Дошкольная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:33, доклад

Краткое описание

Признаки науки
1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).
2 Наличие объекта исследования (ребенок, детский коллектив).
3. Наличие специфических законов закономерностей, выраженных в теории.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 163.23 Кб (Скачать файл)

Методы эстетического воспитания:

- метод побуадекия к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот М!Ггод предполагает, чтобы произведения искусства отличались высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение воспитателем текста, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его исполнение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;

- метод убеждения позволяет  развивать у детей эстетическое  восприятие, элементы художественного  вкуса. Особенность этого метода  состоит в том, что использовать  его можно только тогда, когда  воспринимаемое явление прекрасно;

- метод приучения, упражнения  в практических действиях. Метод  приучения предполагает, чтобы ребенок  проявлял желание украсить, улучшить  окружающее, т.е. посильно преобразовать  его и порадовать этим своих  сверстников, взрослых;

- метод поисковых ситуаций, побуждений  детей к творческим проявлениям.  Используя этот метод воспитатель предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т.д.

В.И.Логинова, П.Г.Саморукова придерживается такой классификации методов эстетического воспитания:

- методы и приемы формирования  элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкуса, чувств, интересов и т.д.  При использовании отой группы методов воспитатель воздействует на эмоции и чувства детей при помощи наглядных, словесных, практических и игровых методов и приемов обучения в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей;

- методы, направленные на  приобщение детей к эстетической  и художественной деятельности. К этой группе методов и  приемов можно отнести показ  способа действия или образца,  упражнения, показ способа сенсорного  обследования с сопровождением  разъясняющего слова;

- методы и приемы, направленные  на развитие эстетических и  художественных способностей, творческих  умений и навыков, способов  самостоятельных действий детей.  Эти методы предполагают создание  поисковых ситуаций, дифференцированного  подхода к каждому ребенку  с учетом его индивидуальных  особенностей.

Классификация методов художественного  обучения определена Н.А.Ветлугиной:

- в зависимости от источника  знаний (наглядные, словесные, практические, игровые);

- в зависимости от вида  художественно-творческой деятельности  и учебных задач;

- в заивисимости от задач развития художественно-творческих способностей;

- в зависимости от возрастных  особенностей детей;

- в зависимости от индивидуальных  особенностей детей;

- в зависимости от этапов  художественных занятий.

Проблема развития детского творчества в советский период впервые  нашла отражение в "Положении о единой трудовой школе" (1918 г.), где был поставлен вопрос о " систематическом развитии органов чувств и творческих способностей" детей всех возрастов. Далее эта проблема продолжает раскрываться во всех программно-методических документах дошкольных учреждений. Вопрос развития музыкального творчества детей нашел отражение в работах Б.В.Асафьева,  В.Н.Щацкой, Б.М.Теплова, Д.Б.Кабалевского, Н.А.Ветлугиной, Е.Р.Ремиэовской и др. Проблема развития творческих способностей в изобразительной деятельности интересовала Флёрину, Н.П.Сакулину, Т.И.Комарову, В.А.Силивон; словесно-театрализованной деятельности - К.И.Чуковского, , Н.С.Карпинскую, ,З.А.Артемову.

Проблема детского творчества юлучила широкое освещение в трудах зарубежных исследователей К.Бюллера, С.Холла, 3,Фрейда и его последователей.

В настоящее время разработана  программа по художественному развитию детей дошкольного возраста, концепция  эстетического воспитания детей.

В творческой деятельности ребенка  следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может  быть детализирован.

1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

2. Создание детьми образа.

3. Анализ результатов.

Условия развития детского творчества:

создание непринужденной обстановки;

широкое включение в педагогический процесс игры, игровых ситуаций, игровых приемов;

общественная направленность занятий, положительная оценка деятельности.

- изобразительная деятельность, в процессе которой дети рисуют, лепят, -конструируют, делают аппликации;

- художественно-речевая деятельность  предполагает чтение детьми стихов, пересказывание сказок, рассказов, придумывание загадок, рассказов, обмен впечатлениями об увиденном или услышанном, обсуждение иллюстраций в книгах и др.;

- музыкальная деятельность ,в ходе которой дети поют, водят хороводы, играют в "концерт", одновременно играя на музыкальных инструментах, слушают музыку, сочиняют оперу.

- театрализованная деятельность  предполагает игру детей в  кукольном, теневом, плоскостном,  пальчиковом театре, использование  фланелеграфа, игру-драматизацию.

 

 

 

 

 

43 Теоретические основы игры дошкольников.

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

I. Педагогическая и психологическая науки определяют игру как осознанную деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотивов.

2. О социальной природе игры  свидетельствует ее историческое  происхождение. Игра возникает  в ответ на потребность общества  в подготовке подрастающего поколения  к жизни. Об историческом происхождении  игры впервые говорил Г.В.Плеханов  в "Письмах без адреса". Д.Б.Эльконин эту мысль развил в работе "Основные вопросы теории игры". Он рассматривает возникновение и развитие игры с изменением положения ребенка в обществе.

3. О социальной природе свидетельствует  то, что содержание основного  вида игр- творческих, носит конкретный, исторический характер.

4. Игра может существовать лишь  при определенных социальных  условиях.

5. Развитие игровой деятельности  также свидетельствует о ее  социальной природе.

Признавая определяющее значение социальной природы игры, отечественные ученые не отрицают и наличие биологических  факторов. И.П.Павлов доказал, что человеку присущи от рождения потребность  в движениях, активности, и безотчетное  стремление к пониманию, ориентировочно-исследовательский  рефлекс, потребность в общении, склонность к подражанию. Эти врожденны свойства нервной системы человека побуждают ребенка к игре. Однако возникнуть игра может только при социальных условиях. Развитие воображения, ориентации в окружающем, позволяет преобразовывать и изменять видимое, включенное в игру. Это проводит ту резкую грань, которая и отличает игру человека от игры животного. Развитие речи ребенка, формирование его мышления на основе II сигнальной системы существенно меняет ориентировочно-исследовательскую деятельность, а следовательно игру.

Биологическая потребность в активном познании окружающего, которая проявляется  в игре, очень рано преобразовывается  в специальную познавательную деятельность. То обстоятельство, что само преобразование познавательной деятельности ребенка  осуществляется в процессе общения  со взрослыми, под влиянием обучения и воспитания, дает нам основание говорить о единстве социальной и биологической природы игры. Но социальный фактор играет ведущую роль. Движущей силой развития ребенка, в том числе и развития его игры, является социальное бытие, его непосредственное взаимодействие с окружающим его миром.

Особенности игры как деятельности: отобразительный и действенно-речевой характер, специфические мотивы (основной мотив это переживание ребенком в игре значимых для него сторон действительности, интерес к действиям с предметами, событиям, отношениям между людьми. Мотивом может быть стремление к общению, совместной деятельности, познавательный интерес. Однако, как отмечал Л.С.Выготский - ребенок играет, не осознавая мотивов своей деятельности); в игре присутствует воображаемая ситуация и ее компоненты (роли, сюжет, воображаемое явление); в играх имеются правила (скрытые, вытекающие :з роли, сюжета и открытые, ярко выраженные); активная деятельность воображения; повторность игры и игрового действия (благодаря стремлению к подражанию, ребенок много раз повторяет одни и те же действия, слова, а такое повторение необходимо для психического развития. Именно на повторности построены многие подвижные игры); самостоятельность (эта особенность с особой силой проявляется в творческих играх, где дети самостоятельно выбирают сюжет, развивают его, определяют правила); творческий характер, что позволяет детям проявить инициативу, фантазию в построении сюжета, в выборе содержания, в создании игровой обстановки, з выборе изобразительных средств для выполнения ролей; эмоциональная насыщенность (игра невозможна без чувства радости, удовлетворения, вызывает эстетические эмоции и др.).

Детские игры чрезвычайно многообразии по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация кх затруднительна. Так, Е.А.Аркин классифицирует игры в соответствии с их содержанием (военные, на бытовые темы, производственные). П.Ф.Лесгафт положил в основу классификации возрастной принцип, хоть и разделяет игры на "семейные" или "имитационные" и школьные, которые имеют четко определенную форму, цели, правила. Наиболее часто в педагогике имеет место разделение игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами (Д.З. Менджерицкая, Т.Л.Маркова и др.)

 

44 А.П.Усова, предложила классифицировать по характеру объединения детей в играх. Исследователями Центра "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца предложена классификация, в которой в качестве основы выдвигают категорию "инициативы", исходящей от субъектов игры.

 

Классы

Виды

Подвиды

Игры, возникающие по инициативе ребенка

Игры-экспериментирования

С природными объектами, с животными  и людьми.

Общение с людьми, со специальными игрушками для экспериментирования

 

сюжетные самодеятельные игры

сюжетно-отобраэительные

Сюжетно-ролевые

Режиссерские

Театрализованные

Игры, связанные с исходной инициативой  взрослого

Обучающие игры

Автодидактические предметные.

Сюжетно-дидактичвекие.

Подвижные Музыкальные

Учебно-предметные дидактические.

 

Досуговые игры

Интеллектуальные

Забавы Развлечения Театральные  Празднично-карнавальные Компьютерные

Игры народные, идущие от исторических традиций, относа

Обрядовые игры

Культовые

Семейные

Сезонные

 

Тренинговые игры

Интеллектуальные

Сенсомоторные

Адаптивные

 

Досуговые игры

Игрища Тихие

Забавляющие Развлекавшие


 

С точки зрения отношения  детей к игре Партен выделила б типов поведения и соответственно 6 видов игр дошкольников.

1. Неигровое поведение: ребенок  не играет, но занят чем-то таким:, что вызывает у него быстро проходящий интерес.

2. игра-наблюдение: ребенок наблюдает,  как играют другие, часто задает  им вопросы, что-то советует, но  сам редко вступает в игру.

3. Игра в одиночестве: ребенок  играет е игрушками один, только  изредка заговаривая с другими  детьми.

4. Параллельная игра: ребенок играет  один, однако е непосредственной  близости от других играющих  детей.

5. Связанная игра: ребенок общается  со сверстниками, занятыми сходной  игрой, но каждый поступает  так, как ему хочется. Типичным  для таких ситуаций является  не совместная игра, а лишь  обмен игрушками.

6. Совместная игра: дети объединяются  в группы для достижения какой-либо  общей цели или получения определенного  результата.

Партен сделала вывод, что первые три типа (так называемые изолированные игры) более характерны для детей в возрасте от одного года до трех лет, а социальные игры (связанные и совместные) - для дошкольников. Увеличение количества групповых игр и игр с воспроизведением бытовых жанровых сценок (драматических игр) у старших дошкольников связано, по всей вероятности, с их более развитой способностью переключать внимание с себя на других и осознанием сопричастности к делам сверстников.

В советской педагогике фундамент  теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей  заложен исследователями - Е.А.Флериной, Е.И.Тихеевой, Е.А.Аркиным (20-30-е годы); позднее игре были.посвящены работы Р.Я.Лехтван-Абрамо-вич, Ф.И.Фрадкиной, Н.Ы.Аксариной, А.П.Усовой, Д.В.Менджериц-кой, Р.И.Жуковской, Т.А.Марковой. В 70-е годы появились публикации по этой проблеме таких ученых, как Р.А.Йванкова, Н.Я. Ыихайленко, В.И.Чудакова и др. Последнее время уделяется внимание проблеме формирования игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста в исследованиях С.Л.Новоселовой, С.В.Зворыгиной, А.А.Парамоновой, Н.Н.Палагиной и др.

46 Сюжетно-ролевая игра дошкольника.

Проблемами сюжетно-ролевой игры занимались Д.Б.Эльконин, Д.В.Мвнджерицкая, П.Г.Саморукова, Н.Е.Михайленко, Е.В.Зворыгина и другие. Сюжетно-ролевая игра является одним из средств умственного воспитания, которое заключено в формировании символических действий.

Характерной особенностью игры является применение в ней предметов-заместителей, взятие на себя роли. В игре происходит углубление анализа отображаемых явлений. В сюжетно-ролевой игре формируются нравственные качества личности (настойчивость, ответственность, доброта, честность, самостоятельность и т.д.), коллективные взаимоотношения (умение согласовывать действия). Дети приобретают эмоциональный опыт: сопереживание, переживание. Чувства детей в игре, связанные с проявлением инициативы, творчества, близки эстетическим чувствам - это говорит о том, что сюжетно-ролевая игра является средством эстетического воспитания. Сюжетно-ролевая игра оказывает влияние на физическое развитие детей: совершенствуются разнообразные движения.

Сюжетно-ролевая  игра - основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, сюжет, роли.

Информация о работе Дошкольная педагогика