Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 09:40, дипломная работа
Цель исследования:обосновать, реализовать и экспериментально проверить педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Обосновать, реализовать и экспериментально проверить педагогические условия повышения результативности использования дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.
Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста.
Введение.............................................................................................................
3
Глава I. Теоретические аспекты развитиясенсорных представлений у детей раннего возраста................................................................................
5
1.1.Особенности сенсорного развитиядетейраннеговозраста.............................................................................................................5
1.2. Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.............................................................................................................9
1.3.Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды для сенсорного развития детей раннего возраста...........................................................................................................15
Глава II. Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр
2.1. Выявление уровня сенсорного развития детей раннего возраста......21
2.2. Разработка и реализация дополнительной общеразвивающей программы для детей раннего возраста «Веселые фигурки» в ДОО........27
2.3. Анализ результатов проведенного опытно-экспериментального исследования..................................................................................................35
Заключение....................................................................................................38
Список литературы..................................................
Ход игры.
Положите два шарика и два кружочка в «чудесный мешочек». Предложите детям определить на ощупь и вытащить все шары. Когда ребенок достанет их, спросите: «Что это?» (Шары.) «Как с ними играть?» (Катать.) попросите ребенка покатать те шарики, которые он вытащил из мешочка. Скажите: «Все шары катаются». Прокатывать шарики можно по полу, по столу. Предложите ребенку покатать шары. Попросите ребенка достать оставшиеся в мешочке предметы. Спросите, как они называются. (Кружочки.) Попросите их покатать. Сделайте вывод: «Кружки не катаются, они лежат». Положите перед ребенком картонку с нарисованными на ней кругами. (Круги должны быть такого же цвета, как лежащие в мешочке.) Попросите ребенка положить вырезанные из картона кружки на кружки такого же цвета, нарисованные на картоне.
Игра «Разложи кубики».
Материал: кубики четырех основных цветов, четыре упаковки для яиц с прокрашенными донышками.
Ход игры.
Привезите на игрушечной грузовой машине кубики того цвета, который нужен вам для игры. Цвета сначала берут парами: синий - желтый, красный- зеленый. И только когда дети смогут четко дифференцировать, соотносить, группировать, называть перечисленные выше цвета, можно предложить для игры предметы сразу всех четырех цветов. Около грузовой машины выстраивается очередь из игрушечных зверюшек. Они просят продать им для постройки нового дома кубики определенного цвета. Можно сказать ребенку, что зайка забыл, какого цвета ему нужны кубики, но он принес коробку, в которой есть полоски такого, же цвета. Покажите ребенку коробку из-под яиц с цветными полосками. Предложите ребенку назвать цвет полосок. Если ребенок затрудняется выполнить задание, назовите сами цвет полоски и предложите ребенку повторить его вместе с вами.
Попросите ребенка найти кубики такого же, синего цвета и разложить в коробке с полоской такого же, синего цвета.
Зайка благодарит ребят: «Спасибо, что вы дали мне синие кубики для строительства моего домика. Мой новый дом будет синего цвета. Когда я построю новый дом, приходите ко мне в гости».
По аналогии проводится игра с кубиками других цветов.
Игра «У кого такой предмет?»
Материал: предметные картинки (большие и маленькие).
Ход игры.
У каждого ребенка на столе лежит картинка с изображением одного предмета (лучше, если у всех будут картинки на определенную тему: посуда, одежда, мебель). Воспитатель предлагает детям рассмотреть свои картинки, некоторых спрашивает, что нарисовано на его картинке. Затем он называет предмет и предлагает тем, у кого есть картинка с изображением данного предмета назвать его. Затем говорит: «Эту куклу зовут Аленка. Как ее зовут?». Дети отвечают. «А это кто?»- спрашивает он и показывает кошку. «Киска»,- говорят малыши. «Эту кошку зовут Мурка». Дети повторяют кличку кошки. Далее педагог показывает остальных животных, и предлагает малышам придумать им клички или сам называет их и просит повторить. Дети повторяют вслед за воспитателем.
Воспитатель следит, чтобы дети отчетливо и громко называли свои имена, имена товарищей, куклы, клички животных.
Игра «Помоги жирафу»
Материал: из двух листов цветной бумаги (один глянцевый, гладкий, другой - бархатистый, шероховатый) вырезаны две фигуры жирафов. На теле каждого жирафа обозначены контуры геометрических фигур: круга, овала, квадрата, ромба, треугольника. Размер и цвет геометрических фигур и обоих вырезанных жирафов могут быть одинаковыми или разными.
Такие геометрические фигуры вырезаются из глянцевой и бархатистой бумаги.
Ход игры.
Взрослый рассказывает, что жирафы играли друг с другом, баловались, решили поменяться пятнышками (геометрическими фигурами). А потом перепутали их и не могут найти каждый свои пятнышки. Ребенку предлагается помочь жирафам, чтобы они совпадали по контуру и по качеству материала, из которого вырезаны сами животные.
Во время игры можно проговорить с ребенком о том, какой жираф ему больше нравиться на ощупь, для этого попросить потрогать фигурки рукой.
Игра «Беги ко мне!»
Материал: флажки четырех основных цветов спектра. Число флажков должно соответствовать количеству детей в группе, при этом один комплект флажков остается у воспитателя.
Ход игры.
Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом, а воспитатель обходит их с вазой в руках.
Каждый ребенок выбирает себе флажок по своему вкусу, и взрослый берет такой же флажок. Воспитатель оставляет себе по одному флажку каждого цвета, отходит на небольшое расстояние, садиться на свой стул и показывает детям один из своих флажков.
Сначала взрослый предлагает каждому внимательно рассмотреть свои флажки и проделать вместе с ним несколько простых движений: «Давайте поднимем наши флажки и помашем ими, вот так! А теперь флажки спрячутся за спину, чтобы никто не увидел. А теперь положим флажки на колени, чтобы они отдохнули. Интересно, можно ли увидеть что-нибудь через флажок? Давайте приложим его к глазам и посмотрим сквозь него друг на друга». Важно, чтобы слова взрослого были выразительны и эмоциональны.
Далее педагог предлагает следующее: «Сейчас я по очереди буду называть флажок то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой флажок, потом - на свой, и если цвет у флажков одинаковый, бегите ко мне, но не сразу, а после того как я позову». Взрослый отходит от сидящих детей на некоторое расстояние. Три флажка он держит за спиной, а один поднимает и одновременно называет его цвет. Только после того следует команда, например: «Красные флажки, бегите ко мне!». Когда дети прибегают, взрослый предлагает им поднять свои флажки и помахать ими. Все оценивают, «послушные это флажки или нет» и т.д.
Под конец игры педагог поднимает сразу все четыре флажка. Все участники игры подбегают к нему, потом ставят флажки обратно в вазу.
Игра «Разноцветные ленточки»
Материал: для игры нужны цветные ленточки или полоски цветной бумаги, наклеенной на картон. Нужно подготовить четыре комплекта ленточек или полосок основных цветовых тонов. В дальнейшем игра может проводиться с другими предметами, например с цветными кружочками и пр.
Раскладывать на столах игровой материал следует таким образом, чтобы рядом лежали контрастные по окраске предметы, соблюдая небольшое расстояние между ними, чтобы можно было приложить образец.
Ход игры.
В игре принимает участие вся группа. Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом. Напротив них стоят три столика, на каждом из них набор ленточек разного цвета.
Воспитатель садиться поближе к детям, достает из заранее приготовленной коробки разноцветные ленточки: «Посмотрите, ребята, какие они блестящие и красивые». Педагог называет цвет ленточки, обращая особое внимание на те цвета, которые вводятся впервые.
«Хотите играть с ленточками?- спрашивает он.- Тот, кому я дам ленточку, подойдет к своему столу, будет прикладывать ее к ленточкам, лежащим на столе. Сейчас я вам покажу, как надо искать». Воспитатель подходит к одному из столов и спрашивает: «Какого цвета ленточку мне поискать? Хотите, я найду синюю?». Он берет синюю ленточку из коробки, прикладывает ее вначале к розовой ленточке и говорит: «Нет, не такая». Потом прикладывает к синей, поднимает обе ленточки и спрашивает детей: «Такая?» Дети отвечают. Педагог выбирает детей, каждому из них указывает на стол, на котором он будет искать ленточку. Подобрав ленточки по цвету, каждый ребенок одну из них отдает воспитателю, а другую относит обратно на свой стол и возвращается на место. Педагог вызывает других детей.
Игра «Ищи свой дом!»
Материал: для игры нужны разноцветные флажки и таких же цветов кружочки. Кружки можно изготовить из цветной бумаги, наклеенной на картон, проделать дыроколом в каждой из них отверстие и продеть в него шнурок. Флажки и кружки должны точно соответствовать друг к другу по цветовому тону. Квадраты чертятся на полу на таком расстоянии, чтобы дети, не отвлекаясь, могли наблюдать за действиями друг друга и участвовать в их оценке.
Ход игры.
Воспитатель предварительно показывает игровой материал и предметы новых цветов (апельсин, шоколадку). Не раскрывая значения этих предметов, располагает их на видном месте и обещает детям поиграть с ними в новую игру. На полу чертятся большие квадраты.
Воспитатель показывает детям флажки знакомых цветов и предлагает их назвать. Потом начинается знакомство с новыми цветами (оранжевым и коричневым).
«А теперь давайте играть», - предлагает воспитатель. Дети встают в круг. Взрослый, находясь в его середине, надевает каждому участнику игры кружок какого-нибудь цвета. При этом ребенок должен назвать цвет своего кружка.
Взрослый выбирает четырех детей, которым дает по флажку разного цвета. Каждый из этих детей занимает какой-нибудь дом (квадрат).
Другие дети ходят по кругу. Воспитатель говорит: «Ищи свой дом!» и просит детей вспомнить, какого цвета их кружки и найти соответствующий дом. Дети быстро занимают места в домиках.
Воспитатель предлагает ребятам поменяться кружками, и игра начинается сначала.
Игра «Закрой окошко»
Материал: для игры нужно изготовить два комплекта геометрических фигур, по шесть фигур в каждом (круг, овал, треугольник, трапеция, квадрат, ромб). Кроме того, нужны контурные изображения каждой фигуры на отдельных карточках размером 8*6 или 10*8 см.
в каждый комплект игрового материала входит несколько экземпляров(6-8) карточек, на которых имеются контуры основных фигур. Контуры должны быть двух видов - рельефный и линейный. Рельефный контур изготавливается из плотного картона, наклеенного в два слоя. На верхнем слое предварительно вырезается окошко, форма и размеры которого соответствуют одной из основных фигур. Фигура должна легко вкладываться и выниматься из окошка, но не выпадать при вертикальном положении карточки. Полученное углубление нужно окрасит в цвет, соответствующий фигуре.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям занять места на заранее расставленных стульях, устанавливает напротив небольшой столик и садиться за него. Он достает из коробки с игровым материалом три основные фигуры, затем карточку с рельефным контуром круга и спрашивает детей: «Как вы думаете, для какой из этих фигур здесь приготовлено место? Давайте вместе отгадаем загадку и закроем фигуркой окошко». Он подзывает одного из детей, предлагает ему внимательно посмотреть вначале на фигуры, затем на карточку и обвести пальчиком рельефный контур фигуры.
«А теперь давайте все вместе поиграем»,- говорит воспитатель и обращает внимание детей на то, что на двух столах лежат разные фигуры.
Воспитатель подзывает к себе двух детей, дает им карточки с одинаковыми окошечками и предлагает обвести контур пальцем, после этого подойти к столам с фигурами и выбрать одну из них, соответствующую этому окошку. Если задача решена неправильно, воспитатель предлагает снова обвести контур пальчиком и исправить свою ошибку.
Игра «Приходите на лужок»
Материал: одноцветные пирамидки всех имеющихся цветовых тонов. Количество пирамидок должно соответствовать числу участников игры. Кроме того, потребуется картонный круг диаметром 15-20 см, окрашенный в яркий зеленый цвет.
Ход игры.
По приглашению воспитателя участники игры садятся за общий стол, на котором заранее расставлены пирамидки. Каждый ребенок выбирает себе пирамидку того цвета, который ему больше нравиться. Одну пирамидку берет воспитатель. На середину стола он кладет картонный зеленый круг. «Это у нас будет лужок с зеленой травкой, сюда будут приходить колечки, чтобы поиграть», - объясняет он. По примеру взрослого дети разбирают свои пирамидки и выстраивают на столе перед собой колечки ровными рядами. Показывая образец игровых действий, воспитатель берет самое маленькое колечко своей пирамидки, кладет его на середину лужка и говорит: «Приходите на лужок, становитесь все в кружок». Он предупреждает детей, что на лужок приглашаются только самые маленькие колечки. Дети выбирают из своих колечек самые маленькие и кладут их вокруг лужка. Воспитатель помогает красиво и равномерно разложить разноцветные колечки вокруг лужка, любуется вместе с детьми получившимся узором. Затем предлагает малышам проверить, те ли колечки пришли. Берет одно из колечек, накладывает его на колечко- образец в центре картонного круга и спрашивает, одинаковые ли они по величине. Те же действия выполняют дети с остальными колечками.
Подражая воспитателю, малыши произносят стихотворную фразу, сопровождая ее простыми действиями: колечки кружатся в одну и другую сторону, подпрыгивают на месте, разбегаются и собираются вместе.
Потом воспитатель предлагает одному из детей выбрать колечко любого размера и положить его в центр лужка. Все участники игры произносят слова: «Приходите на лужок, собирайтесь в кружок!». Затем каждый находит у себя колечко такого же размера, как в центре, и ставит его в общий хоровод. Игра повторяется.
Используя вопросы, воспитатель помогает увидеть, что изменилось в этой сценке. Малыши должны сказать, что раньше делали персонажи сценки и что они делают сейчас, где они находились раньше, а где сейчас.
Игра может продолжаться с новым составом игрушек и с новыми изменениями их расположения.
Игра «Веселые матрешки»
Материал: два комплекта по пять штук матрешек, два комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов. Если такая игрушка отсутствует, можно заменить элементами строительного материала, из которых строятся домики для матрешек. Кроме перечисленных предметов используется самодельный ростомер. Его можно изготовит из пирамидки, сняв с нее все колечки. На подставку от пирамидки будут ставиться матрешки, а одно из колечек опускается на голову матрешке.
Ход игры.
По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Взрослый обращается к малышам: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где, же остальные? Что-то там, в середине гремит. Посмотрим, что там есть. Вот, оказывается, где они спрятались. Давайте познакомимся с ними!» каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек. Игра начинается.
Сначала матрешки гуляют. Потом их зовут к медсестре измерить рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают на ростомер. Воспитатель спрашивает детей и уточняет, какая матрешка самая высокая, какая чуть пониже, какая - самая низкая. Потом все матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков пяти вариантов величины, вызывает по очереди детей, которые подбирают для своих матрешек соответствующие тарелочки. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружку такого же роста.
Воспитатель ставит на стол башенку из кубов - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят в домики.
Игра «Парные картинки»
Материал: парные картинки, специально подобранные по содержанию и художественному оформлению. Составить разнообразный набор парных картинок можно, используя следующие настольно — печатные игры: «Лото малышам», «Предметное лото» и др. Картинки желательно подбирать сериями.
Информация о работе Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раненого возраста