уровень - 1 балл - ребенок не сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели.

Для обработки полученных результатов, мы сочли целесообразным воспользоваться методикой В.И. Зверевой. В нашем варианте диагностические параметры представляли собой вышеназванные умения, которые оценивались по трехбалльной шкале (1-3).

Каждый из диагностических компонентов оценивался коэффициентом (К1, К2, К3), который вычислялся по формуле: К баллов= максимально возможное количество баллов. После вычисления коэффициента каждого из трех блоков находился средний коэффициент по формуле К= К1+3К2+К3.

По среднему коэффициенту можно определить три уровня развития у испытуемых детей. Если К находитсяв пределах 0,8-1 баллов, то уровень высокий. Если К находится в пределах 0,6-0,7 баллов, то уровень средний. Если К менее 0,6 баллов - на низком уровне.

Результаты выявления уровня сенсорного развития детей на констатирующем этапе эксперимента  представлены в таблице 1.

                                                                                      Таблица 1

Уровень сенсорного развития детей раннего возраста

наконстатирующемэтапе эксперимента

Имя, фамилия

ребенка

Название сенсорного эталона

Общий результат

Форма

Цвет

Величина

1.Аня А.

в

в

в

в

4.Артем К.

в

в

в

в

9.Рома Р.

в

в

в

в

24.Мирослава И.

с

в

в

в

25.Софья Т.

с

в

в

в

2.Настя В.

н

н

н

н

3.Арсений К.

н

н

н

н

5.Глеб М. 

н

н

н

н

6.Максим П.

н

с

н

н

7.Арина П.

н

н

н

н

8.Александр Р.

н

н

н

н

11.Ваня С.

н

н

н

н

12.Алина Х.

н

н

н

н

13.Давид Ш.

н

н

н

н

14.Алиса К.

н

н

н

н

16.Саша С.

н

н

н

н

18.Валера Д.

н

н

н

н

19.Никита З.

н

н

н

н

20.Полина К.

н

н

н

н

21.Полина Ж.

н

н

н

н

22.Саша С.

н

с

н

н

23.Влада Ж.

н

н

н

н

10.Рома С.

с

в

с

с

15.Руслан К.

с

с

с

с

17.Камилла Я.

н

с

с

с

Информация о работе Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раненого возраста