Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:55, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности использования дидактических игр с целью закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков у детей шестого года жизни.
Цель, объект и предмет, гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить уровень сформированных двигательных умений и навыков у детей шестого года жизни.
3. Исследовать возможность использования дидактических игр для закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков детей шестого года жизни.
Введение
ГЛАВА I .Теоретические основы формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по физкультуре.
1.1. Понятие о двигательных умениях и навыках
1.2. Особенности формирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста
1.3. Общая характеристика игры и требования к ее проведению.
1.4. Понятие дидактическая игра и ее виды.
1.5. Роль дидактических игр в формировании двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Выводы по I главе.
ГЛАВА II. Практические исследования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по физкультуре.
2.1. Уровень развития двигательных умений и навыков у старших дошкольников
2.2. Особенности формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста в области физической культуры на материале дидактических игр.
Выводы по II главе.
Список использованной литературы
Приложение
Дидактические игры по физкультуре как средство развития двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание
Введение
ГЛАВА I .Теоретические основы формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по физкультуре.
1.1. Понятие о двигательных умениях и навыках
1.2. Особенности формирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста
1.3. Общая характеристика игры и требования к ее проведению.
1.4. Понятие дидактическая игра и ее виды.
1.5. Роль дидактических игр в формировании двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Выводы по I главе.
ГЛАВА II. Практические исследования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по физкультуре.
2.1. Уровень развития двигательных умений и навыков у старших дошкольников
2.2. Особенности формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста в области физической культуры на материале дидактических игр.
Выводы по II главе.
Список использованной литературы
Приложение
Введение
На современном этапе развития общества
выявлена тенденция ухудшения здоровья
детей. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной,
М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова,
от 30 % до 40 % детей старшего дошкольного
возраста имеют низкий уровень двигательного
развития. Причины этого кроются в
современном образе жизни. Основную часть
свободного времени современный ребенок проводит
у телеэкрана. Психологи, педагоги, медики
отмечают общую для детских дошкольных учреждений
и школы тенденцию - снижение двигательной
Всемирная организация здравоохранения
определяет здоровье как полное физическое,
психическое и социальное благополучие
ребенка. Ведь, чем активнее вовлечен ребенок
в мир движений, тем богаче и интереснее
его физическое и умственное развитие,
крепче здоровье. Анализ показателей
физического и двигательного развития,
здоровья детей старшего дошкольного
возраста свидетельствует о тревожных
тенденциях, которые продолжают усугубляться
в настоящее время.
Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество. Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению, как к предмету игрового экспериментирования.[18, с.15]
Актуальность проблемы нашего исследования определяется той огромной ролью, как важно формирование в дошкольном возрасте двигательных умений и навыков, их совершенствование одним из оптимальных средств которых являются дидактические игры.
Объект исследования: процесс формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры как средство развития основных движений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности использования дидактических игр с целью закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков у детей шестого года жизни.
Цель, объект и предмет, гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать
2. Изучить уровень
3. Исследовать возможность использования дидактических игр для закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков детей шестого года жизни.
В связи с поставленными задачами нами были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ литературы и обобщение научных исследований,
наблюдение, изучение документации, обследование двигательной подготовленности, эксперимент, математическая обработка данных.
ГЛАВА I
Теоретические основы формирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста
1. 1. Понятие о двигательных умениях и навыках
Формирование двигательных умений и навыков – одно из основных направлений физического воспитания. Двигательные умения последовательно переходят в навык. Двигательный навык - это степень владения техникой действия, при котором управление движениями осуществляется автоматизировано, и действия отличаются высокой надежностью. Двигательные навыки развиваются в процессе индивидуального опыта и представляют собой сложную систему условнорефлекторных связей. [22, с. 19].
"Двигательное умение - это такой уровень владения двигательным действием, который отличается необходимостью подробного сознательного контроля за действием всех основных опорных точек, невысокой быстротой, нестабильностью, итогов, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и малой прочностью запоминания" [4]. Двигательные умения имеют большое дидактическое значение. Их формирование требует от ребёнка активного участия в обучении, приучает анализировать сущность поставленных задач, условия исполнения, управлять собственной умственной, перцептивной и двигательной деятельностью.
По определению М. А. Годик: "... Двигательный навык - это такой уровень владения двигательным действием, который отличается минимальным участием сознания в контроле действия по большинству основных опорных точек (действие выполняется автоматизировано), высокой быстротой, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздействиям, высокой прочностью запоминания [7, с. 98].
Двигательные навыки, как высшая ступень владения двигательными действиями имеют огромное значение во всех сферах деятельности человека. В становлении двигательного навыка важнейшую роль играет нервная система. Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также развивать двигательные качества. Для выработки двигательного навыка мозг нуждается в довольно долгом упражнении. Овладение разнообразными двигательными действиями особое значение имеет для детей дошкольного возраста. Этому вопросу уделяли внимание многие исследователи (Е.Н. Вавилова [3] А.Ц. Пуни [14], Годик М.А. [7], Янасис С. В.). В последние десятилетия проблема развития двигательных умений и навыков рассматривается И.П. Дегтяревым, В.Н. Шебеко [24], Н. Денисенко и др.
Формирование двигательного навыка
представляет собой процесс образования
динамического стереотипа при взаимодействии
первой и второй сигнальных систем с преобладающим
значением второй сигнальной системы.
Характерными особенностями двигательного навыка
являются; автоматизированный характер
как некоторых операций, так и действия
в целом; высокая быстрота действия; стабильность
итогов действия; надежность и прочность
- навык не исчезает даже при продолжительных
перерывах [22, с. 19].
Благодаря пластичности нервной
системы двигательные умения и навыки
у детей формируются сравнительно легко.
По мере упрочения навыка, как отмечает
Ю.И. Евсеев [9], повышается роль двигательного
анализатора, "мышечного чувства",
зрительный контроль переключается на
условия выполнения движения и появляется
возможность варьировать технику в зависимости
от рельефа местности, сопротивления внешних
сил, ограничения пространства и т п. Вариативность
двигательного навыка связана с возникновением
нового умения — применять приобретенный
навык в сложных меняющихся условиях,
в целостной деятельности. Такие умения
всегда осознаются.
Автоматизация движений придает навыку высокую устойчивость и стабильность: возможность многократно повторять заученное движение, не снижая качества исполнения даже при утомлении, недомогании, неблагоприятных факторах психологического порядка (сильные эмоции, необычная обстановка и т. п.). Со стабилизацией связана возможность длительного сохранения навыка без упражнения: навыки езды на велосипеде, плавания, передвижения на лыжах, на коньках сохраняются в основных чертах на протяжении всей жизни. В процессе становления навыка появляются легкость, ритмичность движений, возникают специализированные восприятия ("чувство воды" в плавании, "чувство снега" в ходьбе на лыжах, "чувство ребра" в фигурном катании, "чувство мяча" в играх).
Понятие "навык", отмечает Ю.И. Евсеев [9], не обязательно означает владение техникой движения в совершенстве. Может быть сформирован навык неправильного выполнения упражнения. Это происходит тогда, когда несовершенное движение повторяется многократно. Поэтому, надо детей, сначала, научить правильно выполнять упражнения и только после этого переходить к закреплению навыка.
Закономерности
формирования двигательных навыков.
1. Формирование первоначального умения
— стадия, короткая по времени, когда дети
знакомятся с новым движением. Оно представляет
собой действие, не доведённое до значительной
степени автоматизации. Характерна
постоянная концентрация внимания в процессе
действия; относительно невысокая степень
участия двигательных автоматизмов в
управлении движением; относительная
изменчивость техники движений, а иногда
и нарушение её; маловыраженная слитность
движений и обусловленная этим растянутость
их во времени.
2. Процесс подкрепления условного рефлекса - стадия, более продолжительная
по времени. На протяжении этой стадии
развития навыка у детей в порядке повторных
упражнений правильность разучиваемых
движений постепенно улучшается. Это происходит
в силу уточнения от дельных двигательных
рефлексов и всей системы в целом. При
этом необходимо следить, чтобы ребенок
не переносил «отрицательный опыт».
3. Стабилизация навыка, упрочение динамического
стереотипа. Ребенок владеет навыком,
самостоятельно и уверенно выполняет
действие с осознанием его основной задачи,
может творчески применять выработанный
навык в возникающей реальной ситуации.
Движения его делаются произвольными,
экономными.
1.2. Особенности формирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста
Движение составляет основу любой детской деятельности. А более всего игровой [12, с. 5]. Двигательные умения и навыки совершенствуются различными средствами: подвижные игры; физкультурные занятия; физкультминутки; прогулки и экскурсии за пределы участка детского сада; физкультурные праздники; физкультурные развлечения.
Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки будущего поведения в обществе. Воспитание двигательной культуры дошкольника должно стать одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Большую роль в этом играет освоение основных движений.
Мелкая моторика - один из основных навыков, которым должен овладеть ребенок в самом начале своей жизни. Под понятием мелкой моторики подразумевается работа пальцев рук, направленная на хватание, удерживание и манипулирование различными предметами [13].
В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции).
Поскольку автоматизация действий, как отмечает Э.Я. Степаненкова[17], не связана с необходимостью анализа совершаемых действий, резко сокращается время выполнения самого действия. Сокращает это время и предвосхищение каждого последующего движения, когда последующее движение готовится во время окончания предыдущего. Это наряду с уточнением образа действия и исключением из двигательного акта лишних движений, ненужных мышечных групп создает слитность, плавность движения.
Улучшение пространственной точности движений связано не только с уточнением эталонов этих движений, но и с устранением излишнего психического, а порой и эмоционального напряжения, возникающего от желания обучающегося сделать его правильно.
Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями. Объем двигательных навыков и умений, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, дан в « Учебной программе дошкольного образования»[18], но он может быть расширен при наличии соответствующих условий в дошкольных учреждениях, подготовленности детей, квалификации воспитателей
Построение навыка по мнению Э.Я. Степаненковой [17, 91]. – это смысловое цепное действие, в котором нельзя пропускать ни одного звена. Формирование двигательного навыка находится под контролем нервной системы и представлены в ней многоуровневой системой управления двигательным действием. Любой двигательный акт может быть построен только благодаря строгой иерархии уровней мозга. Всего насчитывается пять уровней: "А", "В", "С", "Д", "Е", Каждый из уровней имеет собственную обслуживающую бригаду органов чувств.
Уровень первый – "А" ( часть спинного мозга, самые нижние отделы мозжечка и все располагающиеся там нервные центры – ядра): "Вы в тонусе". Этот уровень является самым первым и самым нижним. Уровень "А" регулирует мышечный тонус (готовность мышц и нервов, снабжающих их, принять и эффективно исполнить команду-импульс из центра). Что важно для формирования поддержания тела. На этом уровне осуществляются непроизвольные действия дрожательных движений – дрожь от холода или при повышении температуры; нервная дрожь от волнения или вздрагивание от внезапного резкого звука, луча света и т.д.
Уровень "А" руководит построение и некоторых произвольных действий: вибрационно-ритмические действия; принятие и удержание определённой позы, в том числе осанки ребенка.