Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раненого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 09:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования:обосновать, реализовать и экспериментально проверить педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Обосновать, реализовать и экспериментально проверить педагогические условия повышения результативности использования дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.
Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста.

Содержание

Введение.............................................................................................................
3
Глава I. Теоретические аспекты развитиясенсорных представлений у детей раннего возраста................................................................................

5
1.1.Особенности сенсорного развитиядетейраннеговозраста.............................................................................................................5

1.2. Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.............................................................................................................9

1.3.Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды для сенсорного развития детей раннего возраста...........................................................................................................15

Глава II. Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр

2.1. Выявление уровня сенсорного развития детей раннего возраста......21

2.2. Разработка и реализация дополнительной общеразвивающей программы для детей раннего возраста «Веселые фигурки» в ДОО........27

2.3. Анализ результатов проведенного опытно-экспериментального исследования..................................................................................................35

Заключение....................................................................................................38

Список литературы..................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Гилёва_диплом (3).docx

— 212.85 Кб (Скачать файл)

Когда всем куклам будут надеты бусы, воспитатель спрашивает у  детей, показывая на куклу в белом наряде: «Кто знает, какого цвета платье у этой куклы?»- «Правильно, белого». Показывая на рядом сидячую куклу, взрослый сам называет цвет ее платья: «Ах, у этой куклы платье фиолетового цвета». Педагог не требует при этом от детей повторения и заучивания названий цвета.

Затем воспитатель, показывая куклу в синем наряде, спрашивает: «Какого цвета платье у этой куклы?». Если кто-либо из детей назовет цвет правильно, взрослый хвалит малыша, но от остальных воспитанников не требует точного ответа.

Подобные вопросы воспитатель задает и по поводу куклы в зеленом и желтом платье. А показывая куклу в оранжевом наряде, он сам называет цвет ее одежды: «У этой куклы платье и бусы оранжевого цвета. Такого цвета бывают апельсин и морковь»  переключая внимание воспитанников на куклу в красной одежде, педагог спрашивает: «Какого цвета платье у этой куклы?»- поощряет тех, кто правильно ответил, но опять не требует запоминания названия цвета.

Показав куклу в черном наряде, воспитатель сам называет цвет одежды куклы.

На все эти вопросы и ответы во время игры-занятия уходит не более 1,5-2 минут.

В конце занятия воспитатель хвалит всех детей за то, что они сделали для кукол бусы, и куклы стали еще красивее.

 

Игра «Помоги куклам найти свои игрушки»

 

Материал: восемь небольших кукол, одетых в однотонные платья восьми цветовых тонов, грибочки и палочки восьми цветовых тонов.

Ход игры.

Воспитатель поочередно в соответствии с последовательностью цветовых тонов  в спектре показывает детям кукол, одетых в разноцветные платья(красное, оранжевое, желтое, зеленое, синее, фиолетовое).рассматривая вместе с детьми очередную куклу, педагог обращает внимание на красоту ее платья. Куклы выстраиваются на столе воспитателя в радужный ряд. Куклы в белой и черной одежде находятся по краям черный цвет ярче оттеняет красный, белый - фиолетовый.

Любуясь куклами, воспитатель поясняет детям, что у каждой куклы красивая одежда, а когда они все вместе, то так красиво, будто солнышко яркое светит и сияет радуга.

Затем взрослый говорит детям, что у каждой куклы есть свои игрушки: грибочки и палочки, но они все перепутались, и надо помочь куклам найти свои игрушки.

Воспитатель ставит на стол перед каждым ребенком по кукле  и предлагает выбрать грибочки такого цвета, какого цвета платье у куклы. Дети, сидящие за одним столом, выбирают грибочки из общего материала.

После того как все найдут грибочки и положат их рядом с куклой, им предлагают отобрать из общего материала палочки.

В ходе игры-занятия воспитатель регулирует поведение детей, напоминая им, чтобы они не торопились, не хватали игрушки руками, а вначале внимательно смотрели на них, находили глазами нужные игрушки и только после этого брали их для куклы.

В конце занятия педагог предлагает детям посадить всех кукол рядышком на столе, напоминая, что у каждой куклы есть свое место. Не называя цвет, воспитатель просит принести куклу то одного, то другого ребенка. Когда все куклы будут размещены в соответствии со спектральной последовательностью, взрослый предлагает детям принести для кукол вначале грибочки, затем палочки.

 

Игра «Чаепитие матрешек»

Материал: матрешка (из трех кукол) и набор посуды из трех чашек, блюдечек и ложечек разного размера.

Ход игры

достаньте из большой матрешки две маленьких, расположите их по величине, называя: «Это Маша, это Даша, это Саша». Прочитайте рифмовку:

Маша, Даша и Саша

Пили чай на кухне нашей.

Затем обратитесь к ребенку: «Ваня, дай большую чашку Маше. Даше дай чашку поменьше. Саше дай самую маленькую чашку». Ребенок соответственно указаниям расставляет чашки рядом с матрешками. Спросите: «У кого самая большая чашка?». Ребенок отвечает :  «У Маши». «У кого чашка поменьше?». Ответ ребенка. «У кого самая маленькая чашка?». Ребенок отвечает. Спросите: «Что поставим под чашки?»- «Блюдце».- «Кому дадим самое большое блюдце?» и т. д. Аналогично проводим игру с ложечками.

 

Игра «Подбери юбку к кофте»

Материал: четыре маленькие куклы-пупса в кофтах основных цветов (синей, желтой, красной, зеленой); четыре кукольные юбки таких же цветов; игрушечный шкаф, в котором висят разноцветные юбки.

 Ход игры.

Скажи ребенку, что куклы- принцессы. Они собираются на бал. Служанка помогла надеть красивые кофточки и ушла. Куколки- принцессы очень расстроились и просят помочь им. Кукла-принцесса в синей кофточке просит тебя найти для нее юбку: «Моя юбка такого же цвета, как моя кофточка». Спрашиваем у ребенка,  «Какого цвета у принцессы кофточка?» Найди в кукольном шкафу синюю юбку»

предложите ребенку найти и надеть юбки всем куклам-принцессам по аналогии с предыдущим заданием.

Когда куклы-принцессы будут одеты, можно устроить бал, на котором куклы будут танцевать (кружиться в вальсе с вашей помощью). Подберите соответствующую классическую музыку.

 

Игра «Укрась Манин сарафан».

Материал: кукла в сарафане с прорисованными на ней пунктирными линиями орнаментом; орнамент выполнен из геометрических фигур-кругов, квадратов, треугольников разной величины (большие и маленькие - для ребенка до 2,5лет, для ребенка 2,5-3года добавить среднюю величину).

Ход игры.

Покажите вырезанную из картона куклу. Скажите: «Кукла Маня будет твоей дочкой, а ты мамой. Мама решила сшить дочке новый сарафан. Посмотри какой.(покажите рисунок сарафана, украшенного геометрическим орнаментом). Материал, из которого мама будет шить сарафан, оказался некрасивым, с него куда-то убежал орнамент. Но переживать не надо. Мы украсим сарафан таким же орнаментом (Покажите детям нарисованный вами сарафан).

Прочитайте рифмовку:

Мама сарафанчик

Шьет дочурке-крошке.

На подоле красные

Рассыпались горошки.

А на юбочке квадраты

Разноцветные лежат,

Нас порадовать спешат.

Ай да чудо-сарафан!

Он на радость дочке дан!

Задайте вопросы по содержанию рифмовки: «Кто шил сарафан? Кому шили сарафан? Что украшало подол сарафана? (красные горошки)».

Если дети не понимают значения слова «подол», нужно показать подол на своей одежде или на вырезанном из бумаги сарафане. Рассмотрите подол сарафана. Спросите, как он украшен? (по подолу орнамента). Какие фигуры в этом орнаменте? (круги треугольники, квадраты.) предложить детям украсить подол сарафана орнаментом. Дать ребенку четкое поручение: «Найди вырезанные разноцветные круги и положи их на прорисованные контурной линией круги на подоле сарафана». Или предложить ребенку раскрасить прорисованные контуром круги на подоле сарафана. Спросить у детей: «Какими фигурами украшен подол сарафана?» (кругами).

Предлагаем детям украсить юбку сарафана квадратами (задание выполните по аналогии с предыдущим). Когда работа будет закончена, полюбуйтесь красивым сарафаном, похвалите детей. Скажите, что такие красивые сарафаны, украшенные кругами и разноцветными квадратами, очень понравились нашей кукле. ( Можно внести в рисунок сарафана новые геометрические фигуры.)

 

Игра «Кукла и куколка»

Материал: две куклы (большая и маленькая); два набора предметов кукольной одежды (большого и маленького размера), лежащие в коробке; две кукольные кроватки с постельными принадлежностями - большими и маленькими.

Ход игры. Покажите детям кукол, спящих в кроватках. Предложите детям их разбудить. Прочитайте рифмовку:

Встали куколки с утра.

Одеваться им  пора.

Я для куклы большой,

Отберу одежду.

Вся она большая,

Посмотри какая.

Поставьте перед детьми коробку с кукольной одеждой. Предложите ему выбрать одежду большого размера для большой куклы. Назвать каждый предмет одежды, который ребенок надевает на куклу.

Когда дети по очереди наденут на куклу все предметы одежды и назовут их, полюбуйтесь одетой куклой. Не забудьте похвалить детей за хорошо выполненную работу. Прочитайте вторую часть рифмовки:

Я малышке помогаю,

Куколку я одеваю!

Юбочку и кофточку,

Трусики, носочки...

Вся одежда маленькая

У малютки дочки.

Обратите внимание на то, чтобы ребенок называл маленькую кукольную одежду, используя уменьшительно - ласкательные суффиксы.

У  куклы платье, а у куколки платьице.

У куклы юбка, а у куколки - юбочка.

У куклы кофта, а у куколки - кофточка.

Вариант: введите в игру среднюю величину.

 

Игра «Чаепитие».

Материал: нарисуйте предметы посуды (две чашки и два блюдца) с геометрическим орнаментом (из кружков и квадратов; треугольников разной величины и цвета); два блюдца без орнамента; набор вырезанных из цветного картона геометрических фигур (такого же цвета и размера, как на чашках); игрушечный мишка и кукла.

Ход игры.

Прочитайте рифмовку:

Мишка куклу пригласил

В гости на чаек.

Но на стол он не накрыл, ну и куманек!

Мишке, дети, помогите

Чашку к блюдцу подберите!

Скажите, что мишка растерял всю  посуду из чайного сервиза. Предложите детям сервировать стол к чаепитию. Скажите, что узор на чашке должен быть такой же, как на блюдце. Положите перед детьми, нарисованную вами посуду: первая чашка украшена орнаментом из кружков основных цветов разного размера, вторая - квадратами разного размера и величины, два блюдца без рисунка. Спросите у ребенка, как украшены блюдца. Красивые ли они? Почему они некрасивые? (нет орнамента)

предложите ребенку помочь мишке - украсить орнаментом оба блюдца. Поставьте перед ребенком коробочку с вырезанными из цветной бумаги кружками и квадратами такого же цвета и величины, как на чашках. Предложите ребенку и мишке украсить блюдца.

Возможны два варианта игры - накладывание геометрических фигур с называнием их формы, величины и цвета; или приклеивание этих же фигур на блюдце с названием формы, величины и цвета.

Когда блюдца будут украшены геометрическим орнаментом, предложите ребенку подобрать к каждому блюдцу чашку. Еще раз напомните детям о том, что орнамент на чашке должен быть таким же, как на блюдце. Похвалите детей, скажите, что сервиз получился очень красивый. Накройте на стол. Пригласите куклу. Угостите ее чаем. Прочитайте рифмовку:

Пей, Манечка, чай.

Пей и не скучай.

С пряниками, калачами -

Испекли мы сдобу сами!

 

Игра «Расставь машины в гаражи».

Материал: кубики и кирпичики основных цветов (синего, желтого, зеленого, красного); игрушечные машины перечисленных цветов; муляжи овощей.

Ход игры.

Покажите ребенку строительный материал разных цветов( начинать надо с двух цветов- синего  и желтого, затем ввести красный и зеленый. Когда дети будут без ошибок определять цвет двух предложенных предметов, можно дать игру с предметами, окрашенными во все четыре основных цвета. Предложите ребенку построить гараж из кирпичиков. Возможны несколько вариантов построек. Предложите детям рассмотреть детям автомобили, стоящие на дороге.

Спросите, показывая на каждый автомобиль, какого он цвета. Если дети неуверенно называют его цвет,  то возможен другой вариант: вы называете цвет автомобиля, предлагая детям найти автомобиль данного цвета.

Нарисуйте на полу мелом дорогу. Предложите детям поиграть- послушать внимательно рифмовку, найти гараж такого цвета, о котором говорилось, и поставить в гараж автомобиль (такого же цвета). Прочитайте рифмовку:

Еду с дачи я домой,

Урожай везу с собой.

К гаражу я подъезжаю,

Дверь тихонько открываю.

А какого цвета дверь?

Ты скорей, дружок, проверь.

Смотри она такая...

(Назвать  цвет и поставить в гараж  автомобиль)

...Какой  мой автомобиль. ( Такого же цвета.)

Дверь тихонько открываю

И машину загоняю.

 

Игра «Найди фары для автомобиля»

Материал: картинки с изображенными тремя автомобилями с фарами разной формы - круглыми, треугольными, квадратными; фары для каждого автомобиля.

Ход игры.

Расскажите детям историю о том, как два автомобиля ехали по дороге. Загремел гром. На дороге появились грязные лужи. Автомобили проехали по ним и тоже стали очень грязными. Когда автомобили подъехали к дому и остановились, водители решили снять фары и помыть их. После того как они их помыли, они стали сомневаться где чья фара. Помогите водителям разобраться.  Положите перед каждым ребенком две круглые и две квадратные фары. Попросите называть форму каждой пары фар. Предложите ребенку найти автомобиль для круглых фар (наложите круглые фары на их контурную прорисовку на картинке).

Если ребенок затрудняется, выполните задание совместно, называя форму. Нахождение второй пары фар проведите по аналогии.(в последующих занятиях вводятся фары овальной и треугольной формы)

 

Игра «Разложи шарики»

Материал: коробка из-под конфет с круглыми ячейками (количество ячеек должно быть кратно четырем, так как используем четыре основных цвета); на основании каждой ячейки наклеен круг из цветной бумаги такого же цвета, как шарики, с которыми будет проводиться игра.

Ход игры. Поставьте перед ребенком усовершенствованную коробку из-под конфет. Показывая на каждый цветной кружок (приклеенный в ячейке), спросите ребенка, какого он цвета. Предложите положить шарик в ячейку с кружком такого же цвета. Игру проводите до тех пор, пока все ячейки в коробке не будут заполнены шариками. Следите за тем, чтобы дети, называя цвет шарика, согласовывал существительное с прилагательным в роде и числе (красный шарик). Последующие упражнения можно усложнить: сложи шарики в такой же последовательности, как на картинке; сложи сначала шарики красного цвета, а затем шарики зеленого цвета.

 

Игра «Катается- лежит»

Материал: маленькие шарики (теннисные), вырезанные из цветного картона кружочки; «чудесный мешочек»; лист картона с нарисованными на нем кружками такого же цвета и величины, как кружки, находящиеся в мешочке.

Информация о работе Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раненого возраста