Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 08:02, реферат
В наше время проблема дизартрии стоит крайне остро. В связи с тем, что процент детей с речевой патологией, особенно со стёртой формой дизартрии, год от года растёт (1975г.-18% детей, 1995г.-37% детей),а также увеличивается количество детей с другими речевыми расстройствами, осложнёнными дизартрической симптоматикой( с общим недоразвитием речи, алалией, афазией, заиканием).
Введение.
I. Краткая историческая справка изучения дизартрии и актуальные проблемы исследования.
Понятие термина «Дизартрия»:
а) 4 основных подхода в изучении дизартрии;
б) клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией;
II. Классификация дизартрии. Характеристика различных форм дизартрии.
-корковая дизартрия
-псевдобульбарная дизартрия
-бульбарная дизартрия
-экстрапирамидальная дизартрия
-мозжечковая дизартрия
III. Проявление стёртых дизартрий и методы их преодоления.
- клинические проявления стёртой формы дизартрии
IV. Система коррекционно-педагогической работы с детьми с дизартрией.
а) подготовительный этап
артикуляционная гимнастика
-метод искусственной локальной гипотермии
-развитие движений кисти и пальцев рук
-коррекция дыхания и голоса
б) второй этап
-логопедический массаж
-массаж по биологически активным точкам(БАТ)
-элементы метода метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко
Заключение
Библиография
Третий вариант корковой
дизартрии связан с
При нарушениях кинестетического праксиса затруднено произнесение сложных аффрикатов, которые могут распадатьсяна составные части, наблюдаются замены щелевых звуков на смычные («З»- «Д»), пропуски звуков в сочетании согласных, иногда с избирательным оглушением звонких смычных согласных. Речь напряжённая, замедленная. Отмечаются трудности при воспроизведении серии последовательных движений по заданию.
При втором и третьем
вариантах корковой дизартрии
особенно затруднена
Псевдобульбарная дизартрия
возникает при двустороннем
При псевдобульбарной дизартрии
характерно повышение мышечного тонуса
по типу спастичности- спастическая
форма. Реже на фоне ограничения объёма
произвольных движений наблюдается незначительное
повышение или понижение мышечного
тонуса - паретическая форма. При обеих
формах отмечается ограничение активных
движений мышц артикуляционного аппарата,
в тяжёлых случаях- почти полное их отсутствие.
Язык при псевдобульбарной дизартрии
напряжён, оттянут кзади, спинка его закруглена
и закрывает вход в глотку, кончик языка
не выражен.
Произвольные движения языка ограничены, ребёнок с трудом удерживает высунутый язык по средней линии, язык отклоняется в сторону или опускается на нижнюю губу, загибаясь к подбородку.
Боковые движения языка отличаются малой амплитудой, замедленным темпом, диффузным перемещением всей его массы, кончик при всех его движениях остаётся пассивным и обычно напряжён.
При псевдобульбарной
дизартрии нарушаются в первую
очередь наиболее сложные и
дифференцированные
Диссоциацией в выполнении
произвольных и непроизвольных
движений при псевдобульбарной
дизартрии определяются
При псевдобульбарной
дизартрии так же как и при
корковой, нарушается произношение
наиболее сложных по
Особенности звукопроизношения
при псевдобульбарной
При диффузной спастичности мышц речевого аппарата отмечается озвончение глухих согласных ( в основном при спастическом типе).
При паретической
Бульбарная дизартрия
представляет собой
При двусторонних поражениях нарушения звукопроизношения наиболее выражены. Грубо искажается произношение всех губных звуков по типу приближения их к единому глухому щелевому губно-губному звуку. Все смычные согласные также приближаются к щелевым, а переднеязычные- к единому глухому плоско щелевому звуку, звонкие согласные оглушаются. Эти нарушения произношения сопровождаются назализацией.
Экстрапирамидальная дизартрия автоматически создаёт тот фон предуготовности, на котором возможно осуществление быстрых, точных и дифференцированных движений. Она имеет важное значение в регуляции мышечного тонуса, последовательности, силы и двигательности мышечных сокращений, обеспечивает автоматизированное, эмоционально выразительное выполнение двигательных актов.
Нарушение звукопроизношения
при экстрапирамидальной дизартрии определяются:
-изменениями мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
-наличием насильственных движений (гиперкинезов);
-нарушениями проприцептивной афферентации от речевой мускулатуры;
-нарушениями эмоционально-
Ребёнок испытывает
особые трудности в сохранении
и ощущении артикуляционной
При попытках к речи в состоянии волнения, эмоционального напряжения наблюдаются резкие повышения мышечного тонуса в мышцах голосового аппарата и насильственные движения. Повышение тонуса исключает произвольное подключение голоса, язык собирается в комок, подтягивается к корню, резко напрягается, и ребёнок не может произнести ни одного слова.
При менее выраженных
нарушениях мышечного тонуса
речь смазанная, невнятная, голос
с назальным оттенком. Резко нарушена
просодическая сторона речи, её
интонационно-мелодическая
Особенностью
Мозжечковая дизартрия-при этой форме имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами ЦНС, а также лобно-мозжечковых путей.
Речь при мозжечковой
дизартрии замедленная, толчкообразная,
скандированная, с нарушенной модуляцией
ударений, затуханием голоса к
концу фразы. Отмечается пониженный
тонус в мышцах языка и губ,
язык тонкий, распластанный в
полости рта, подвижность его
ограничена, темп движений замедлен,
отмечается трудность
При тонких целенаправленных движениях отмечается тремор языка, 10
выраженная назализация большинства звуков.
III. Проявление стёртых
дизартрий и методы их
В литературе имеются многочисленные указания на то, что в практике логопедической работы встречаются недостатки произношения, которые по своему внешнему проявлению напоминают дислалию, но имеют длительную и сложную динамику устранения.
Некоторые исследователи
находят у детей с названными
дефектами произношения
Среди двигательных
расстройств называют и такие,
как трудность нахождения
Специальное обследование
речи детей, страдающих полиморфным
косноязычием, состояние общей и
речевой моторики, дополненное данными
психоневрологического осмотра, а
также длительное динамическое
наблюдение позволили выявить
некоторые особенности
Недостатки произношения
у названных детей носили
Недостатки звуковой
стороны речи нередко
Первую подгруппу
составили дети, у которых отмечалась
недостаточность моторных
При выполнении изолированных движений некоторые из этих детей не могли научиться распластывать язык, равномерно поднимать его края вверх. У всех детей отмечалось искажённое произнесение звуков. При ассиметричной иннервации спинки языка возникало боковое произношение звуков («С», «З», «Т», «Д», «К», «Г»,«Х»). При ассиметричной иннервации передних краёв языка у одних детей отмечалось боковое произношение всей группы свистящих и шипящих звуков. В других случаях наблюдалось смешанное межзубное и боковое произношение указанных звуков. У большинства детей этой подгруппы отмечалось соответствующее возрасту развитие лексико-граматического строя речи.
Недостатки произношения
у детей этой подгруппы
У всех детей этой
подгруппы отмечалась
Указанные проявления
косноязычия у детей дают
У детей второй подгруппы в процессе речи отмечалась вялость артикуляции, нечёткость дикции, общая смазанность речи. Для детей данной подгруппы определённую трудность представляло овладение произношением звуков, требующих мышечного напряжения, т.е. «Р», «Л»., аффрикат, звонких согласных звуков, особенно взрывных. В силу этого дети звуки «Р», «Л» либо опускали, либо произносили искажённо,т.е. Отмечалось «Л»-губно-губное, «Р»-одноударное, аффрикаты распадались на составные части, звонкие согласные заменялись глухими.
Выраженное и массивное
отставание фонетической
У всех детей представленной
подгруппы отмечалась
Отличительной особенностью детей третьей подгруппы была замена одних звуков другими, при этом нередко один звук имел несколько звуковых
вариантов. Система таких
замен базировалась на
У детей имели место
различные виды