Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:21, курсовая работа
Цель личностно-ориентированной модели воспитания – содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувство радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка.
Ожидаемый результат – расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив.
К условиям личностно-ориентированного подхода к ребенку отвечает альтернати-вная система Марии Монтессори, которая пройдя столетний путь не только сохранилась в авторском варианте, но и усилила свои позиции заняв определенную нишу в мировом педагогическом процессе.
Сензитивные периоды
служат для того, чтобы ребенок
имел возможность развить
Сензитивные периоды
являются универсальными, т.е. возникают
в процессе развития всех
К основным сензитивным периодом (СП) относятся:
- СП развития движений (0 до 4 лет);
- СП порядка (от2 до 3 лет);
- СП развития речи и языка (0 до 6 лет);
- СП сенсорного развития (0 до 6 лет);
- СП интереса к маленьким предметам (от 1 года до 2 лет);
- СП социального развития (от 2 до 6 лет).
1. Сензитивный период развития речи.
- от 4,5 мес. До 1 года – учатся подражать звукам, тренируют речевой аппарат (пуская пузыри, слюни и т.п), располагают звуки друг за другом;
- 1 год – сознательно выговаривают определенные слова, четка знают, что речь
что-то означает, но еще не могут ею воспользоваться;
- от 1 года до 2 лет –
лавинообразное наращивание
- с 1,5 лет – ребенок
в состоянии грамматически
- с 2 лет – растет
словарный запас, появляется
- с 2,5 до 3 лет – полоса эгоцентрической речи (ребенок говорит сам собой, проговаривая все, о чем думают и что делают);
- с 3,5 до 4 лет – осознанно употребляет речь, с ее помощью решает проблемы.
У ребенка возникает желание узнавать символьное обозначение звуков (буквы), умение их складывать;
- 4 – 4,5 года при
правильной организации
- к 5 годам у ребенка формируется умение читать.
2. Сензитивный период воспитания порядка.
«Ребенок в хаосе мира желает найти что-то неизменное».
Наивысшая точка наблюдается в 2 – 2,5 года. Ребенок требует внешнего порядка в окружающей его среде, ставит на место предметы, почти ритуально выполняет действия. В этот период жизни ребенка подчинена определенному внешнему и внутреннему ритму. Монтессори пишит о том, что в раннем детском возрасте человеческая душа узнает свое окружение, сначало ориентируясь по элементам его, а в дальнейшем она завоевывает это окружение лишь по мере надобности.
Внешний порядок основа внутреннего порядка взрослой жизни: порядок в мыслях, логика в поступках, умение классифицировать, законопослушание, нормы морали и этикета:
а) Порядок в родительском доме. Главное это неизменное соотношение между предметами:
- определенные формы отношений между людьми и предметами (здороваться с окружающими, правильно пользоваться столовыми приборами и т.д);
- ребенок утром должен
увидеть свои вещи и игрушки
в порядке и на обычном месте,
- переезд на новое место жительства могут вызвать сильнейший стресс.
б) Порядок во времени:
- выработанный до 1 года режим должен соблюдаться до 3 лет (запуск внутренних часов);
- понятие «режим времени» должно быть превыше желаний ребенка.
в) Порядок в поведении взрослого.
- требования, предъявляемые
ребенку, должны быть
- требования должны предъявляться в определенной последовательности;
- правила должны соблюдаться
и взрослыми. Аморально
3. Сензитивный период манипулирования и восприятия маленьких предметов.
Ребенок усваивает,
что нечто большое может
мелкое – на мельчайшие. В этом периоде ребенку необходимо давать игрушки не ломающиеся, а разбирающиеся на более мелкие детали, которые потом опять собираются в одно целое. Т.о. опробываются операции анализа и синтеза: из целого – часть, из частей – снова целое.
4.Сензитивный период развития органов чувств.
С помощью дидактических материалов можно развивать эти чувства до предела. Главная задача – создать свободные условия, чтобы ребенок сам мог выбирать то, что необходимо ему в данный момент.
5. Сензитивный период норм социального поведения.
Ребенку необходимо научиться находить в обществе, для этого педагог использует и речь, и механизм подражания, и упражнения навыков социальной жизни, и беседа, и ролевая игра.
6.Сензитивный период развития движений и действий.
Движение – необходимый
результат для правильного
Из упражнений в
движении можно выделить «
Отработка правильного движения:
- хождение по эллипсу;
- хождение с флагом;
- хождение со стаканом, наполненным водой;
- хождение с подносом и находящимися на нем предметами;
- перенос предметов на голове.
1.7. Поляризация
внимания и нормализация
Наблюдая за детьми
3 – 6 лет в условиях их свободной
работы в подготовленной среде,
Постепенно подобную концентрацию внимания стали проявлять все дети, которым дали возможность самостоятельно заниматься выбранной деятельностью с материа-лом. Монтессори назвала такую концентрацию «поляризация внимания», именно ее считала необходимым условием и одновременно признаком начала глубоких позитивных изменений, происходящих в ребенке, - началом процесса нормализации поведения. К чертам нормального поведения ребенка 3 – 6 лет Монтессори относит умение концентрироваться, сосредотачиваться работая; заниматься самостоятельной деятельностью. «Нормализованный ребенок» социален: он дружелюбен по отношению к взрослым и другим детям, коммуникабелен; готов помочь; дисциплинирован, поскольку умеет владеть собой. Для сильных детей с «отклоняющим поведением» характерны капризы; вспышки гнева; агрессия, направленная на других детей, на взрослых, на окружающие предметы; эгоизм; зависть, проявляемая как попытка отнять у других то, что те имеют; невнимание; проблемы с координацией движения, беспорядочное мышление, перескакивание мыслей с одного на другое; стремление создавать шум; жестокость по отношению к слабым детям и животным. Слабым детям более свойственны вялость, медлительность, пассивность; попытки заставить других работать на себя; страхи, стремление постоянно находиться рядом со взрослым; ложь как пассивная форма защиты; воровство как попытка незаметно присвоить то, что ему не принадлежит. Такие дети легко впадают в скуку.
Основными причинами
возникновения нарушений в
1.8. Организация предметно –развивающей среды по методу Монтессори.
Обучение детей как таковое не являлось для М.Монтессори делом принципиальным. Она считала, что для получения образования достаточно создать такую развивающую среду, где дидактический материал выбирал бы не учитель, а сам ребенок и он же определял время работы с этим материалом и контролировал свои ошибки.
Как не должна быть устроена такая специально подготовленная среда?
На основе многолетних наблюдений М.Монтессори делает вывод о том , что существует совершенно определенное число материалов, достаточных для культурного развития детей, фундаментальным является требование иметь в классе только один образец данного типа. В подготовительную среду входят материалы, помогающие развитию ребенка в самых разных направлениях культуры.
Это материалы для освоения навыков обыденной жизни, специальные пособия для развития сенсомоторики, речи, письма и чтения, математических способностей. Большая часть материалов служит «космическому воспитанию», т.е становлению самосознания и мировосприятия.
Подготовленная среда учитывает моторные потребности ребенка. Она как бы подталкивает его к спонтанным действиям, развивающим и совершенствующим координацию движений и концентрацию внимания. Казалось бы, чего проще взять с полки поднос со стеклянными кувшинчиками наполненными водой, и перенести его на свой рабочий стол. Но в этих нескольких шагах как раз и содержится развитие движений и внимания, составляющих основу саморазвития. Все материалы, предложенные М. Монтессори для подготовленной среды детских садов и начальной школы, по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к
миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов. Материалы и их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым М.Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок сего индивидуальными и социально – эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.
Дидактические материалы
Для ребенка Монтессори – материал есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.
В созданной согласно
Материалы отвечают
движений. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития.
Через самостоятельное
Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.