Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 11:28, дипломная работа
Начальная школа должна учитывать, что для младшего школьника весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. Если игры не занимают в жизни дошкольника места, подобающего ведущим деятельностям, то это приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к школе. Поэтому игра как ведущий вид деятельности не прожита ими и остается актуальной не только в первом классе, но и во втором.
Введение………………………………………………………………….
Глава I. Психолого-педагогические и лингвистические основы исследования.
1.1 Психологические особенности младшего школьника и формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка…..……………………….…………………………...………………
1.2 Классификация дидактических игр, организация и методика их проведения на уроках в начальной школе……………………….…….
1.3 Дидактическая игра и игровые ситуации как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка………………………………………………..................................
Глава II. Практическая работа по использованию дидактических игр для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
2.1 Анализ исходной ситуации………………………………………….
2.2 Описание опытно – практического этапа и анализ результатов работы………………………………………………….............................
Заключение………………………………………………………………...
Список используемой литературы……………………………………..
Министерство образования и науки Красноярского края
КГБ ОУ СПО « Красноярский педагогический колледж №1
им. М. Горького»
Выпускная квалификационная работа
Дидактическая игра
как средство формирования
Выполнил: Пашкевич Татьяна Сергеевна
студентка 31 гр.
отделения «Преподавание в начальных классах»
Руководитель: Абраменко Ирина Александровна
ВКР допущена к защите: _______________
Оценка ГАК: _________________________
Красноярск, 2013
Содержание:
Введение………………………………………………………… |
5 |
Глава I. Психолого-педагогические и лингвистические основы исследования. |
|
1.1 Психологические особенности младшего
школьника и формирование познавательных
универсальных учебных действий на уроках
русского языка…..……………………….………………………….. |
8 |
1.2 Классификация дидактических игр, организация и методика их проведения на уроках в начальной школе……………………….……. |
12 |
1.3 Дидактическая игра и игровые ситуации
как средство развития познавательных
универсальных учебных действий на уроках
русского языка………………………………………………....... |
16 |
Глава II. Практическая работа по использованию дидактических игр для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка. |
|
2.1 Анализ исходной ситуации……………… |
24 |
2.2 Описание опытно – |
29 |
Заключение…………………………………………………… |
42 |
Список используемой литературы…………………………………….. |
45 |
Приложения…………………………………………………… |
Введение
Начальная школа должна учитывать, что для младшего школьника весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. Если игры не занимают в жизни дошкольника места, подобающего ведущим деятельностям, то это приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к школе. Поэтому игра как ведущий вид деятельности не прожита ими и остается актуальной не только в первом классе, но и во втором.
А так как начальное образование - это фундамент всего дальнейшего общего и профессионального образования, его характер, содержание, методы и формы во многом определяют судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку в младшем школьном возрасте имеются наиболее благоприятные условия для целенаправленного формирования личности ребёнка, для развития его интеллектуальных способностей.
Как пишет А.Н. Леонтьев, в настоящее время незамедлительного решения требуют следующие наиболее значимые проблемы школы: неудовлетворительный (и все ухудшающийся!) уровень психофизического здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия учеников; формирование желания и умения учиться; преобладание отчуждённости. [14, с. 44-48]
И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты В.В. Краевский, А. А. Вербицкий, Дьяченко В.К. пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этими много вопросов связано с использованием в профессиональной деятельности учителя начальных классов занимательного материала.
Игра относится
к числу явлений, которые могут создать
всесторонне развитую личность. Будучи
многомерным и сложным феноменом, игра
постоянно приковывает к себе внимание
исследователей, особенно сейчас, при
введении Федерального государственного
Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для формирования УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.[1, с. 35]
Поэтому познавательные универсальные учебные действия, для успешного обучения, должны быть сформированы уже в начальной школе.
Цель нашей выпускной квалификационной работы - изучить и апробировать дидактические игры на уроках русского языка для развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса.
В работе мы ставили следующие задачи:
Объект исследования: процесс развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса на уроках русского языка.
Предмет исследования: организация дидактических игр на уроках русского языка как средства развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса.
Гипотеза: для развития познавательных универсальных учебных действий второклассников эффективным средством могут быть дидактические игры на уроках русского языка при строгом отборе содержания и форм организации.
Методы исследования:
действий в ходе игры и на уроке русского языка;
Глава I. Психолого-педагогические и лингвистические основы исследования.
Чтобы понять специфику мотивов в каждом школьном возрасте, надо их соотнести с особенностями этого возраста в целом. Учитель в своей работе всегда принимает во внимание возрастные особенности учащихся, но нередко сталкивается с трудностью определения преемственности школьных возрастов, например, при определении того, с какими возрастными особенностями приходит ученик из детского сада в начальную школу. «В психологической литературе накоплено много разнообразных данных об особенностях школьных возрастов, но эти данные нередко разноплановы по своему характеру, касаются отдельных психических функций (мышления, памяти и др.) и оставляют в тени наиболее важные, порой центральные особенности возраста, что затрудняет использование их учителем». [1, с. 90 – 92].
Между тем, для организации эффективной воспитательной работы по развитию мотивации учителю очень важно представить себе общие тенденции возрастного развития школьника. Рассмотрим в своей работе интегральную характеристику психологии ребёнка младшего школьного возраста.
Те психологические свойства, которые начали выступать у ребёнка в последние годы дошкольного детства, до прихода в школу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие, закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы. Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется также и в познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и к III-IV классам приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков, а специальные - в глубине изучения отдельных школьных предметов, в специфических видах трудовой деятельности и в общении.
Как пишет Ш.А. Амонашвили, «дальнейшее развитие способностей к концу младшего школьного возраста порождает значительное увеличение индивидуальных различий между детьми, что сказывается на их успехах в учении и является одним из оснований для принятия психолого - педагогических обоснованных решений относительно дифференцированного обучения детей с различными способностями. В работе с детьми, обнаружившими наиболее развитые способности, начиная с этого возраста, могут применяться методы обучения, характерные для взрослых, так как познавательные процессы одаренных детей, их восприятие, внимание, мышление, память и речь к III - IV классам школы являются полностью сформированными» [3, с. 45 – 47].
Существенным для понимания психологии младшего школьника имеет вопрос о стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляется особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребёнка закрепляется жизненно полезная и достаточно устойчивая личностная черта - мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи: во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребёнка.
В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребенка через регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок ещё достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получить высокую оценку и ряде других.
К концу младшего школьного возраста, к III - IV классам школы, повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками, и здесь открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях, в частности для стимулирования психического развития ребёнка через публичное одобрение в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребёнка.
«Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей младшего школьного возраста и вне непосредственного общения со взрослыми или сверстниками». [3, с.177 – 179]