Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 08:02, реферат
В наше время проблема дизартрии стоит крайне остро. В связи с тем, что процент детей с речевой патологией, особенно со стёртой формой дизартрии, год от года растёт (1975г.-18% детей, 1995г.-37% детей),а также увеличивается количество детей с другими речевыми расстройствами, осложнёнными дизартрической симптоматикой( с общим недоразвитием речи, алалией, афазией, заиканием).
Введение.
I. Краткая историческая справка изучения дизартрии и актуальные проблемы исследования.
Понятие термина «Дизартрия»:
а) 4 основных подхода в изучении дизартрии;
б) клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией;
II. Классификация дизартрии. Характеристика различных форм дизартрии.
-корковая дизартрия
-псевдобульбарная дизартрия
-бульбарная дизартрия
-экстрапирамидальная дизартрия
-мозжечковая дизартрия
III. Проявление стёртых дизартрий и методы их преодоления.
- клинические проявления стёртой формы дизартрии
IV. Система коррекционно-педагогической работы с детьми с дизартрией.
а) подготовительный этап
артикуляционная гимнастика
-метод искусственной локальной гипотермии
-развитие движений кисти и пальцев рук
-коррекция дыхания и голоса
б) второй этап
-логопедический массаж
-массаж по биологически активным точкам(БАТ)
-элементы метода метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко
Заключение
Библиография
У всех детей этой
подгруппы отмечалась
У детей четвёртой
группы наблюдалась выраженная
общая моторная
У всех детей этой
подгруппы косноязычие
Динамика устранения
косноязычия у детей этой
При неврологическом
обследовании у всех детей
данной подгруппы отмечались
выраженные симптомы поражения
ЦНС. У большинства детей на
этом фоне выявилась
Изучение анамнестических
данных всех детей показало, что
наряду с неблагополучием
Представленные клинические
проявления нарушений
Клинические особенности
нарушения звукопроизношения, связанные
с затруднением в выполнении
произвольных двигательных
Дефекты звуковой стороны
речи, имеющиеся у детей с
IV. Система коррекционно-
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.
Система логопедического
воздействия при дизартрии имеет
комплексный характер: коррекция
звукопроизношения сочетается
Работа над звукопроизношением строится с учётом следующих положений:
1. Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребёнка.
2. Развитие речевой коммуникации.
Формирование
3. Развитие мотивации, стремление
к преодолению имеющихся
4. Развитие дифференцированного
слухового восприятия и
5. усиление перцепции
6. Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребёнка более сохранная. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных координаций, но обязательно с учётом структуры артикуляционного дефекта в целом, в первую очередь работают над звуками раннего онтогенеза.
7. При тяжёлых нарушениях,
когда речь полностью не
8.У детей с поражением центральной нервной системы важное значение имеет предупреждение тяжёлых нарушений звукопроизношения путём систематической логопедической работы в доречевом периоде.
Логопедическая работа проводится поэтапно.
Первый этап, подготовительный-основные
его цели: подготовка артикуляционного
аппарата к формированию
Важной задачей на
этом этапе является развитие
сенсорных функций, особенно слухового
восприятия и звукового
Логопедическая работа
проводится на фоне
Артикуляционная гимнастика
чрезвычайно полезна для
Проводить артикуляционную
гимнастику с ребёнком
Выполняется артикуляционная гимнастика сидя или стоя перед зеркалом.
Темп выполнения и
количество упражнений
Можно выполнять
Хорошие результаты
на этом этапе дают орошения
ротовой полости водой
С целью повышения эффективности мероприятий по коррекции дизартрий, обусловленных спастикой и гиперкинезами артикуляционной мускулатуры, а также артикуляционно-мимической апраксией, группой учёных (Семёновой К.А., Степанченко О.В., Виноградовой Л.И., Панченко И.И.) была предложена методика искусственной локальной гипотермии, воздействующей на мышцы речедвигательного аппарата.
Метод искусственной локальной гипотермии (ИЛГ) осуществляется следующим образом: ледяную крошку в хлопчатобумажной (марля, бинт) упаковке, соответствующей размерам лицевого черепа ребёнка, накладывают поочерёдно на мышцы речедвигательного аппарата-круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, мышцу смеха, ментальную мышцу, буцинаторы в области подбородка и параоральной зоны. Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно от 2 до 7 минут; одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон крововоздействия от 5 до 30 секунд. Курс лечения составляет 15-20 сеансов, проводимых ежедневно. Сразу после сеанса ИЛГ проводится занятие логопеда с больным по выработке речедвигательных навыков, постепенно переходящих в речевые.
Исследованиями разных
стран установлено, а практикой
подтверждено, что уровень развития
речи детей находится в прямой
зависимости от степени
Поэтому тренировка
движений пальцев и кисти рук
является важнейшим фактором, стимулирующим
речевое развитие ребёнка, способствующим
улучшению артикуляционных
Работу по развитию
движений пальцев и кисти рук
следует проводить
Благоприятное воздействие
на развитие движений кисти
и пальцев рук оказывает
Коррекция голоса и
дыхания очень важна на данном
этапе. Любая форма дизартрии
сопровождается нарушением
Для развития и коррекции
голоса у детей с дизартрией
используются различные
Работа над голосом
начинается после
Большое значение для
коррекции голоса имеет
Для укрепления мышц
нёбной занавески используются
упражнения в чередовании её
расслабления и напряжения. Ребёнка
просят до окончания
Коррекция речевого
дыхания. Дыхательная гимнастика
начинается с общих
Ребёнка учат дышать при закрытом рте, попеременно зажимая тол одну, то другую ноздрю, для усиления глубины вдоха перед ноздрями ребёнка создаётся «веер воздуха».
Следующее упражнение
направлено на развитие
Используются упражнения с сопротивлением. Ребёнок вдыхает через рот. Логопед кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Это способствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлинённому выдоху.
Упражнения проводятся ежедневно по 5-10 минут.
Второй этап-формирование
первичных коммуникативных
Логопедический массаж и лечебнаяфизкультура являются частью лечебно-оздоровительных икоррекционно-развивающих мероприятий, осуществляемых логопедом с участием других специалистов: невропатолога, врача ЛФК, массажиста, физиотерапевта, воспитателя.
В комплексе мероприятий,
направленных на реализацию
1. Логопедический массаж.
2. Пассивно-активная гимнастика
мимических мышц и
3. Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы.
В работе с детьми используются следующие виды массажа:
1. Классический.
2. По биологически активным точкам(БАТ).
3.С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко.
Классический логопедический массаж
Последовательность движений сверху вниз- ото лба к подбородку( на этапе подготовки мышц последовательность движений снизу вверх- от шеи ко лбу)