Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа
Большая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Игра – наиболее близкая ребёнку деятельность. Она требует активной умственной работы, создаёт атмосферу общей увлечённости, расширяет границы для проявления творчества.
Игры создают положительный эмоциональный фон, который способствует более активному познанию, учению, повышению умственной активности.
Введение.
Особенности развития умственной активности дошкольников через дидактическую игру
О значении развития умственной активности у дошкольников
Дидактическая игра как важное средство умственной активности дошкольников
Использование дидактических игр для развития умственной активности дошкольников
Заключение
Наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Организованный характер занятий, выделение для них особого времени в режиме дня дают воспитателю возможность заранее продумать содержание, подбор детских игр, воздействовать на всех детей. Как выше говорилось, наиболее соответствующей раннему возрасту формой обучения являются дидактические игры, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать. [24, с.8]
Несомненно, в игре идет и пополнение
знаний благодаря действиям с разнообразными
предметами и игрушками (знания о свойствах
и качествах предметов и их использовании,
о материалах, из которых они изготовляются,
и т. д.), благодаря обмену мнениями в ходе
коллективной игры между ее участниками,
советов и пояснений взрослого.
В игре происходит активная
деятельность воображения, под влиянием
которого имеющиеся знания комбинируются,
действительные, реальные представления
сочетаются с выдумкой, фантазией. Без
выдумки, воображения не существует игры.
Но в процессе игры воображение и формируется,
развивается.
По мере развития детей их творческие
игры приобретают все более планомерный
характер: дети договариваются о содержании
игры, о некоторой последовательности
сюжета, использовании игрушек и т. д. В
ходе игр тем самым формируется очень
важная для развития ребенка планирующая
функция мышления.
В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к игре, ее содержанию переносится на сами явления и события, побуждая детей наблюдать, вслушиваться, задавать вопросы окружающим.
Таким образом, игра, являясь одной из форм деятельности ребенка, формой практики ребенка, направлена на освоение, познание окружающей его жизни. Однако это познание предваряется более непосредственными его формами (восприятие, наблюдение, обобщение). Это предъявляет и особые требования к руководству ходом умственного развития ребенка в игре.
Наряду с творческими играми большая роль в умственном воспитании детей принадлежит дидактическим играм. Эти игры имеют готовое содержание и четкие правила. В народной педагогике создано и передается из поколения в поколение большое количество таких игр. Много игр разработано и педагогами.
Уже само название (дидактические)
говорит о том, что эти игры имеют своей
целью умственное развитие детей и, следовательно,
могут рассматриваться как прямое средство
умственного воспитания.
Содержание дидактических игр
самое разнообразное, как и те умственные
задачи, которые в них заключаются.
Так, игры с народными дидактическими
игрушками (башенки, матрешки, бочонки
и т. д.) способствуют развитию сенсорики
ребенка, формированию представлений
о различных сенсорных качествах (цвет,
величина и т. д.). Одновременно в играх
с дидактическими игрушками формируются
навыки и умения сравнивать и обобщать
предметы по сенсорным признакам, углубляется
анализ (через синтез) и т. д. В других играх
развивается внимание (все игры типа лото),
уточняются представления об окружающем
мире. Есть игры, в которых дети должны
проявить находчивость, сообразительность
(игры типа головоломок и т. д.). Практически
имеющийся в распоряжении педагога ассортимент
дидактических игр предусматривает развитие
всех основных познавательных процессов
(на сенсорном и интеллектуальном уровне),
отдельных мыслительных операций, уточнение
знаний детей об окружающем, их обобщение
и систематизацию.
Соединение в дидактической
игре обучающей задачи с игровой формой,
наличие готового содержания и правил
дает возможность воспитателю более планомерно
использовать дидактические игры для
умственного воспитания детей.
Руководство умственным развитием
детей через дидактическую игру осуществляется:
1) путем подбора игр с постоянно
усложняющимся содержанием (как по характеру
и объему знаний, так и по умственным задачам,
которые они содержат);
2) обучением детей дидактическим
играм (объяснение содержания, правил,
способов действий);
3) контролем за выполнением
правил, приучением детей к самоконтролю
и взаимоконтролю в ходе игры.
Необходимо отметить, что, руководя дидактическими играми детей, следует всемерно сохранять их заинтересованность в игре, их самостоятельность, игровую форму.
Успешность умственного развития
в процессе обучения определяется и тем,
что оно организуется систематически
по плану воспитателя и на основе дидактических
принципов, регулирующих процесс обучения.
Ведущее положение обучения
среди других средств умственного воспитания
определяется его программностью, наличием
фиксированных форм обучения, которые
позволяют охватить всех детей, системой
методов, соответствующих возрасту детей
и ведущей ролью воспитателя.
Таким образом, задачи умственного
воспитания реализуются в детском саду
системой средств, чем и достигается комплексный
подход к умственному воспитанию и развитию
детей.
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. [24, с.9]
Как верно заметил Рубинштейн: «Игра – практика развития». Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.
Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления.
Практические задачи, которые должен решить в игре ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.
Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне. Важным моментом является установление преемственности содержания вне игрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную основу. Особенно показательно замещение игрового действия словом. В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно – действенного мышления к элементам словесно – логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого.
Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения, преодолевается так называемый «познавательный эгоцентризм».
Игры и упражнения,
включающие умственную и двигательную
активность, требуют от ребенка переключения,
распределения и сосредоточенно
Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т.е. ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.
Дидактическая игра способствует также развитию произвольной памяти. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставая в открыто дидактическую позицию.
Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей: сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра будет активно воздействовать на умственное развитие ребенка, если воспитатель обогащает её содержание, правильно организует.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет, но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент дальнейшего роста.
В период дошкольного детства (от 3 до 6,7 лет) происходит формирование и развитие познавательных способностей детей. И только при условии качественного развития этих способностей в настоящий момент, их обучение на второй, третьей ступени школьного образования будет успешным.
А способствовать
этому будет дидактическая
Глава 2. Использование дидактических игр для развития умственной активности дошкольников
В современной дошкольной педагогике общепринятой считается классификация игр, составленная на основе такого общего признака, как степень самостоятельности и творчества ребенка в игре. Данная классификация включает две большие группы игр:
творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, театрализованные, игры с песком и водой);
игры с готовым содержанием и правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим и экологическим содержанием, связанные с развитием речи, изодеятельностью, сенсорикой, музыкальные), подвижные и интеллектуально-развивающие.
Среди разнообразных игр особое значение для детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально созданные взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения для детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка, что подтверждено исследованиями многих отечественных педагогов (А.П. Усова, В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская, Е О. Смирнова, А.И Сорокина, А.К. Бондаренко и др.) и психологов (Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев и др.).
Широкое использование дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, т.к. обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.
Дидактическая игра является действенным приёмом формирования умственной активности дошкольников, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное.
Игра позволяет смягчить переход от ведущей игровой деятельности к дальнейшей ведущей учебной деятельности, при этом детям легче усваивать знания и представления. По мнению А.К.Бондаренко, воспитатель в детской игре одновременно является и учителем, и участником детской игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся [3, с. 4].
В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно – учащиеся овладевают знаниями, играя. Мотивом выполнения обучающей задачи становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.
Информация о работе Дидактическая игра как средство умственной активности