Дидактические игры по физкультуре как средство развития двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности использования дидактических игр с целью закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков у детей шестого года жизни.
Цель, объект и предмет, гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить уровень сформированных двигательных умений и навыков у детей шестого года жизни.
3. Исследовать возможность использования дидактических игр для закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков детей шестого года жизни.

Содержание

Введение
ГЛАВА I .Теоретические основы формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по физкультуре.
1.1. Понятие о двигательных умениях и навыках
1.2. Особенности формирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста
1.3. Общая характеристика игры и требования к ее проведению.
1.4. Понятие дидактическая игра и ее виды.
1.5. Роль дидактических игр в формировании двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Выводы по I главе.
ГЛАВА II. Практические исследования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по физкультуре.
2.1. Уровень развития двигательных умений и навыков у старших дошкольников
2.2. Особенности формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста в области физической культуры на материале дидактических игр.
Выводы по II главе.
Список использованной литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Дидактические игры по физкультуре как средство развития двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Диаграмма № 3

 

  1. Анализ третьей серии констатирующего эксперимента.

Первое задание было связано с тем, чтобы определить, насколько дети любят играть в игры и какие им больше нравятся.

 

Таким образом, большинство детей характеризуется средним уровнем усвоения знаний в области физической культуры на материале дидактических игр.

2.2.4 Анализ результатов четвертой серии констатирующего эксперимента.

Второе задание было связано с тем, чтобы выявит степень влияния дидактических игр на формирование у старших дошкольников знаний в области физической культуры.

Совокупный анализ проведённого задания позволил выделить следующие уровни освоения знаний в области физической культуры у старших дошкольников:

Низкий уровень.

Дети данного уровня 15 % (3 человека) не выполнили задание. Это связано с тем, что дидактические игры используются воспитателем достаточно редко, и дети сами не проявляют инициативу в их использовании в свободное время.

Средний уровень.

Дети данного уровня 65 % (13 человек) выполнили задание, но с ошибками. Это связано с тем, что большее количество детей стали сами играть в данные игры.

Высокий уровень.

Дети данного уровня 20 % (4 человека) правильно выполнили задание.

Это может быть связано с тем, что дети сами играют в данные игры довольно часто в саду  и дома.

   Таким образом, большинство детей характеризуется средним уровнем освоения знаний в области физической культуры.

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дидактические игры действительно помогают детям усваивать знания в области физической культуры.

Проведение констатирующего эксперимента ещё раз показало необходимость целенаправленной работы по формированию знаний в области физической культуры у дошкольников на материале дидактических игр.

Выводы по II главе:

По результатам I серии констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы:

  1. Воспитатель считает, что при работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо использовать дидактические игры, направленные на формирование у дошкольников знаний в области физической культуры, потому что игры нравятся детям и способствуют усвоению материала.

Воспитатель используют следующие дидактические игры «Кто больше знает движений?», «Состязание», «Туристы», «Передай мяч»

  1. Воспитатель  использует их один раз в месяц.
  2. Воспитатель считает, что дидактические игры помогают детям старшего дошкольного возраста лучше усваивать знания в области физической культуры.
  3. Воспитатель считает, что дидактические игры повышают уровень освоения детьми старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры.
  4. У воспитателя был выявлен средний уровень профессиональной готовности воспитателя в использовании дидактических игр, направленных на формирование у старших дошкольников знаний в области физической культуры.

По результатам II серии констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы:

  1. Большая часть детей характеризуется средним уровнем заинтересованности в дидактических играх, направленных на формирование знаний в области физической культуры.
  2. Детям нравятся дидактические игры, соответственно их можно использовать для формирования у дошкольников знаний в области физической культуры.

По результатам III серии констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы:

  1. Большинство детей характеризуется средним уровнем усвоения знаний в области физической культуры на материале дидактических игр

По результатам IV серии констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы:

  1. Большинство  детей характеризуется средним уровнем освоения знаний в области физической культуры.
  2. Дидактические игры действительно помогают детям усваивать знания в области физической культуры.

Заключение.

В заключении нашего исследования были сформулированы следующие выводы.

- В процессе исследования были решены поставленные задачи:

1) Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в методике что отсутствует единый обучающий комплекс по формированию у детей двигательных навыков на основе дидактических игр.

2) В констатирующем эксперименте было выявлено, что

- у воспитателя средний уровень профессиональной готовности в использовании дидактических игр, направленных на формирование у старших дошкольников знаний в области физической культуры.

- дидактические игры действительно помогают детям усваивать знания в области физической культуры.

Данное исследование позволило наметить следующее направление работы по данной проблеме:

- данное исследование перспективно с точки зрения переноса его основных положений методику формирования у  детей дошкольного возраста знаний в области физической культуры на материале дидактических игр.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В нашей работе мы изучали влияние  дидактических игр на развитие двигательных навыков детей 5-6 лет. Двигательные навыки имеют большое значение для развития ребёнка. Если они сформированы, то можно говорить о психологической и физической готовности ребёнка к школе. В первых двух главах нашей работы мы рассмотрели теорию дидактических игр, проанализировав литературу по этой теме, и пришли к следующим выводам:

дидактическая игра оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребёнка;

дидактическая игра является важной формой в формировании двигательных навыков и обучению детей дошкольного возраста, наряду с занятиями. Её главная особенность в том, что обучение осуществляется средствами активной и интересной для детей игровой деятельности;

внимание играет важную роль в воспитании и обучении детей;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Аванесова В.Н. Дидактические игры как форма организации обучения в детском саду. // Умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Поддьякова. – М., 1972

2. Бондаренко Н.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991.-160с: ил..

3.           Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. М.: Просвещение 1983. – 174 с.

 

4.  Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. - Киев: Здоровье, 1983.- 205 с.

5. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М.: Владос, - 2001. – 176с.

 

6. Глазырина Л.Д. Физическая культура  – дошкольникам: Старший возраст: Пособие        для  педагогов дошк. Учреждений.-М.: Владос, 2001. – 264 с.

7. Годик М.А., Янасис С.В. Двигательные качества и методика их воспитания. М.: Педагогика, -1998. – 472с..

8. Дошкольная педагогика. Учебное  пособие для студентов педагогических  институтов по специальности  «Педагогика и психология». Ч. 1, 2 / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова; Под ред. В.И. Логиновой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 270 с.

9.  Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 245с.

10. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1980.

11.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.:Просвещение, 1988.-143 с.: ил.

 

12. Осокина Т.И. Физическая культура  в детском саду.-3-е изд., перераб. М.: Просвещение. -1986. – 304.

14.         Пуни А.Ц. Двигательная память и двигательная деятельность.- М.: Образование, 1986. – 504с.

15.         Пуни А.Ц. О сущности двигательных навыков //Вопросы психологии. 1964, № 1, с. 94 - 103.

16. Талер Л.А. Фундамент здоровья-с  детства.- Мн.: Полымя, 1989.-173с.: ил.

17. Степаненкова Э.Я. Теория и  методика физического воспитания  и развития ребенка. – М.: Феникс, 2001. – 261 с.

18 Учебная программа дошкольного  образования/ М-во образования Респ. Беларусь.- Минск: НИО; Аверсэв,2013. – 416 с.

19. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 192с.

 

20. Татьян В.В. Экспериментальное  обоснование рациональных вариантов  сочетания средств скоростно - силовой  подготовки начинающих спортсменов. - Москва, 2004. - 26 с.

23. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д.В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 1984. - 207 с.

24.  Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 176 с.

25.  Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Конспекты занятий для старшей и подготовительной группы. Спортивные праздники и развлечения. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 256 с.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Беседа с воспитателем

  1. Считаете ли вы, что при работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо использовать дидактические игры, направленные на формирование у дошкольников двигательных навыков? Почему?
  2. Какие дидактические игры Вы используете?
  3. Как часто Вы их используете?
  4. Считаете ли вы, что дидактические игры помогают детям старшего дошкольного возраста лучше усваивать знания в области освоения новых двигательных навыков? Почему?
  5. Считаете ли вы, что дидактические игры повышают уровень освоения детьми старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры?

 

 

Игра «Кто больше знает движений?»

Цель: закрепить название видов и способов движения:

ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания.

Правила игры: точно называть и правильно показывать движения; нельзя повторять движения, названные другими играющими.

Пособия: пять карточек, на каждой из которых изображен человек, выполняющий одно из основных движений (ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание); физкультурные пособия: мячи, обручи, гимнастические скамейки, плоскостная дорожка (по усмотрению воспитателя); стационарное физкультурное оборудование (если игра проводится вблизи него).

Методические указания: дети делятся на две команды. Один из играющих первой команды смешивает карточки, второй (из другой команды) — вытягивает одну из них. Игра начинается с того движения, которое изображено на карточке. Если на карточке изображена ходьба, дети вспоминают все ее виды и способы. Первая команда договаривается, какое движение будет выполнять, а затем показывает его (по возможности синхронно), вторая хором называет вид движения. Затем один из видов или способов данного движения выполняет вторая команда, а первая его называет. Игра продолжается до тех пор, пока дети не вспомнят все виды и способы движения, изображенного на карточке. Команда, не сумевшая вовремя показать нужное движение или назвать его, получает штрафное очко. Побеждает та команда, у которой меньше штрафных очков. Можно результат подсчитать также по количеству выполненных движений.

Примечание: чтобы вызвать игровой азарт у детей в этой и других играх, можно использовать специальные фишки. Например, за каждое показанное движение команда получает красную фишку, за правильное название — синюю. В конце игры в командах подсчитывается количество тех и других фишек, их общее количество. По результатам определяется команда-победитель.

 

           Игра  «Состязание».

Цель: развивать умение трансформировать знакомые движения в нужном направлении для решения поставленной задачи.

Правила игры: выполнять как можно больше разных движений, четко называя порядковый номер каждого нового движения. Когда все движения будут выполнены, громко назвать общее количество выполненных движений (например: «Пять!», «Семь!»). Если движение выполняется второй раз, то выполняющий прекращает действие, называет количество выполненных движений и уступает место другому игроку. 

Средства обучения: деревянный чурбачок диаметром и высотой 15—20 см, дуга, стул, гимнастические скамейки.

Методические указания: в одной игре рекомендуется использовать не более 3—4 предметов, если играющих двое-трое, и 1—2 — если в игре участвуют более трех детей. Играющие по своему усмотрению могут менять расположение предметов на плоскости (вертикально, горизонтально и т. д.). «Раз, два, начинается игра!» — эти слова, произнесенные хором, являются сигналом к началу игры. Один из играющих начинает выполнять движение на любом из пособий, размещенных на площадке, предварительно назвав его порядковый номер, например: «Первое — спрыгивание», — и уступает место другому игроку, который выполняет другое движение на том же пособии. Если никто из играющих уже не может выполнить нового движения на данном пособии, то каждый из детей называет общее количество выполненных движений. Игра продолжается с использованием другого пособия. Общий итог подводится по количеству выполненных движений на всех пособиях.

    Игра  «Туристы».

Цель: развивать умение адекватно использовать движения для достижения поставленной цели.

Правила игры: каждый «турист» или группа проходит маршрут по-своему, т.е. с помощью движений, не использованных другими играющими. Действовать в игре согласованно, помогать тем, кто затрудняется в выполнении движений.

Пособия: любое стационарное физкультурное оборудование, к которому дополнительно можно приставить гимнастические лестницы, доски, кубы и т.д.; веревка длиной 3—4 м (на 3—4 детей) с петлями для надевания на плечо (расстояние между ними 1 м). Для каждой подгруппы можно использовать специальные нагрудные знаки.

Методические указания: выбирается место для игры и устанавливается физкультурное оборудование для поточного прохождения маршрута. Дети делятся на две группы, каждая из которых «разрабатывает» свой маршрут, т. е. решает, с помощью какого движения будет преодолевать установленные препятствия. Затем методом жеребьевки или считалки определяется порядок следования маршрутных групп. За прохождением маршрута ведется наблюдение, т.к. необходимо изменить намеченное движение, если оно уже использовано. Побеждает команда, которая действовала наиболее согласованно. В качестве судьи выступает воспитатель или кто-либо из детей. В игре используются различные виды и способы движений. Например, по скамейке можно идти на носках, обычным шагом, проползти на четвереньках, на животе; перешагивать или перепрыгивать кубы; гимнастическую лестницу перелезть через верх, в середине между рейками, сбоку.

Информация о работе Дидактические игры по физкультуре как средство развития двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста