Динамические процессы в малой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:27, доклад

Краткое описание

В отечественной и зарубежной социальной психологии даются различные определения малой группы. Одно из «синтетических» определений малой группы звучит так: «Малая группа— это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном взаимодействии и общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».
Даже такое достаточно универсальное определение носит описательный характер и допускает различные толкования, в зависимости оттого, какое содержание придается включенным в него понятиям. Это различие в толкованиях характерно для исследователей интеракционистской и когнитивистской ориентации.

Содержание

Сущность и содержание понятия «малая группа».
Классификация малых групп.
Структура межличностных процессов в малой группе.
Динамика малой группы. Элементы групповой динамики.
Факторы и механизмы групповой динамики.
Измерение групповой динамики как социальная техника.

Вложенные файлы: 1 файл

Динамические процессы в малой группе.docx

— 42.49 Кб (Скачать файл)

Кроме лидера, в группе могут быть другие социальные роли. Существует множество подходов к описанию психологических особенностей взаимодействия субъектов группы.

Сплоченность группы – это взаимное тяготение членов группы. Необходимо обеспечивать динамическое равновесие между сплоченностью и напряженностью.

Фазы развития группы. Обычно выделяют несколько фаз: диффузная группа; группа-ассоциация; группа-кооперация; группа-коллектив; корпорация.

 

5. Факторы и  механизмы групповой динамики

 

Характер групповой динамики существеннейшим образом зависит от эмоционального состояния группы. Действительно, каждый участник группы узнает непосредственно от других, как он влияет, воздействует на ее жизнь и какое влияние (воздействие) он сам испытывает со стороны других ее членов. И этот опыт глубоко переживается личностью. Он способствует реальному изменению социального поведения и лучшему пониманию условий жизни группы. Работа группы зависит от качества и объема взаимовли-яний, взаимоотношений членов группы. Дело в том, что и из нормальных людей может составиться невротическая группа, которая не сможет принимать решения, доходить до сути дела, давать своим членам ощущение успеха. На работу группы особое оказывают влияние следующие факторы: мотивации (то, чего ждут члены группы); структура власти в группе (власть и авторитет отдельных членов группы и ее подгрупп); сложности коммуникации (когда кто-то остается непонятым); ощущение принадлежности (непринадлежности) к группе; представление о цели (четкое или нечеткое) группы; ответственность за результаты работы; свобода деятельности (как условие успеха группы).

Моральная атмосфера в группе и способ управления ею должны способствовать успеху деятельности группы. Управленческая практика свидетельствует, что групповые решения лучше, чем единоличные, ибо хорошо направленная энергия группы всегда больше энергии одного человека.

Существует несколько подходов к описанию психологических особенностей взаимодействия субъектов группы. Одну из таких моделей предложили американские психологи М. Вудкок и Д. Фрэнсис. Их представление об основных этапах развития группы сводится к следующему.

Первая стадия развития группы - "притирка". На этой стадии члены группы присматриваются друг к другу. Определяется степень личной заинтересованности в том, чтобы работать в этой группе. Личные чувства и переживания маскируются или скрываются. Искреннего и заинтересованного обсуждения целей и методов работы практически нет. Члены группы не интересуются своими коллегами, почти не слушают друг друга. Творческая и воодушевляющая коллективная работа фактически отсутствует.

Вторая стадия - по терминологии авторов - "ближний бой". Это период борьбы и переворотов. Период, когда оценивается вклад лидера, когда образуются кланы и группировки, а разногласия выражаются более открыто. На этом этапе личные взаимоотношения приобретают все большее значение. Сильные и слабые стороны отдельных членов группы все более отчетливо выявляются. Иногда происходит силовая борьба за лидерство. Группа начинает обсуждать способы достижения согласия, стремится наладить эффективные взаимоотношения.

Третья стадия - "экспериментирование". На этой стадии члены группы осознают свой потенциал, который в целом возрастает. Все более актуальной становится проблема эффективного использования способностей и ресурсов группы. Возникает интерес к тому, как можно работать лучше. Методы работы пересматриваются. Появляется желание экспериментировать. Принимаются меры к реальному повышению эффективности работы группы.

Четвертая стадия - "эффективность". Группа приобретает опыт успешного решения проблем и использования ресурсов. Работники переживают чувство гордости за свою принадлежность к команде-победительнице". Возникающие проблемы исследуются реалистически и решаются творчески. Управленческие функции могут плавно делегироваться то одному, то другому члену группы в зависимости от конкретной задачи.

Пятая стадия - "зрелость". На этой стадии группа функционирует как коллектив, сплоченный вокруг хорошо осознаваемых всеми реальных общих целей, в которые сведены цели индивидуальные. Действуют прочные связи между членами группы. Людей оценивают по достоинствам, а не по их претензиям. Отношения носят неформальный, психологически комфортный характер. Личные разногласия разрешаются без отрицательных эмоций и психологического напряжения. Группа демонстрирует отличные результаты и устанавливает высокие стандарты своих достижений. Расширяется делегирование полномочий, и все больше членов группы участвует в планировании и принятии решений.

Психолог И. П. Волков предложил модель эмоциональной динамики группообразования как последовательность фаз развития межличностного контакта. С его точки зрения, структура эмоциональной динамики выглядит следующим образом.

Фаза первичного восприятия - формирование первого впечатления о членах группы.

Фаза сближения - формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, формирование установки на совместное действие.

Фаза совместного действия - принятие межличностных ролей и определение социального статуса в процессе общения.

Фаза "сцепления" - укрепление чувства общности, чувства "Мы", формирование психологически комфортных норм общения и включение механизмов взаимовлияния.

Есть и другие модели групповой динамики, как сближающиеся с описанной, так и отличающиеся от ее, что в немалой степени зависит от особенностей самой группы. В качестве примера можно назвать группы, специально создаваемые (в том числе с помощью психологического отбора) для работы либо в экстремальных условиях (команды спасения), либо в условиях социальной изоляции (экспедиции). Здесь в качестве стадий развития группы различают следующие:

 -период ознакомления (относительно короткий даже для интернационального состава группы, характеризующийся ориентировочными и исследовательскими реакциями членов группы. Имеют место повышенный интерес друг к другу, сдержанность и корректность поведения);

- фаза дискуссии (достаточно  продолжительная, в ходе которой  члены группы интенсивно общаются, выясняют позиции друг друга  по значимым вопросам. В результате возникает структурный контур группы с признаками функционально-ролевой дифференциации и микро коалиций);

-фаза ролевой ориентации (завершается складывание группы в целостную систему, обладающую определенными социально-психологическими характеристиками).

Нередко развивающиеся деструктивные процессы носят, как правило, непродолжительный характер и достаточно жестко пресекаются извне.

Реально управлять неформальной группой можно при условии, что субъект управления располагает точной информацией о наличии такой группы и ее структуре.

Получить точную информацию позволяет групповая социометрия, суть которой на операциональном уровне анализа определяется понятием "выбор". Исходя из особенностей группы, формулируют вопросы, побуждающие членов группы выбирать членов группы в качестве партнеров как для эмоционально-чувственного общения, так и для делового взаимодействия ("для дела", "для души"). Здесь возможен широкий спектр оценок, обусловленный реальным положительным или отрицательным выбором, положительным или отрицательным предполагаемым выбором. Анализ высказываний дает весьма полезную информацию о количестве выборов или отвержений, полученных каждым членом группы, количестве взаимных выборов или отвержений, количестве оправдавшихся или не оправдавшихся предположении о выборе или отвержении со стороны других членов группы и пр. В конечном счете социометрия выявит лидеров группы, отверженных, микрогруппы и даст другую информацию.

Социометрию можно проводить и с учетом мотивов выборов, что существенно обогатит анализ групповой дифференциации.

Неформальные группы, существующие в рамках организации, могут действовать в направлении интересов и целей организации, против ее интересов и целей и безразлично (индифферентно) по отношению к ним.

 

6. Измерение групповой  динамики как социальная техника

 

Малая группа может рассматриваться в трех качествах:

— как среда для изменения членов группы;

— как объект изменений: несмотря на то, что целью группы является изменение поведения индивидов, объектом изменения становится сама группа — ее стандарты, стиль руководства, эмоциональная атмосфера, может быть даже расформирование или переформирование группы;

— как агент изменений, когда используются организационные усилия группы.

Известный американский социопсихолог Д. Картрайт по-своему формулирует принципы социотехнологического использования группы как среды изменений:

— если группу необходимо использовать как среду для изменений, то люди, которые влияют на эти изменения, должны обладать сильным чувством принадлежности к той же группе;

— чем привлекательнее группа для ее членов, тем сильнее влияние, которое она может оказать на них;

— чем больше установки и ценности привлекают в группу, тем сильнее влияние, которое может оказать группа;

— чем выше престиж члена группы в глазах других членов, тем  сильнее его влияние;

— усилия, направленные на изменение индивидов или той части  группы, которые, будь они успешны, привели бы к отклонению от  норм группы, вызывают большее сопротивление;

— сильное групповое давление можно установить, создав общее у всех членов группы мнение о необходимости изменений, и таким образом источник давления перенести в саму группу;

— все члены группы должны убедиться в необходимости перемен, планов и последствий изменений, тогда давление группы в качестве объекта изменений будет более успешным;

 — изменения в одной  части группы вызывают напряжение  в других ее частях, которое  может быть уменьшено только  «элиминированием» изменения.

Основные проблемы, связанные с групповой динамикой, сводятся к изучению диагностики и управления межличностными отношениями в группе, эмоциональной и социальной жизни в группах, особенно в неформальных структурах, механизмов общения как действенного фактора влияния на членов группы и др.


Информация о работе Динамические процессы в малой группе