Духовно-нравственное развитие школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему духовного и гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активной личностью, полноправным субъектом жизнедеятельности, то есть осознавать, реализовывать и развивать свои мотивы и потребности, цели и идеалы в соответствии с ценностями гражданского общества.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 641.docx

— 52.90 Кб (Скачать файл)

 

Третий уровень результатов — получение  школьниками   опыта самостоятельного общественного действия, формирование у  школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.  

 

 

  

 

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

-на первом уровне  воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания  как учения являются не столько  научные знания, сколько знания  о ценностях;

-на втором уровне  воспитание осуществляется в  контексте жизнедеятельности школьников  и ценности могут усваиваться  ими в форме отдельных нравственно  ориентированных поступков;

-на третьем уровне  создаются необходимые условия  для участия обучающихся в  нравственно ориентированной социально  значимой деятельности и приобретения  ими элементов опыта нравственного  поведения и жизни.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.   

 По каждому  из заявленных направлений духовно- нравственного развития и воспитания, обучающихся  планируется достижение следующих результатов:   

1) Воспитание  гражданственности, патриотизма, уважения  к правам, свободам и обязанностям  человека:

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

опыт социальной и межкультурной коммуникации;

соответствующие возрастному развитию  представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.    

2) Воспитание  нравственных чувств и этического  сознания: 

Соответствующие возрастному развитию  представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

уважительное отношение к традиционным религиям;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.  

3) Воспитание  трудолюбия, творческого отношения  к учению, труду, жизни:

ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

ценностное и творческое отношение к учебному труду;

элементарные представления о различных профессиях;

соответствующие возрасту  навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

индивидуальный  опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

потребности и индивидуальные  умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.   

4) Формирование  ценностного отношения к здоровью  и здоровому образу жизни:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; 

личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

идивидуальные  представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.   

5) Воспитание  ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое  воспитание):

ценностное отношение к природе;

индивидуальный  опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

личный  опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.    

6) Воспитание  ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об  эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): умения видеть красоту в окружающем мире; 

умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; 

опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; 

опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.    

 

 

   Основные результаты  духовно-нравственного развития  и воспитания учащихся оцениваются  в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами  будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.   

 

РАЗДЕЛ 6. Контроль и оценка качества воспитания младших школьников 

 

Оценка качества воспитания в нашем образовательном учреждении осуществляется в целях поиска в решении проблем воспитания  школьников, а также совершенствования воспитательной деятельности педагогов. Данная оценка является не оценкой конкретного ребенка, а самооценкой воспитательной деятельности школы;  на базе  неперсонифицированных методик и используется для выявления проблемного поля школьного воспитания.

Качество воспитания в школе можно оценить по трем основным направлениям. 

 

6.1. Качество результатов воспитания  школьников. 

 

Оценка качества результатов воспитания  школьников производиться путем сопоставления поставленных в каждом классе целей воспитания и реально полученных результатов, фиксируемых педагогическим наблюдением и при помощи разработанного опросника «Личностный рост»

Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания школьников направлен на выявление следующих параметров:

- уровень сформированности  личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников  с использованием методики «Я разный».

- уровень сформированности  социальной культуры через диагностику  нравственных представлений младших  школьников (Адаптированный вариант  теста «Размышляем о жизненном  опыте» для младших школьников (составлен доктором педагогических  наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым), диагностику проводит зам.директора  поУВР;

- уровень сформированности  семейной культуры через диагностику  семейных ценностей и представлений  учеников, (анкета «Я и моя семья»);

- уровень нравственного  развития и воспитания школьников, диагностику проводит классный  руководитель (субъективный тест  классного руководителя, предложенная  М.И. Шиловой . 

 

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников  школы, относятся:

ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.). 

 

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика. 

 

 

  

 

6.2. Качество  воспитательной деятельности педагогов. 

 

 

 Критерием качества является  грамотность организации педагогами своей воспитательной деятельности, которую можно оценить по следующим показателям:

- соответствие цели  воспитательной деятельности педагога  актуальным проблемам воспитанности  школьников;

- соответствие форм  и содержания воспитательной  деятельности педагога поставленным  целям;

- использование  педагогом воспитательного потенциала  учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности школьников;

- формирование педагогом  воспитывающих детско-взрослых общностей.  

 

6.3. Качество управления воспитательным  процессом. 

 

Для оценки качества управления воспитательным процессом используется критерий реализации в сфере воспитания основных управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Сама же оценка производится по следующим показателям:

-планирование воспитательной  работы на основе изучения  проблем воспитания в образовательном  учреждении и с привлечением  различных представителей школьного  сообщества;

- четкое распределение  прав, обязанностей и сферы ответственности  между педагогами, организующими  воспитательный процесс в образовательном  учреждении, а также понимание  ими своих должностных инструкций;

- поддержка профессиональной  мотивации педагогов-воспитателей  со стороны администрации образовательного  учреждения;

- осуществление  грамотного общешкольного контроля  и проблемно-ориентированного анализа  состояния воспитания в образовательном  учреждении. 

 

Осуществляет оценку директор образовательного учреждения совместно с представителями органа управления образованием или методического центра. Основной используемый метод - это экспертиза.  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 


Информация о работе Духовно-нравственное развитие школьников