Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:55, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности использования дидактических игр с целью закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков у детей шестого года жизни.
Цель, объект и предмет, гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить уровень сформированных двигательных умений и навыков у детей шестого года жизни.
3. Исследовать возможность использования дидактических игр для закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков детей шестого года жизни.
Введение
ГЛАВА I .Теоретические основы формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по физкультуре.
1.1. Понятие о двигательных умениях и навыках
1.2. Особенности формирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста
1.3. Общая характеристика игры и требования к ее проведению.
1.4. Понятие дидактическая игра и ее виды.
1.5. Роль дидактических игр в формировании двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Выводы по I главе.
ГЛАВА II. Практические исследования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по физкультуре.
2.1. Уровень развития двигательных умений и навыков у старших дошкольников
2.2. Особенности формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста в области физической культуры на материале дидактических игр.
Выводы по II главе.
Список использованной литературы
Приложение
Игры предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал …?», «Кем бы хотел быть и почему?». Иногда началом такой игры может послужить картина. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. Возникновение загадок уходят в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно отгадать. Содержание загадок является окружающая действительность. Главной особенностью загадок является логическая загадка. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям старшего возраста нравятся игры – загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать догадываться – доставлять радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры – беседы (диалоги). В основе игры – беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными его чертами являются непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета – темы игры, в возбуждении интереса и тем или иным явлениям окружающей жизни, отраженным в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть – сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры – беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единство слова, действие, мысли и воображения детей. Игра – беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать.
Занятия игрового характера отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются игры с соответствующими движениями. Занятия этого типа проводятся преимущественно в летнее время, когда уже все упражнения разучены и ставится задача закреплять двигательные навыки, развивать физические качества в меняющейся обстановке. Интересны для детей дидактические игры с разрезными картинками, на которых изображены физические упражнения. С помощью таких заданий совершенствуются двигательные умения и навыки.
Занятия в сюжетной форме («в форме рассказа») проводится для повышения интереса к движениям при закреплении навыков. Подбираются упражнения в соответствии с поставленными задачами и включаются в сюжет.
Выводы по 1 главе
Развитие основных движений составляет важную задачу современного педагогического процесса. Эффективное решение этой задачи зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания такой развивающей среды, которая способствовала бы физическому развитию дошкольников.
Современные авторы и их образовательные программы, такие как базовая программа дошкольного образования "Я в мире", нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использование на физкультурных занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитание у дошкольников интереса к двигательной деятельности.
Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки будущего поведения в обществе. Таким образом, воспитание двигательных умений и навыков дошкольника должно стать одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Большую роль в этом играет освоение основных движений. Основные движения – жизненно необходимые для ребенка движения (лазание, метание, ходьба, бег, прыжки).
Развитие движений — процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье. Формирование двигательных навыков дошкольника имеет свою специфику, которая выражается, во-первых, в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений, а во-вторых, в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигательного опыта (двигательной культуры).
ГЛАВА II
Практические исследования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по физкультуре.
2.1 Уровень развития двигательных умений и навыков у старших дошкольников
Изучив проблему развития двигательных умений и навыков дошкольников, проанализировав научно-педагогическую литературу по этой проблеме и поставив перед собой рабочую гипотезу, мы поставили целью эксперимента – выявить уровень развития двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Для этого были подобраны две группы детей старшего дошкольного возраста: контрольная и экспериментальная по 5 человек в каждой.
Для реализации цели исследования экспериментальная работа проводилась в три этапана базе детского дошкольного учреждения № 85
- на первом этапе мы провели опрос детей связанный с тем, чтобы выявить отношение каждого ребёнка к дидактическим играми и выявление профессиональной готовности воспитателя в использовании дидактических игр, направленных на формирование у старших дошкольников знаний двигательных навыков
Для этого мы провели следующее задание .
Задание № 1
Беседа с воспитателем
Цель – выявление профессиональной готовности воспитателя в использовании дидактических игр, направленных на формирование у старших дошкольников знаний в области физической культуры (Список вопросов для беседы см. в Приложении 1).
В целом, первая серия была направлена на выявление профессиональной готовности воспитателя в использовании дидактических игр, направленных на формирование у старших дошкольников знаний в области физической культуры.
в ходе констатирующего эксперимента проходило диагностирование двигательных навыков дошкольников в контрольной и экспериментальной группе;
- вторым этапом исследования стал мониторинг двигательных навыков и формирующий эксперимент. Для этого была подобрана специальная система дидактических игр, направленных на развитие двигательных умений и навыков. Формирующий эксперимент проводился с экспериментальной группой.
- третьим этапом исследования стал контрольный эксперимент, в ходе которого было проведено диагностирование двигательных навыков старших дошкольников экспериментальной и контрольной группы.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Подобрать и апробировать тестовые задания по определению уровня развития двигательных навыков у детей.
Описать и проанализировать полученные результаты.
В процессе опытно – экспериментальной работы было проведено исследование форм развития двигательных навыков в дошкольном учреждении. В детском саду проводятся следующие формы работы по физическому воспитанию:
- утренняя гимнастика,
- дидактические игры
-физкультурные занятия,
- дыхательная гимнастика,
- физкультурные развлечения.
Для реализации этого блока имеются все условия: имеется зал, наличия оборудования и спортивного инвентаря
Поскольку невозможно осуществлять развитие двигательных навыков детей только педагогическими мерами, совместно с медицинскими работниками необходимо оценить здоровье детей и выявить группы здоровья детей. Каждая группа здоровья характеризуется следующим образом.
Первое задание было связано с тем, чтобы выявить отношение каждого ребёнка к дидактическим играм, направленных на формирование знаний в области физической культуры.
Ответы детей анализировались с учётом следующих критериев:
- наличие ответа на вопрос;
- полнота и адекватность ответа;
- отсутствие противоречий в общей картине интересов ребёнка к дидактическим играм;
- проявление интереса к дидактическим играм, направленным на формирование знаний в области физической культуры и развитию двигательных навыков.
Беседа с детьми выявила, что большинству детей нравится играть в игры (таблица № 1);
Играть в дидактические игры нравится лишь 40% (Таблица № 1, диаграмма №1).
Таблица № 1
Играть в игры | ||||
нравится |
не нравится |
дидактические |
подвижные |
сюжетно-ролевые |
100% |
0% |
40% |
30% |
30% |
10 человек |
4 человека |
3 человек |
3 человек |
Диаграмма № 1
Таким образом, большая часть детей характеризуется средним уровнем заинтересованности в дидактических играх, направленных на формирование двигательных навыков и получению знаний в области физической культуры. Это позволило нам проводить констатирующий эксперимент в соответствии с методикой, разработанной нами.
На втором этапе мы провели мониторинг двигательных навыков детей 5-6 лет.
Цель: обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
Выявить уровень двигательных навыков и работоспособности детей
УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.
Таблица № 2
Низкий |
Ребенок неуверенно выполняет сложные упражнения. Не замечает ошибок детей и собственные. Нарушает правила в игре, увлекаясь ее процессом. С трудом сдерживает свои желания, слабо контролирует способ выполнения упражнений. Не обращает внимание на качество движений. Интерес к физическим упражнениям низкий. |
Средний: |
Ребенок правильно выполняет большинство физических упражнений, но не всегда проявляет должные усилия. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Понимает зависимость между качеством выполнения упражнений и результатом. Хорошо справляется с ролью водящего, правил не нарушает, но интереса к самостоятельной организации не проявляет. |
Высокий |
Ребенок уверенно, точно, с большим напряжением и хорошей амплитудой, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения. Способен творчески составить несложные комбинации (варианты) из знакомых упражнений. Проявляет самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом. Способен самостоятельно привлечь внимание других детей и организовать знакомую игру. Интерес к физическим упражнениям высокий, стойкий. |
Мы провели ряд дидактических игр (Приложение № 1), в ходе которых заполнили таблицу № 3. Таблица 3 показывает, что:
Большинство детей могут показать от 3 до 5 основных видов движений и от 3 до 5 новых (65% - 6 детей), что соответствует среднему уровню развития двигательных навыков среднему уровню (диаграмма № 1). При проведении новых игр было диагностировано, что формирование новых двигательных навыков находится на среднем уровне. Совокупный анализ проведённого задания позволил выделить следующие критерии, по которым дети разделялись на три уровня:
К низкому уровню принадлежат те дети, которые не смогли выполнить задание.
К среднему уровню принадлежат те дети, которые выполнили задание, но с ошибками.
К высокому уровню принадлежат те дети, которые смогли правильно выполнить задание. В последующих заданиях дети были разделены по уровням в соответствии с данными критериями.
Таким образом, совокупный анализ проведённого задания позволил выделить уровни усвоения детьми старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры на материале дидактических игр:
Низкий уровень.
Дети данного уровня 35% не выполнили задание. Это связано с тем, что дидактические игры используются воспитателем достаточно редко, и дети сами не проявляют инициативу в их использовании в свободное время.
Средний уровень.
Дети данного уровня 50 % выполнили задание, но с ошибками. Это связано с тем, что дети сами играют в данные игры.
Высокий уровень.
Дети данного уровня 15 % правильно выполнили задание.
Это может быть связано с тем, что дети сами играют в данные игры довольно часто в саду и дома.
Диаграмма№ 2
Таблица № 3
П/п |
Имя Ф. |
Количество видов движений, которые дети знают |
Количество новых видов движений, которое дети показывают после игры | |||||
От 1 до 3 видов |
От 3 до 5 видов |
От 5 до 7 видов |
От 1 до 3 видов |
От 3 до 5 видов |
От 5 до 7 видов | |||
1 |
В. Аня |
5 |
5 | |||||
2 |
И. Лена |
3 |
4 |
|||||
3 |
Ж. Семен |
5 |
4 |
|||||
4 |
П. Настя |
4 |
5 |
|||||
5 |
У. Гриша |
7 |
6 | |||||
6 |
Ч. Вова |
6 |
5 |
|||||
7 |
С. Дана |
3 |
3 |
|||||
8 |
П. Лена |
4 |
4 |
|||||
9 |
К. Саша |
5 |
6 | |||||
10 |
А. Дима |
5 |
5 |