Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 13:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить дидактические возможности работы с поэтическим текстом на уроках русского языка.
Реализация поставленной цели обусловила следующие задачи исследования:
1) изучить научную литературу по проблеме исследования;
2) на основе анализа научной литературы выявить эффективные приемы работы с художественным текстом на уроках русского языка;
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Поэтический текст как объект работы на уроках русского языка
1.1. Работа над поэтическим текстом на уроках русского языка и её место в школьной программе ……………………………………………………………. 8
1.2. Умения и навыки, вырабатывающиеся в процессе работы над поэтическим текстом …………………………………………………………. . 11
Выводы по главе 1 …………………………………………………………… 16
Глава 2. Эффективность работы с поэтическим текстом и дидактические возможности
2.1. Изучение состояния проблемы в современной школе …………………… 8
2.2. Методическая разработка плана-конспекта урока по русскому языку с элементами работы над поэтическим текстом Юлия Кима ………………… 21
2.3. Дидактический материал к урокам русского языка с использованием поэтических текстов Юлия Кима ………………………………………………..
Выводы по главе 2 ……………………………………………………………... 26
Выводы …………………………………………………………………………. 27
Список использованных источников.…………………………………………. 29
ВЫВОДЫ
Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию.
Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
Проблемы восприятия и порождения речи особенно важны при работе с поэтическим текстом, поскольку, по мысли исследователей в области лингвистики и психолингвистики, поэтическая речь - это особая форма коммуникации, уникальная функционально-эстетическая система, структурированная по законам языка и моделирующая картину мира с позиции конкретного культурного сознания.
В школьной практике преподавания русского языка уделяется недостаточно внимания работе с поэтическим текстом. Зачастую он выполняет роль дидактического материала для иллюстрирования системных характеристик языковых единиц или для проверки орфографических умений и навыков учащихся. В результате у выпускников отмечается низкий уровень развития речевых и образно-эмоциональных способностей, которые составляют основу речемыслительной деятельности: более 60% выпускников не могут адекватно интерпретировать содержание текста, не прочитывают разные типы информации и, как следствие, испытывают существенные затруднения при создании собственных речевых произведений.
Таким образом, развитие речевых и образно-эмоциональных способностей учеников при работе с поэтическим текстом становится возможным при условии:
• ориентации обучения русскому (родному) языку на антропоцентрический и текстоцентрический подходы в языковом образовании;
• признания поэтического текста средством развития личности, единицей, способной отражать картину мира конкретного сознания и являющейся культурным, эстетическим, психологическим, языковым феноменом; понимания поэтического языка как особой формы освоения действительности;
• рассмотрения
поэтического текста
как способа развития
речевых и образно-
• учета психофизиологических механизмов восприятия и порождения речи как основы текстовой (шире — речетворческой) деятельности ученика.
Список использованной Источников
Информация о работе Дидактические возможности работы с поэтическим текстом на уроках русского языка