Дизартрия. Комплексный подход и использование инновационных методов в решении проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 08:02, реферат

Краткое описание

В наше время проблема дизартрии стоит крайне остро. В связи с тем, что процент детей с речевой патологией, особенно со стёртой формой дизартрии, год от года растёт (1975г.-18% детей, 1995г.-37% детей),а также увеличивается количество детей с другими речевыми расстройствами, осложнёнными дизартрической симптоматикой( с общим недоразвитием речи, алалией, афазией, заиканием).

Содержание

Введение.
I. Краткая историческая справка изучения дизартрии и актуальные проблемы исследования.
Понятие термина «Дизартрия»:
а) 4 основных подхода в изучении дизартрии;
б) клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией;
II. Классификация дизартрии. Характеристика различных форм дизартрии.
-корковая дизартрия
-псевдобульбарная дизартрия
-бульбарная дизартрия
-экстрапирамидальная дизартрия
-мозжечковая дизартрия
III. Проявление стёртых дизартрий и методы их преодоления.
- клинические проявления стёртой формы дизартрии
IV. Система коррекционно-педагогической работы с детьми с дизартрией.
а) подготовительный этап
артикуляционная гимнастика
-метод искусственной локальной гипотермии
-развитие движений кисти и пальцев рук
-коррекция дыхания и голоса
б) второй этап
-логопедический массаж
-массаж по биологически активным точкам(БАТ)
-элементы метода метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

дизартрия.docx

— 44.72 Кб (Скачать файл)

 Направление движений  от центра к периферии по  ходу мышцы, по месту прикрепления  мышц.

  Движения различаются  по силе воздействия( глубокие и медленные-седативные, поверхностные и быстрые-тонизирующие, по типу-поглаживающие, разминающие, перетирающие, растягивающие, вибрационные, надавливающие, поколачивающие, похлопывающие).

Массаж по биологически активным точкам

  Основные задачи его  применения заключаются:

  -в более избирательном  воздействии на отдельные группы  мышц, иннервацию нервов.

  -нормализации тонуса  мышц и стимуляции активного  движения.

  -улучшении регуляции вегетативных функций и обменных процессов.

Реализуя задачи, направленные на нормализацию тонуса мышц, используются два основных приёма- тормозной и возбуждающий. Первый метод заключается в использовании плавных медленных вращательных движений подушечкой пальца (указательного или среднего) с постепенным нарастанием, фиксацией и    уменьшением силы давления( без отрыва пальца от точки). Возбуждающий метод предполагает использование энергичных коротких надавливающих движений с резким отрывом пальца после каждого приёма.

  Точки воздействия  всегда двухсторонние, продолжительность  воздействия на каждую точку  от 15 до 30 секунд с постепенным  увеличением нагрузок.

      Предварительная  работа заключается:

-в подборе точек в  зависимости от целей и задач  массажа (по результатам обследования  невролога и логопеда) и составления  схемы.

-пальпации на предмет  увеличения желёз( при краниостенозе, стенозе венечного шва черепа не рекомендуется проводить массаж мышцы, сморщивающей бровь, лобных мышц; в случае увеличения передне- и заднешейных желёз необходимо отказаться от массажа мышц шеи, заменив его пассивно-активной гимнастикой; в случае, когда увеличены подчелюстные лимфатические узлы, следует исключить упражнения с элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко вдоль скуловой нижней челюсти).

  Помимо точек акупунктуры, расположенных на лице, используют:

    -главную точку  тонизирования во всей акупунктурной системе Е36 (Zusanli), расположенную на передней области голени(используется прислабой конституции, при атоническо-астенической форме ДЦП);

   -главную точку  для всех парезов F3,обладающую  сильным седативным воздействием  и расположенную на тыльной  стороне стопы, в межкостном промежутке  между первой и второй плюсневыми  костями (используется при парезах, при спастичности мышц);

   -GI4(Hegu), расположенную на тыльной стороне кисти и отвечающую «за всё происходящее в голове и на лице»( в сочетании с E36 оказывает тонизирующее воздействие, в сочетании с F3 используется при парезах).

   Элементы вибрационного  массажа используются в комбинации  с классическим массажем для  достижения максимального эффекта  релаксации в одном случае, и  щадящем массаже- в другом.

Элементы метода метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко

  Данные элементы включены  в комплекс упражнений классического  массажа или массажа по точкам( разминающие движения вдоль надбровных дуг, по верхней и нижней части скуловой кости, по кости нижней челюсти в направлении от центра к периферии). Этот метод используется с целью воздействия на рефлексогенные зоны, активизирующие движения.

  Логопедический массаж  включает в себя и непосредственно  работу с органами артикуляции, так как они являются органами  звукорепродуцирования.

Заключение:

 

 Структура дефекта  при дизартрии включает нарушение  звукопроизносительной и просодической стороны речи, обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов ЦНС. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести дефекта.

 Основными клиническими  признаками дизартрии являются:

  -нарушения мышечного  тонуса в речевой мускулатуре;

-ограниченная возможность  произвольных артикуляционных движений  из-за параличей и парезов мышц  артикуляционного аппарата;

-нарушение голосообразования  идыхания.

  Дизартрия нередко  сочетается с недоразвитием других  компонентов речевой системы( фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи).

  При работе с детьми  с дизартрией необходим комплексный  подход, включающий в себя как  классические методики (артикуляцилонная и пальчиковая гимнастики, упражнения на развитие голоса и речевого дыхания, классический логопедический и артикуляционный массаж и др.), так и нетрадиционные- массаж по биологически активным точкам (БАТ), метод метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко, метод искусственной локальной гипотермии и др.

  При дизартрии требуется  ранняя, длительная и систематическая  логопедическая работа. Успех её  в значительной степени зависит  от взаимосвязи в работе логопеда  и врача-невропатолога или психиатра,логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях-логопеда и массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Библиография:

1.Белякова Л.И.,Дьякова Е.А. «Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия»-М.:В. Секачёв,1998г.

2.Блыскина И.В., Ковшиков  В.А. «Массаж в коррекции артикуляционных  расстройств»

3.Дедюхина Г.В., Могучая  Л.Д., Яньшина Т.А. «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличем» М.,»Гном-Пресс, 1999г.

4.Загузина Н.О. «Логопедический  массаж»

5.Коноваленко В.В., Коноваленко  С.В. «Артикуляционная и пальчиковая  гимнастика: комплекс упражнений  к комплекту «Домашние тетради  для закрепления звуков»-М., «Гном-Пресс»,1998г.

6.Куусмауль А. «О дизартрии»( авторская статья).Хрестоматия по логопедии( извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных  педагогических учебных заведений в 2х томах. Том 1(под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селивёрстова.-М., Гуманитарное издательский центр ВЛАДОС,1997г.

7.Поваляева М.А. Комплексная  педагогическая диагностика и  коррекция речевых нарушений  при дизартрии у детей старшего  дошкольного возраста. -Ростов-на-дону, 1996г.

8.Правдина О.В. «Дизартрия»(авторская статья). Хрестоматия по логопедии(извлечения и тексты).

9.Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стёртых дизартрий и методы их диагностики (авторская статья).Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных  педагогических учебных заведений в 2х томах. Том 1(под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селивёрстова.-М., Гуманитарное издательский центр ВЛАДОС,1997г.

10.Хватцев М.Е. Классификация  косноязычия. (авторская статья) .Хрестоматия по логопедии( извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных  педагогических учебных заведений в 2х томах. Том 1(под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селивёрстова.-М., Гуманитарное издательский центр ВЛАДОС,1997г.

11.Белякова Л.И., Н.Н. Волоскова «Логопедия. Дизартрия».Учебное пособие для ВУЗов.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009г.


Информация о работе Дизартрия. Комплексный подход и использование инновационных методов в решении проблемы