Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:21, курсовая работа
Цель личностно-ориентированной модели воспитания – содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувство радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка.
Ожидаемый результат – расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив.
К условиям личностно-ориентированного подхода к ребенку отвечает альтернати-вная система Марии Монтессори, которая пройдя столетний путь не только сохранилась в авторском варианте, но и усилила свои позиции заняв определенную нишу в мировом педагогическом процессе.
Упражнения в сенсомоторике.
В деле воспитания воспитания чувств нет ничего важнее, считала М.Монтессори, чем вступить в сотрудничество с природой, подчиниться одному из ее законов, гласящему, что развитие ребенка осуществляется посредством освоения им окружающего мира. И главным инструментом в этой работе являются его собственные чувства, острая интуиция – драгоценный подарок природы каждому появляющемуся на свет человеку. Чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие.
Человек появляется
на свет с уже вполне
специальные материалы, с помощью которых ребенок мог бы самостоятельно тренировать свои органы чувств.
Создавая эти дидактические
материалы, М.Монтессори
«Воспитание чувств надо начинать методически, с младенческого возраста, и продолжать его во весь период обучения, который подготовляет индивида к жизни в обществе. Сенситивный период сенсорного развития длится обычно от 0 до 5, 5 лет.
М.Монтессори считала, что воспитание чувств состоит не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он утончал (именно этот термин она употребляла) свои чувства, упражняя ими внимание, сравнения и высказывая суждения о предметах. Конечной целью таких упражнений являются не знания, а верные и тонкие пути к нему – навыки распознавания.
Как же помочь малышу совершить эту удивительную работу по «уточнению» собственных чувств? Прежде всего доверимся природе. Позволим ребенку делать все, что удолетворит его неустанную потребность в общении с ней.
Классифицируя сенсорные материалы в книге «Метод научной педагогики», Монтессори выделяет материалы для воспитания тактильного, термического, барического, стереогностического чувства, вкуса, обоняния, слуха и зрения.
Перечислим основные
группы сенсорных материалов
согласно современной
- материалы для различения
размеров и развития глазомера:
- материалы для различения цветов и их оттенков: цветные таблички;
- материалы для различения формы плоских фигур: «геометрический комод»;
- продвинутые материалы
для различения размеров и
формы плоских фигур и
2. материалы для развития осязания: доски для ощупывания А, В и С, шершавые таблички, ткани;
3. материалы для развития
слуха: шумящие коробочки,
4. материалы для развития чувства тяжести: весовые таблички;
5. материалы для развития
чувства тепла: тепловые
6. материалы для развития обоняния: коробочки с запахами;
7. материалы для развития вкуса: вкусовые баночки;
8. материалы для развития стереогностического чувства: геометрические тела, сортировка, волшебный мешочек.
М.Монтессори подчеркивала,
что процессы различения, группировки
и обозначения внешних
устанавливают этот порядок
работы. И порядок спонтанно
Упражнения в развитие математических представлений.
Ребенок движется от восприятия конкретных предметов, сравнивая их друг с другом, к построению рядов от большего к меньшему, от длинного к короткому. При этом он действует сообразно интенсивно развивающимся в этот период его жизни чувствами: зрению, слуху, осязанию и др. Детский ум одновременно впитывает многообразный сенсорный и моторный опыт, развивая при этом математические способности. Для большинства маленьких детей математика является такой же близкой и естественной, как, например, речь. Ребенок учится считать и решать примеры почти так же легко, как грамотно говорить, читать и писать. Даже если специально не заниматься с ребенком математикой, а просто окружить его предметами, которые можно пересчитывать и выстраивать в логической последовательности, ребенок будет спонтанно развивать свои математические способности.
Ничто так не
развивает разум ребенка, как
воспитание чувств. Хорошо развитая
сенсорика – основа для
М.Монтессори называла
свою педагогику системой
Среди классических сенсорных материалов М.Монтессори существует целая группа, которую принято называть: материалы для подготовки к математике. К ним относят: корзинку с объемными геометрическими телами, цветные цилиндры, 5 коробок конструктивных треугольников, геометрический комод и накладывающиеся геометрические фигуры. Позднее были изобретены биномиальный и триномиальные кубы.
Классические сенсорные материалы М.Монтессори также являются основой для воспитания математического мышления. Это – Блоки цилиндров, Розовая башня, Коричневая лестница, Красные штанги, Цветные таблички, Шершавые дощечки и таблички, Весовые таблички.
Интересно, что
один из центральных
М.Монтессори называла свои
дидактические материалы «
В основу математического образования маленьких детей М.Монтессори ставит концепцию десятичной системы счисления, в которой главным является понимание перехода от одного десятка к другому и принцип групп десятичных разрядов. Для естественного формирования представлений о десятичной системе М.Монтессори создает ряд великолепных по своему дидактическому смыслу математических материалов. Через тактильные ощущения и зрение десятичная система словно «входит» в ребенка, и последующее движение его мысли происходит плавно: от конкретных впечатлений к абстрактным понятиям. Ребенок делает удивительные открытия и одновременно приобретает точность понимания математических явлений.
Основным принципом
предъявления ребенку
Один и с первых
предъявляемых ребенку
Изучение количественных,
а также понимание, что число
состоит из отдельных единиц,
происходит на материале,
Этот материал дает ребенку также понятие одного их значений нуля. Ребенок учится сравнивать числа по их количеству. Действия производятся с помощью руки, а цифровое изображение дано на задней стенке кареток.
Особое место в
математических материалах М.
Математические материалы составлены так, чтобы было ясно видно связь арифметики и геометрии. Красно-синие штанги дают представление о прямой и отрезке, а «Золотой материал» помогает представить единицу – точку, десяток – прямую, сотню – квадрат десяти, тысячу – куб десяти. Математическое образование ребенка в представлениях М.Монтессори – это единый процесс постижения природы и человеческой культуры. А развитие и совершенствование математического мышления – есть развитие и совершенствование человека в целом.
Упражнения в развитии родного языка.
Нет особого периода в жизни ребенка, когда он только и делал бы, что изучал язык. Это происходит каждый день жизни, начиная с самого первого. Развитие речи – процесс естественный, природный, происходящий на основе сенсорного и социального развития. При этом сам механизм речи начинается работать раньше, чем слово обретает в голове ребенка свой смысл.
Малыш чутко прислушивается к речи матери, пытается произносить отдельные звуки, затем его интересу подвергаются слоги, и только потом он начинает
произносить слова. Эти физиологические основания М.Монтессори выдвигает как принципиальные в построении своих методик.
Основным упражнением
в развитии речи служит прежде
всего наглядно-образное
Новые слова вводятся
в лексикон ребенка через
Слова же, которые
не могут быть представлены
предметами (доброта, страх, радость,
грусть и т.д), появляются в детской речи через
ситуативное рассмотрение в конкретном
жизненном эпизоде.