Дистанционное образование: педагогические и информационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 02:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование педагогических и информационных технологий дистанционного образования. Для этого, нужно решить ряд задач:
1. изучить информационные (локальные и сетевые) технологии дистанционного образования.
2. познакомиться с педагогическими технологиями, такими как: лекции, практические занятия, семинарские занятия, консультации, контроль качества знаний, научно-исследовательская работа студентов.
3. разобрать основные функции преподавания в системе дистанционного образования
4. рассмотреть типы дистанционных уроков
5. разработать собственный план учебного занятия в системе дистанционного образования

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы системы дистанционного образования…………….5
1. Информационные технологии в системе дистанционного образования………………………………………………………………… 5
2. Педагогические технологии в системе дистанционного образования………………………………………………………………… 9
2. Методические основы системы дистанционного образования…………...17
1. Функции преподавания в дистанционном обучении………………. ..17
2. Типы дистанционных уроков…………………………………………..17
3. Проект учебного занятия в системе дистанционного образования… 19
Заключение……………………………………………………………………… 25
Библиография……………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач!!!.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

   Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний. После определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты - учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов), далее организуется обучение, проверка - текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка - обучение. И так до полного усвоения заданных учебных элементов и тем, разделов, предмета в целом.

Технология  компьютерного обучения

     Бурный  прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин вывел педагогов на новую технологию компьютерного обучения. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами дают возможность решать почти все дидактические задачи. Они одновременно выдают определённую информацию, проверяют, усвоили ли её учащиеся и в какой мере, формируют соответствующие теоретические знания и практические умения, открывают доступ к электронным библиотекам, к основным отечественным и международным базам данных и т.п. Эффективность технологии компьютерного обучения обуславливается качеством обучающих программ и качеством вычислительной техники.

     В образовательном процессе дистанционного образования могут применяться  различные педагогические технологии. Рассмотренные ранее педагогические технологии активно применяются в системе дистанционного образования. 
 
 
 

2. Методические основы системы дистанционного образования

2.1 Функции преподавания в дистанционном обучении

   Подача  содержания учебных программ является функцией, наиболее часто ассоциируемой с преподаванием, а именно, изложение сущности предмета, навыков или компетенций, которые должны быть освоены. В большинстве чисто-дистанционных систем и смешанных систем эта функция достигается асинхронными методами, например, путем предоставления печатных учебных пособий или электронных учебных материалов, которые могут быть переданы, например, через WWW. Однако также могут использоваться и синхронные технологии, например прямые широковещательные трансляции лекций, распространяемые по нескольким удаленным сайтам. 
  Обеспечение взаимодействия (мы часто употребляем термин «диалог» для описания взаимодействия между студентами и преподавателем). Именно взаимодействие отличает преподавание от простого распространения информации, так как в процессе взаимодействия преподаватели применяют свои навыки с тем, чтобы помочь каждому отдельному студенту преобразовать информацию в личное знание. Удивительно, но взаимодействие не обязательно должно быть синхронным. Например, лектор, сопровождающий оцененную письменную работу подробными комментариями и замечаниями является хорошим примером асинхронного взаимодействия. Общение посредством электронной почты также может быть использовано как асинхронная форма взаимодействия. Симуляция диалога (т. е. диалог без реального взаимодействия между двумя людьми) может быть достигнута, например, путем использования разговорного стиля речи в учебных материалах.

    2.2 Типы дистанционных уроков

   Пока  в Интернете размещено очень  мало примеров дистанционных уроков, тем не менее этом раздел телекоммуникационных технологий обучения интенсивно разрабатывается.

   Дистанционный урок – урок с использованием учебного материала либо полностью размещенного в Интернете в виде специальных  тематических web-страниц, при этом учащиеся полностью удалены от учебных  ресурсов и дистанционного учителя, либо очный урок с использованием удаленных ресурсов Интернет, при этом учитель и учащиеся находятся в одном классе.

В настоящее  время существует три типа дистанционных  уроков.

     Первый  тип дистанционных уроков заключается в том, что и учитель (локальный координатор), и учащиеся удалены друг от друга, но при этом пользуются уроком, предварительно размещенным в Интернете. Примером такого урока является дистанционный урок «Молекулярная физика. 10 класс» Львовского М.Б., во время которого учащиеся могли не только ознакомиться с теорией, но и решать задачи. В уроке удобная система подсказок, задачи размещены по возрастающей сложности.

     Второй  тип дистанционных уроков заключается в том, что преподаватель и студенты находятся в одной аудитории, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока от них удалены.

     Третий  тип дистанционных уроков разработан Кривченко И.В. Это размещение учебной информации на учебном сайте и учебная игра в Сети.

Для разработки элементов плана-конспекта дистанционного урока рекомендуется следовать  следующему плану:

  • тема занятия, учебный предмет.
  • тип занятия.
  • девиз, цитата и т.п.
  • цели занятия (относительно учеников, учителя, их совместной деятельности).
  • предполагаемый состав учащихся – класс (возраст), количество.
  • проблема занятия или главный вопрос.
  • предполагаемый образовательный продукт, который будет создан учащимися.
  • перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развить или осваивать на данном занятии.
  • краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
  • подробный конспект занятия с необходимым материалом (актуальным и интересным для учащихся) – примерные вопросы, необычные сведения, творческие задания и др.
  • перечень видов деятельности дистантных учащихся на протяжении дистанционного занятия.
  • перечень видов деятельности самого дистаниного педагога и других возможных участников занятия.
  • перечень материалов или сами материалы, необходимые для занятия (ссылки на web-сайты, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые лабораторные материалы, CD-ROM и др.)

2.3 План занятия в  системе дистанционного  образования.

     Основываясь на изученных выше материалах и проанализировав  некоторые дистанционные уроки, мы разработали свой план занятия в системе дистанционного образования.

     "Иллюстрации  к стихотворениям Агнии БАРТО"

     Раздел  программы: Графический редактор Paint.

     Тема  урока: иллюстрации к стихотворениям Агнии Барто.

     Тип урока: Закрепление пройденного  материала.

     Вид: Урок – практикум.

     Цели  урока:

     •  применить для решения реальной задачи знания о способах копирования, переноса фрагментов рисунка, заливки фигур, ввода и форматирования текста;

     •  развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;

     •  обобщение знаний основного программного материала;

     •  связать информатику с другими  предметами;

     • воспитать эстетическое восприятие мира.

     •  развитие художественного вкуса.

     Оборудование:

     Компьютерный  класс, оснащенный современной техникой и современным программным обеспечением, пакет учебных материалов, разосланных учащимся, экран, презентации.

       Задачи урока:

     1. Воспитательная – развитие познавательного  интереса, логического мышления, усиление  познавательной мотивации, осознание  ученика своей значимости в  образовательном процессе.

     2. Учебная – цель урока состоит  в развитии интереса к решению  практических задач, к активной творческой деятельности, формировании навыков самостоятельной работы.

     3. Развивающая – развитие логического  мышления, памяти, внимательности.

     4. Познавательная – повышение интереса  к занятиям информатикой.

     Объем знаний, необходимых для урока:

     •  уметь рисовать с помощью графического редактора и вносить изменения  в готовые изображения;

     •  уметь выбрать инструмент в графическом  редакторе, знать, какой инструмент выбран;

     •  знать назначение панели настройки  инструментов;

     •  уметь выбрать цвет, используя палитр;

     •  уметь копировать, перемещать части  рисунка;

     •  уметь выполнять операции отражения, поворота и наклона;

     •  уметь вводить и форматировать  текст.

     План  проведения урока:

Содержание  этапов урока Виды и формы  работы
1. Мотивационный этап. Постановка  цели урока. Фронтальный опрос.
2. Подготовительный  этап Показ презентации, в которой дается понятие иллюстрации, рассказывается краткая биография  Барто Агнии Львовны.
3. Практикум  на компьютере. Выполнить на компьютере иллюстрацию к одному из предложенных стихотворений Агнии Барто.
4. Подведение  итогов. Просмотр готовых  работ, выставление оценок.
5. Домашнее  задание. Выполнить иллюстрацию.
 

Организационный момент.

1. Мотивационное  начало урока. Постановка цели  урока. 

Учитель: Здравствуйте, дети! Тема нашего урока – “Иллюстрации к стихотворениям Агнии Барто”. Цель нашего сегодняшнего урока – нарисовать иллюстрацию к стихотворениям Агнии Барто.

Но перед  этим вспомним:

? Какие  инструменты в графическом редакторе  вы знаете?

? Для  чего нужна панель настройки  инструментов?

? Как  удалить рисунок, часть рисунка? 

? Расскажите, какие инструменты заливки вы  используете? 

? Как  можно выполнить ввод текста  в рисунок, а также как можно  форматировать текст с помощью  панели атрибутов текста?

2. Подготовительный  этап.

Учитель: Ребята, а теперь давайте посмотрим  презентацию, посвященную теме «Иллюстрации к стихотворениям Агнии Барто»

Ученики: смотрят на видеопроекторе презентацию.

Учитель: Представьте, что вы рисуете иллюстрацию  для своих маленьких братьев и сестер? Какой должна быть иллюстрация,

чтобы она понравилась им?

Ученики: Высказывают свое мнение по поставленному  вопросу.

3. Практикум  на компьютере.

Учитель: Рассылает листы с текстом коротких стихотворений Агнии Барто, рекомендует выбрать любое из предложенных стихотворений и на том же рисунке написать текст выбранного стихотворения.

Ученики : Выполняют рисунок по выбранному стихотворению 

Задание:

Нарисуйте иллюстрацию к одному из следующих  стихотворений 

Агнии Барто и введите текст стихотворения к этой иллюстрации.  

Мишка.

Уронили мишку на пол,

Оторвали  мишке лапу.

Все равно  его не брошу,

Потому  что он хороший.

Мячик.

Наша  Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Лошадка.

Я люблю  свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик 

И верхом поеду в гости.

Кораблик.

Матросская  шапка,

Веревка в руке,

Тяну  я кораблик

По быстрой  реке.

И скачут лягушки 

За мной по пятам,

И просят меня:

- Прокати капитан.

4. Подведение  итогов 

Учитель: За несколько минут до звонка предлагает детям посмотреть работы одноклассников, высказать свое мнение об этих работах.

Информация о работе Дистанционное образование: педагогические и информационные технологии