Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 00:24, курсовая работа
духовно-нравственное развитие в условиях современного российского общества
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». [38, ст.345]
В научной
литературе указывается, что мораль
появилась на заре развития общества.
Определяющую роль в ее возникновении
сыграла трудовая деятельность людей.
Без взаимопомощи, без определенных
обязанностей по отношению к роду
человек не смог бы выстоять в борьбе
с природой. Мораль выступает как
регулятор взаимоотношений
Сегодня духовное воспитание - одно из самых востребованных понятий. Лишь через овладение наукой о нравственности человек может приобрести спокойствие души; духовность – это высшая ценность, качество, достижение человека; существует взаимообусловленность духовности и ценностей; человек, благодаря вложенной в него идее, может развиваться и достигать совершенства.
В современной психологии под духовностью понимается индивидуально выраженная в системе мотивов личности потребность познания окружающего мира, а под душевностью – отношение человека к окружающему миру. В научно-исследовательской литературе понятие «душевность» и «духовность» различаются как по смыслу, так и по значимости.
Душевность – это чувственный мир, к которому относятся сочувствие, сопереживание, сострадание, мотивы поступков, а духовность является ценностным содержанием сознания. Получается, что душевность – это та же ценность, представленная в переживаниях и чувствах.
Духовное воспитание в педагогике – это формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Основными и обязательными условиями формирования нравственной личности является: формирование у воспитанника воли, морального сознания, долга, чести и достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений; создание внутренней направленности убеждений; нравственные знания, мотивы и побуждения должны обязательно подкрепляться нравственным поведением личности; нравственное воспитание должно быть направлено на постижение высшего смысла жизни: добро, любовь, справедливость; работа по нравственному воспитанию должна начинаться в дошкольном детстве со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек; эффективным средством нравственного воспитания является коллектив, где воспитанник имеет возможность на собственном опыте проверить свои знания, представления и привычки нравственного порядка; обеспечить переход внешних моральных требований во внутренние требования личности к себе.
Одной
из главных задач духовно-
В концепции
духовно-нравственного
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Такой идеал обоснован — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. (Федеральный Государственный образовательный стандарт).
1.2
Особенности духовно-
Воспитание и социализация, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Духовно-нравственное развитие предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Психологи
установили, что младший школьный
возраст характеризуется
Именно
в этом возрасте возникают большие
возможности для
На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта.
Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность.
Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации:
1. Организация образовательного процесса. Здесь важны:
• новизна, практическая значимость подаваемого материала;
• четкое структурирование;
• логичное, яркое, контрастное выступление;
• ритмичное
чередование видов
• опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности.
2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.
3. Проблемные
ситуации. Противоречивость материала
дает эффект удивления и
4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.
Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.
В связи с этим представляет интерес ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации. На уроках используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий.
Развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует и дополнительное образование во внеурочной деятельности.
Глава II. Экспериментальное исследование средств диагностики духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста.
2.1.
Методика организации
и проведения опытно-
«Личность
ученика сложна и многогранна. Поэтому
изучить его можно лишь при
условии применения разнообразных
методов, и не изолированно один от
другого, а в тесной связи и
взаимодействии» – пишет
Особенность духовно-нравственного развития ребёнка в том, что его «результат», как таковой, очень сложно зафиксировать. В самом деле, не существует таких методик, с помощью которых объективно и со стопроцентной точностью можно было бы определить уровень духовно-нравственного развития учащегося. Представление о духовном уровне человека может сформироваться путем живого общения с ним, причем продолжительного, охватывающего разные этапы его жизни и развития, а также с помощью комплексного применения самых различных методов изучения, проективных и диагностических методик.
Еще одна проблема – то, что духовно-нравственное развитие – процесс динамический, непрерывный, не прекращающийся на протяжении всей жизни человека. Соответственно, о конечном его результате судить практически невозможно, так же как и зафиксировать таковой.
Однако
существует несколько методик, применяемых
в современной психолого-
Методика « Цветик – семицветик» (В.И. Петрова.)
Эта методика
не формирует непосредственно