Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раненого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 09:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования:обосновать, реализовать и экспериментально проверить педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Обосновать, реализовать и экспериментально проверить педагогические условия повышения результативности использования дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.
Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста.

Содержание

Введение.............................................................................................................
3
Глава I. Теоретические аспекты развитиясенсорных представлений у детей раннего возраста................................................................................

5
1.1.Особенности сенсорного развитиядетейраннеговозраста.............................................................................................................5

1.2. Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.............................................................................................................9

1.3.Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды для сенсорного развития детей раннего возраста...........................................................................................................15

Глава II. Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр

2.1. Выявление уровня сенсорного развития детей раннего возраста......21

2.2. Разработка и реализация дополнительной общеразвивающей программы для детей раннего возраста «Веселые фигурки» в ДОО........27

2.3. Анализ результатов проведенного опытно-экспериментального исследования..................................................................................................35

Заключение....................................................................................................38

Список литературы..................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Гилёва_диплом (3).docx

— 212.85 Кб (Скачать файл)

 

Анализ результатов диагностики уровня сенсорного развития детей на констатирующем этапе эксперимента по «показателю форма»(рис.1)низкий уровень у 73% детей, средний уровень - 15% детей, высокий уровень у12%.

Анализ результатов диагностики уровня сенсорного развития детей на констатирующем этапе эксперимента по «показателю цвет» (рис.1) показал, что низкий уровень у 62% детей, средний уровень - 15%, высокий уровень - 23%.

Анализ результатов диагностики уровня сенсорного развития детей на констатирующем этапе эксперимента по «показателю величина» (рис.1) свидетельствует, что низкий уровень – 69% детей, средний – 12% детей, высокий уровень – 19% детей (рис.1).

Таким образом, по результатам проведенной диагностики выявлено, что более половины детей (69 %) имеют низкий уровень сенсорного развития.

Характеристика на некоторых детей с разным уровнем развития.

Аня А. имеет высокий уровень по всем трем сенсорным эталонам - она легко и быстро устанавливает контакт с педагогом, встречала предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохранялся у неё на протяжении всего обследования. Действовала целеустремленно и точно. Если допускала отдельные ошибки, то тут же замечала и самостоятельно исправляла. Самостоятельно выполняла серию заданий, составленных для её возраста, а также самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справлялась с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста. При выполнении заданий она использовала метод проб примеривания, а так же зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.

Рис.1.Результаты диагностики сенсорных эталонов

(форма, цвет, величина)детей раннего возрастана констатирующем этапе эксперимента

 

Рома Р. имеет средний уровень - быстро устанавливала контакт со взрослыми, задания заинтересовали ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохранялось до конца проверок. Действовала целеустремленно, но допущенные ошибки устраняла, как правило, с помощью взрослого. Девочка самостоятельно и с помощью педагога выполняла не менее четырех заданий, предназначенных для её возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справлялась с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствовал образцу взрослого. При выполнении заданий ребенок пользовался методом проб, практическим примериванием, а так же использовал зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.

Саша С. имеет низкий уровень сенсорного развития - в контакт вступал не сразу, контакт часто формальный. Ребенок был несколько  заинтересован общей ситуацией занятия, но к содержанию заданий, к результату их выполнения в целом индифферентен. Не замечал и не устранял допущенных ошибок. Результат деятельности часто не точно соответствовал образцу. После обучения ребенок не справлялся с заданием, предназначенными для его возраста, но выполнял самостоятельно и с помощью взрослого серию заданий, составленных для более младшего возраста. Наряду с поисковыми способами ориентировки отмечались действия силой и перебор вариантов. При этом ошибочные варианты действий ребенок не отбрасывал, а повторял снова. Как правило, не была определена ведущая рука, отсутствовала согласованность обеих рук.

Никита З.  также имеет низкий уровень сенсорного развития. В контакт не вступал, было отмечено безразличие к содержанию заданий, ребенок вообще не понимал, что ему предоставляются задания. Из всех заданий улавливал лишь форму активности, которая от него требовалась. После обучения ребенок не справлялся с заданиями, рассчитанными на его возраст, а также с заданиями и для детей более младшего возраста. Не использовал поисковые способы ориентировки, а действовал силой. Отмечались неадекватные действия с предметами: брал игрушки в рот, стучал, кидался.

По результатам проведённого констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что лучше всего сформированы представления об эталонах цвета у детей 2-3 лет. Именно по этому эталону высокий уровень имеют 23%детей раннего возраста. В основном это дети,  у которых хорошо развиты внимание и память. Большинство детей ориентируется при выборе цвета на предмет изображаемого, например, если покажем какого цвета елка, то выбирают зеленый цвет, если море, то синий. Лишь отдельные дети даже при названии изображаемого предмета выбирают цвет неправильно. Хуже сформированы представления  формы. Запомнить сразу название геометрических фигур-эталонов в силу их абстрактности детям сложно. Постепенное выделение и различение деталей формы (углы, стороны и др.) позволяют воспринимать ее по отличительным признакам, узнавать не только по внешнему виду, но и по названию.

2.2. Разработка и реализация дополнительной общеразвивающей программы для детей раннего возраста «Веселые фигурки» в ДОО

 

В раннем возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности-познанию окружающего мира и себя в нем. Главным средством удовлетворения этой потребности и является сенсорное освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.

Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием красок, форм и других свойств предметов, поэтому сенсорное воспитание на занятиях и является основой развития чувственного опыта детей.

Мир цвета интересен не только для ребенка. Когда погружаешься в разработку новой игры, сам попадаешь в мир сказки и фантазии, каждое уже завершенное пособие дает  толчок к изготовлению нового. Так хочется в наш компьютеризированный, технический век подарить детям веселую, яркую, цветную мягкую сказку, сделанную с любовью и добротой собственными руками.

С целью повышение общего уровня сенсорного развития детей раннего возраста нами был проведен формирующий этап эксперимента.

Задачами формирующего этапа эксперимента являлись:

- развивать интерес к дидактической игре как средству усвоения сенсорных преставлений;

- развивать воображение  в процессе организации дидактических  игр.

Для реализации поставленных задач нами была разработана дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего возраста «Веселые фигурки» (далее Программа), фрагмент которой представлен в таблице 2.

Таблица 2

Фрагмент дополнительной общеразвивающей программы для детей раннего возраста «Веселые фигурки»

 

Название игры

Цель игры

1 неделя

«Сделаем куклам бусы»

закреплять  у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

«Помоги куклам найти свои игрушки»

закреплять умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

«Чаепитие матрешек»

 

 

 

 

 

 

 «Сделаем куклам бусы»

развивать речевое восприятие, умение понимать инструкции, точно исполняя задания; соотносить по величине предметы игрушечной посуды с размерами матрешек; понимать и употреблять прилагательные и их сравнительные степени: «большая», «поменьше», «самая маленькая»; понимать существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употреблять существительные в дательном падеже: «Маше», «Даше», «Саше».

закреплять  у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

2неделя

« Подбери юбку к кофте»

 

 

«Помоги куклам найти свои игрушки»

соотносить основные цвета, подбирать их по просьбе взрослого, обозначать признак цвета словом - «синий», «желтый», «красный», «зеленый»; согласовывать существительное, обозначающее предмет одежды, с прилагательным, обозначающим признак цвета, в роде, числе.

закреплять умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

«Укрась мамин сарафан»

 

 

 «Чаепитие матрешек»

 

 

выбирать орнамент определенной формы по просьбе взрослого; активировать в речи ребенка слова «круг», «квадрат», «треугольник»

развивать речевое восприятие, умение понимать инструкции, точно исполняя задания; соотносить по величине предметы игрушечной посуды с размерами матрешек; понимать и употреблять прилагательные и их сравнительные степени: «большая», «поменьше», «самая маленькая»; понимать существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употреблять существительные в дательном падеже: «Маше», «Даше», «Саше».

 «Кукла и куколка»

развивать умение соотносить предметы по величине; называть предметы кукольной одежды; использовать уменьшительно-ласкательный суффикс для обозначения кукольной одежды маленькой величины.

3 неделя

««Чаепитие»

 

 

 

 

 

 

«Кукла и куколка»

 

закреплять представление о разнообразии фигур; понимать значение названий геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); употреблять название геометрических фигур в активной речи; закреплять названия предметов чайной посуды (чашка, блюдце, сахарница, чайник); продолжать развивать зрительное внимание и память.

развивать умение соотносить предметы по величине; называть предметы кукольной одежды; использовать уменьшительно-ласкательный суффикс для обозначения кукольной одежды маленькой величины.

«Расставь машины в гаражи»

закреплять в активной речи названия  основных цветов (желтого, синего, зеленого, красного); устанавливать тождества  различия машин по признаку цвета; выделять названный цвет из трех других цветов; формировать грамматические категории - согласовывать существительное с прилагательным, обозначающим цвет, в роде и числе.

4 неделя

«Найди фары для автомобиля»

.

 

«Расставь машины в гаражи»

 

 

закреплять представление о разнообразии геометрических фигур; активизировать словарь прилагательными во множественном числе (круглые, квадратные, треугольные); продолжать формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме

закреплять в активной речи названия  основных цветов (желтого, синего, зеленого, красного); устанавливать тождества  различия машин по признаку цвета; выделять названный цвет из трех других цветов; формировать грамматические категории - согласовывать существительное с прилагательным, обозначающим цвет, в роде и числе.

 «Разложи шарики»

соотносить предметы основных цветов; находить шары заданного цвета по просьбе взрослого, активизировать в речи прилагательные, обозначающие признак цвета (желтый, синий, зеленый, красный); согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе (красный шарик)

 «Катается- лежит»

соотносить объемные предметы с плоскостным  изображением; называть их форму- «круг», «шар»; определять форму практическим путем (объемную - катать, а плоскостную - положить на поверхность); выделять шар из ряда предметов

5неделя

«Разложи кубики»

 

 

 

 

 

 

 

«Разложи шарики»

 

устанавливать тождество и различие предметов по признаку цвета; выделять один цвет из двух (четырех) по просьбе взрослого; закреплять в активной речи названия основных цветов (синий, зеленый, желтый, красный); закреплять употребление правильных грамматических категории (согласование существительного с прилагательным в роде, числе - красный кубик, красные кубики)

соотносить предметы основных цветов; находить шары заданного цвета по просьбе взрослого, активизировать в речи прилагательные, обозначающие признак цвета ( желтый, синий, зеленый, красный); согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе (красный шарик)

«Помоги куклам  найти свои игрушки»

закреплять умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

«Разноцветные ленточки»

научить различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Формировать устойчивый образ цветового тона. Развивать чувство ответственности перед другими.

6неделя

«Ищи свой дом»

 

«Бегите ко мне»

научить различать цветовые тона путем сравнения образца с другими предметами только путем зрительного соотнесения

помочь в усвоении приема сравнения предметов по цвету. Развивать внимание и умение сосредотачиваться. Развивать умение вести себя в детском коллективе

 «Закрой окошко»

формировать целенаправленное и зрительное восприятие формы, учить рассматривать, сравнивать и различать основные геометрические фигуры(круг, квадрат, треугольник)

«Приходите на лужок»

научить сравнивать и различать предметы по величине

 «Веселые матрешки»

научить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины

«Бегите ко мне»

помочь в усвоении приема сравнения предметов по цвету. Развивать внимание и умение сосредотачиваться. Развивать умение вести себя в детском коллективе

7 неделя

«Разложи кубики»

 

 

 

 

 

 

 

«Разложи шарики»

 

устанавливать тождество и различие предметов по признаку цвета; выделять один цвет из двух (четырех) по просьбе взрослого; закреплять в активной речи названия основных цветов (синий, зеленый, желтый, красный); закреплять употребление правильных грамматических категории (согласование существительного с прилагательным в роде, числе - красный кубик, красные кубики)

соотносить предметы основных цветов; находить шары заданного цвета по просьбе взрослого, активизировать в речи прилагательные, обозначающие признак цвета ( желтый, синий, зеленый, красный); согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе (красный шарик)

 «Закрой окошко»

формировать целенаправленное и зрительное восприятие формы, учить рассматривать, сравнивать и различать основные геометрические фигуры(круг, квадрат, треугольник)

«Приходите на лужок»

научить сравнивать и различать предметы по величине

8 неделя

«Найди фары для автомобиля»

.

 

«Расставь машины в гаражи»

 

 

закреплять представление о разнообразии геометрических фигур; активизировать словарь прилагательными во множественном числе (круглые, квадратные, треугольные); продолжать формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме

закреплять в активной речи названия  основных цветов (желтого, синего, зеленого, красного); устанавливать тождества  различия машин по признаку цвета; выделять названный цвет из трех других цветов; формировать грамматические категории - согласовывать существительное с прилагательным, обозначающим цвет, в роде и числе.

««Чаепитие»

 

 

 

 

 

 

 

«Кукла и куколка»

закреплять представление о разнообразии фигур; понимать значение названий геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); употреблять название геометрических фигур в активной речи; закреплять названия предметов чайной посуды (чашка, блюдце, сахарница, чайник); продолжать развивать зрительное внимание и память.

развивать умение соотносить предметы по величине; называть предметы кукольной одежды; использовать уменьшительно-ласкательный суффикс для обозначения кукольной одежды маленькой величины


 

При разработке Программы нами учитывалось: чередование прямых обучающих приемов (пояснение, инструкция и др.) с игровыми; чередование групповых и индивидуальных действий детей;) использование заданий, выполняя которые дети могут сменить позу, подвигаться, т. е. активное использование физкультминуток, разминок; специально организованное общение воспитателя с детьми непосредственно после занятия; принцип наглядности, научности, системности; решающая роль отводится педагогу; учет возрастных особенностей детей; ориентация на повышение уровня сложности заданий и закрепление пройденного материала.

В своей работе мы учитывали индивидуальные особенности детей(темперамент, умственные способности) Усвоение предъявляемого детям материала шло поэтапно, с разной скоростью.

В начале формирующего этапа эксперимента, когда проводились игры (приложение 1), дети активно принимали участие в их организации. Номы столкнулись с такими трудностями, как потеря интереса, затруднение в тех или иных заданиях («Сделаем куклам бусы», «Помоги куклам найти свои  игрушки»).  Наибольшее трудности в играх испытывали названные дети: Глеб(он не успевал за другими детьми), Максим (не понимал, что от него вообще хотят), Полина (ей было трудно, т.к. она плохо говорит, а показать стесняется), Ваня (все время, когда к нему обращались, замыкался в себе). Но в целом игры вызывали у детей радость, интерес. Им очень нравился дидактический материал, особое внимание привлекли матрешки новые куклы в платьях разного цветового спектра.

Медлительным детям, таким как Ваня, Никита мы давали время подумать, не спеша выполнить задание. С некоторыми ребятами, тревожными, неуверенными в своих силах (Влада, Мирослава) мы выполняли задания совместно. Активно использовалась похвала, эмоциональная поддержка каждого из детей. Кроме того, с родителями детей, испытывающих определенные трудности, проводились индивидуальные консультации. На таких беседах мы стремились донести до родителей основные результаты работы, трудности, с которыми сталкивается их ребенок, а также предлагали вниманию основные рекомендации для взаимодействия с детьми в зависимости от их особенностей (медлительности, гиперактивности, тревожности).

По ходу усвоения детьми новых знаний и умений они стали быстрее включаться в игры, наибольший интерес вызвали игры:«Приходите на лужок», «Ищи свой дом». В игре «Приходите на лужок» детям очень нравилось быть ведущими, т.к. все повторяли их действия, но с заданием справлялись не все. После того как мы поиграли в эту игру несколько раз, ребята стали с заданием справляться быстрее и допускать меньше ошибок. Особый интерес у мальчиков вызвала игра «Расставь машины в гаражи». Эту игру мы использовали в рамках непосредственно образовательной деятельности по конструированию. Мальчикам очень понравилось строить гаражи для новых машинок. Дети просили поиграть с ними снова, мы выбирали игру (в которую уже играли) совместно, а потом мы проводили новую игру. Ребята быстро научились организовываться, садились на стулья и ждали начала игры, в играх охотно принимали участие.

Первое время игру мы проводили с несколькими детьми (Камилла, Валера, Софья, Саша, Арсений) пока одна группа детей активно принимали участие в игре, остальные наблюдали за участниками, затем дети менялись ролями. Легче всего проходили игры, связанные с ознакомлением величины («Чаепитие матрешек», «Кукла и куколка»). Особенно эти игры вызывали большой интерес у девочек. После проведения занятий девочки охотно устраивали «чаепитие» матрешек и кукол, в кукольном уголке, привлекали в свои игры мальчиков.

Более сложно давались игры по ознакомлению детей с цветом («Беги ко мне», «Разноцветные ленточки») дети путались, ошибались.

В игре «Сделаем куклам бусы» у детей не всегда получалось нанизывать бусинки на шнурки (они выпадали из рук), от этого дети нервничали и просили им помочь. Также в этой игр дети не всегда понимали, что нужно брать бусинки одного цвета (даже, несмотря на то, что мы им несколько раз говорили об этом).

Особый интерес дети проявили к игре «Укрась мамин сарафан». В связи с тем, что дети маленькие им было трудно положить геометрические фигуры на прорисованные контурной линией круги (квадраты) на подоле сарафана (юбки). Но дети очень старались, и даже у кого не получалось они пробовали снова и снова.

В игре «Чаепитие» детям было трудно в разнообразии геометрических фигур выбрать нужного цвета и размера. Эту игру мы применили в ходе занятий аппликации и составленный узор на блюдце мы приклеивали. Рассматривая свои работы, дети были очень довольны. А вечером, уходя домой, дети подарили эти блюдца мамам.

Возможными причинами сложностей в работе, на наш взгляд, являются  разное самочувствие, настроение детей на разных занятиях, особенности темперамента детей (спокойные не успевали за более активными). Естественные трудности возникали в усвоении нового, ранее не используемого материала. Низкий показатель сенсорного развития, возможно, связан с недостаточным уровнем общения в семье, личностными особенностями. Для более эффективного усвоения детьми сенсорных представлений была проведена следующая работа с родителями:

1. Консультация о значимости  дидактических игр.

2. Беседы по индивидуальной  работе с ребенком, которая доступна  для реализации в домашних условиях, не требующая сложных материалов.

3. Тематическое оформление  родительского уголка.

4. Привлечение родителей  по изготовлению дидактических  игр и пособий.

5. Библиотека для родителей.

6. Родительское собрание  на данную тему.

В современных условиях детскому саду трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое в группе сделано руками наших родителей. Они помогали нам в изготовлении дидактических игр по сенсорному развитию. С помощью родителей группа оформлена, так что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, сюжетно-ролевых игр и т. д. есть «тихий уголок», где дети смогут посидеть и посмотреть семейный и групповой альбом.

Информация о работе Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раненого возраста