Жизнь и творчество Марии Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель личностно-ориентированной модели воспитания – содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувство радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка.
Ожидаемый результат – расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив.
К условиям личностно-ориентированного подхода к ребенку отвечает альтернати-вная система Марии Монтессори, которая пройдя столетний путь не только сохранилась в авторском варианте, но и усилила свои позиции заняв определенную нишу в мировом педагогическом процессе.

Вложенные файлы: 1 файл

Мария Монтессори (курсовая).doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)
  1. Ребенок должен учиться в процессе собственной деятельности.
  2. Ему должна быть предоставлена свобода мышления, он должен удолетворять собственные запросы.
  3. Его выбор не должен становиться под вопрос, так как педагог должен удолетворять запросы ребенка, а не навязывать их.

 В качестве ведущих  дидактических принципов, наряду  с индивидуализацией обучения, М.Монтессори  выделяла и такие, как:

- краткость (педагогу необходимо «тщательно взвешивать и учитывать каждое слово»);

- простоту и объективность, под которой понималась способность педагога быть незаменимым и сосредоточивать все внимание детей на объекте познания;

- наблюдение, при котором  определялись такие ведущие организационно  – дидакти-ческие принципы, как  сотрудничество детей в разновозрастных группах (с разницей до 3-х лет).

Здесь Монтессори опиралась  на опыт семейного воспитания, где  постоянно осуществляется взаимное обучение детей;

- свобода передвижения (при обязательном соблюдении правил внутренней дисциплины, самоорганизации и порядка);

- «автономия» и самостоятельность,  т.е. право ребенка на свой темп работы и специфические способы овладения знаниями.

- тесная органичная  связь между дошкольным и школьным обучением (что достигалось путем «открытых дверей», когда дети из младших групп свободно могли входить в старшие).

Есть и другая классификация, по которой Стэндинг (1962) укладывает всю педагогическую систему М.Монтессори в следующие пять принципов.

  1. Дети способы к длительной непрерывной концентрации, если живо заинтересованы в своей работе.
  2. Дети любят порядок и особенно наслаждаются повторением тех действий, которыми уже овладели в совершенстве.
  3. Дети, предпочитают работу игре, дидактические материалы – игрушкам.
  4. Чтобы заинтересовать детей, награда и наказание необязательны.
  5. Ребенок обладает чувством глубокого личного достоинства, которое легко ранить.

 Мария Монтессори писала: «Чтобы оценивать детство и быть справедливым по отношению к ребенку, мы должны сами учиться у этого ребенка. Дети были моими учителями. Только непосредственное наблюдение за детьми, которым предоставлена полная свобода, открыла мне определенные законы их внутренней жизни, которые, как я позже обнаружила, имеют общие черты для всех.»

 Именно сейчас, в  наше время, особую ценность  приобретает утверждение Марии Монтессори, что «изучение любого предмета надо начинать с изучения самого ребенка».

 Лишь детское любопытство  может постепенно разбудить интерес,  вызвать энтузиазм, основанный  на эмоциях. Очень важно, чтобы  ребенок полюбил все, что он  учит, так как его интеллектуальный и эмоциональный рост тесно связаны. Мария Монтессори отмечала: «Все, что бы ни представляли ребенку, должно быть краси-вым и ярким, поражающим его воображение и чувства; если удастся зажечь любовь к предмету, все проблемы, стоящие перед обучающими и обучающимися, исчезнут». Чувственное восприятие, по М.Монтессори, составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни. Она говорила, что воспитание органов чувств состоит не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он уточнял свои чувства, упражняя ими внимание, сравнения и суждения о предметах. Конечной целью таких упражнений является не знание, а верные и точные пути – навыки распознания.

 Секрет хорошего  обучения и развития, по Монтессори, состоит в том, чтобы предс-тавить интеллект ребенка как плодородное поле, где могут быть посеяны семена, которые могут расти под теплом пылающего воображения. Цель, таким образом, не просто заставить ребенка что – то понимать, и еще меньше – принудить его запоминать то – то и то – то , но в том, чтобы заставить звучать его сокровенные струны.

Наше время требует  новых подходов к работе с детьми. Чтобы они легче адаптировались к последующей взрослой жизни, нужно, чтобы еще в раннем возрасте максимально использовались и развивались заложенные в детской голове, душе, сердце великие потенциальные природные возможности. И потому закономерен сегодняшний заказ любого цивилизованного общества – стучаться именно в душу ребенка, будить и развивать весь его чувственный опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Цель и  сущность метода М. Монтессори.

 Помоги мне это сделать самому!

- одна из главных  целей, которую можно определить  даже как девиз всей педагогики  Монтессори.

 Воспитание по Монтессори  отмечено, глубоким уважением и даже благоговением перед ребенком. Детей здесь нельзя рассматривать как маленьких взрослых или как  Еще – Не – Взрослых, а только в соответствии с их своеобразием, особенностями всего комплекса детского бытия. «Дети – другие, т.е. совсем не такие, как о них думают взрослые», - эта мысль М.Монтессори постоянно напоминает нам, что недопустимы любые формы угнетения детей взрослыми. Как раз наоборот им надо дать свободу пространства и свободу действий.

  М.Монтессори убеждена, что в ребенке от рождения  заложен план построения его души, и поэтому он в принципе сам способен построить себя как Человек, окружающий мир может и должен лишь обеспечить его «материалом», а взрослые при этом призваны ощутить и помочь ребенку не пропустить его потребности к развитию (особенно его сензитивные периоды).

 Отсюда вторая цель  – постулат:

 Принять во внимание  и направить на благо ребенка  сензитивные периоды его внутреннего  построения личности.

 Из этого тезиса  о «внутреннем плане построения»  личности без сомнения следует,  что окружающий мир по своему значению в деле воспитания ребенка отступает на более дальний план. Тем самым сужаются и возможности прямого педагогического воздействия на ребенка, в то время как большее значение отводится непрямому образовательно – воспитательному воздействию. Монтессори понимает свою педагогику как обращенную ко всем возрастным категориям «Помощь личности в завоевании права на независимость». Она развила «педагогическую систему самовоспитания ребенка в дидактически подготовленной среде». Ее материалы с одинаковым успехом можно применять в работе с детьми и дошкольного, и школьного (вплоть до 7 класса) возраста, потому что весь их дидактический и логический смысл ориентирован не на возрастной отрезок, а на «сензитивные фразы».

 Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию и самообучению, к саморазвитию. Задача воспитателя – помочь ребенку организовать свою деятельность, найти свой уникальный путь, реализовать собственную природу.

 В статье «Место человека в творений М. Монтессори подчеркивала: «Секрет воспитания – в распознании и наблюдении божественного в человеке, необходимо знать, любить это божественное и служить ему. Помогать и сотрудничать с позиции творения, а не творца. Необходимо сделать две вещи: дать знание Бога и всего религиозного; распознавать внутренние силы ребенка, восхищаться ими и служить им; самим же скромно сидеть в стороне с намерением сотрудничать так, чтобы перед нами постоянно была личность ребенка с этими внутренними силами. Вот это должно быть основой воспитания… Мы должны увидеть диво, сокрытое в ребенке и помочь ему это диво раскрыть».

 В 1948 году М.Монтессори  писала: «… только индивидуальная  деятельность формулирует и осуществляет  развитие ребенка, и это в  равной степени относится как к малышам дошкольного возраста, так и школьникам младших и более старших классов.

 Поэтому я полагаю,  что все преобразования в сфере обучения должны ориентироваться на развитие личности. В центре обучения следует поставить самого человека. При этом необходимо помнить, что умственное развитие начинается не в стенах университета, а с момента рождения, и наиболее интенсивно оно протекает в первые три года жизни. Именно в этом период, более чем в какой – либо другой, детей необходимо окружить неусыпной заботой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Впитывающее  мышление.

Мария Монтессори осуществила  переворот в представлениях о  возможностях и способностях детей  младшего возраста. Интерес к развитию школы, процессу обучения позволил ей глубоко изучить классно – урочную систему в школе и на основании этого прийти к выводу, что она тормозит развитие ребенка. Многолетний опыт работы с детьми позволил разработать альтернативную дидактическую систему, основанную на следующих постулатах (аксиомах).

  1. Чтобы воспитывать и обучать человека, его необходимо знать.
  2. Чтобы знать человека, его нужно изучать.
  3. Чтобы изучать, надо наблюдать.
  4. Чтобы человека наблюдать, он должен быть свободен в самопроявлениях.

 Педагогика Монтессори  носит гуманный и развивающий характер.

 В основе альтернативной  образовательной системы М.Монтессори  лежит философ-ская идея: каждый  ребенок рождается со своим  внутренним потенциалом и зависит  от среды, в которой он находится.  Мария Монтессори считала, что  ребенок обладает важным свойством – «впитывающим умом», умением запечатлевать увиденное, за – поминать спонтанно сигналы из окружающей обстановки.

 Ребенок впитывает  образы окружающего мира, предоставляемые  его органами чувств, бессознательно  и неустанно. Мышление ребенка  Монтессори сравнивает с губкой, впитывающей воду. Точно так же, как губка впитывает любую воду – чистую и грязную, прозрачную, мутную или подкрашенную, -детский разум абсорбирует образы внешнего мира, «не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные» и т.д. Особое значение приобретает в этой связи предметная и социальная среда, окружающая ребенка. Взрослый должен создать для ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами.

 В процессе развития  разум ребенка постоянно трансформируется в разум взросло-го. Становясь сознательным существом, «человеком разумным», ребенок теряет уникальную способность мышления естественно и без усилий абсорбировать знания  о внешнем мире. «Он бессознательно вбирает в себя все и постепенно переходит от бессознательного к сознательному по пути, полному радости и любви». – пишет Монтессори.

  М.Монтессори выделяла  две фазы «впитывающего ума»:

1 от рождения до 3-х лет – бессознательное «впитывание»;

2. от 3-х до 6-ти лет  – осознанное «впитывающее мышление».

 В период от 0 до 3 лет малыш впитывает свое  окружение через инстинктивное  развитие чувств: зрения, слуха,  осязания, обоняния. На бессознательном  Уровне его разум впитывает  в себя все оптические, акустические, тактильные впечатления, язык, движения, культуру, отношения к нему людей.

 В период от 3 до 6 лет ребенка можно назвать  активным строителем самого себя. Малыш хочет много и разнообразно  двигаться, работать руками, пополнять  свой словарный запас. У ребенка  развивается независимость от  взрослого.

После 6 лет ребенок  становится исследователем окружающего  мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Сензитивные  периоды и их общие характеристики.

 Периоды повышенной  чувствительности и восприимчивости  у животных впервые заметил  голландский ученый Куго де Фриз; Монтессори удалось констатировать такие «сензитивные периоды» в развитии детей и сделать их полезными для целей воспитания. Де Фриз обратил внимание на вид гусениц, которые в первые дни своей жизни в состоянии питаться только нежнейшими листочками на концах веток. Бабочка, однако, откладывает яица прямо с противоположной стороны, а именно там, где ветка вырастает из ствола дерева, т.к. это место защищено. Молодая гусеница наделена сильной чувствительностью к свету. Свет притягивает ее, и она ползет по направлению к самой сильной освещенности, пока не окажется на конце ветви и не найдет там нежные листочки, которыми сможет утолить свой голод. Оказывается, что гусеница сразу по окончании этого периода, как только она может питаться более грубой пищей, теряет свою чувствительность к свету. Выполнив свою функцию, инстинкт угасает. Это не означает, что гусеница стала невосприимчива к свету, т.е. ослепла – она больше не обращает на него особого внимания.

 Возникает вопрос  «Что же такое сензитивные периоды?» Это периоды особой чувствительности и восприимчивости к определенным видам и способам деятельности и поведению вообще. Именно в этот период легко и радостно усваивается любой навык поведения, овладение каким – то новым умением. 

 «На основе этой восприимчивости, - писала М.Монтессори, - ребенок способен создать особенно интенсивную взаимосвязь между собой и внешним миром, и с этой точки зрения все становится для него легким, вдохновляющим, живым. Каждое усилие оборачивается увеличением силы. Как только одно из этих духовных пристрастий ослабевает, зажигается другое пламя, и так ребенок движется от одной победы к другой, в беспрестанном вибрировании жизненной силы, которое нам известно и которое мы называем «радостью и счастьем детства».

Информация о работе Жизнь и творчество Марии Монтессори