Жизнь и творчество Марии Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель личностно-ориентированной модели воспитания – содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувство радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка.
Ожидаемый результат – расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив.
К условиям личностно-ориентированного подхода к ребенку отвечает альтернати-вная система Марии Монтессори, которая пройдя столетний путь не только сохранилась в авторском варианте, но и усилила свои позиции заняв определенную нишу в мировом педагогическом процессе.

Вложенные файлы: 1 файл

Мария Монтессори (курсовая).doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

Упражнения  в сенсомоторике.

 В деле воспитания  воспитания чувств нет ничего  важнее, считала М.Монтессори, чем  вступить в сотрудничество с природой, подчиниться одному из ее законов, гласящему, что развитие ребенка осуществляется посредством освоения им окружающего мира. И главным инструментом в этой работе являются его собственные чувства, острая интуиция – драгоценный подарок природы каждому появляющемуся на свет человеку. Чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие.

 Человек появляется  на свет с уже вполне сформированными  органами чувств, но еще не способными к активному функционированию. Умению пользоваться своими ощущениями ему предстоит научиться. Никому, кроме М.Монтессори, не удалось с такой необычайной точностью придумать дидактические пособия,

 

специальные материалы, с помощью которых ребенок мог бы самостоятельно тренировать свои органы чувств.

 Создавая эти дидактические  материалы, М.Монтессори преследовала  две цели: биологическую и социальную. С биологической точки зрения она стремилась облегчить естественное развитие ребенка, а с социальной – старалась подготовить его к жизни в окружающей среде.

 «Воспитание чувств  надо начинать методически, с  младенческого возраста, и продолжать  его во весь период обучения, который подготовляет индивида  к жизни в обществе. Сенситивный  период сенсорного развития длится обычно от 0 до 5, 5 лет.

М.Монтессори считала, что  воспитание чувств состоит не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму  и различные качества предметов, а в том, чтобы он  утончал (именно этот термин она употребляла) свои чувства, упражняя ими внимание, сравнения и высказывая суждения о предметах. Конечной целью таких упражнений являются не знания, а верные и тонкие пути к нему – навыки распознавания.

 Как же помочь малышу совершить эту удивительную работу по «уточнению» собственных чувств? Прежде всего доверимся природе. Позволим ребенку делать все, что удолетворит его неустанную потребность в общении с ней.

 Классифицируя сенсорные материалы в книге «Метод научной педагогики», Монтессори выделяет материалы для воспитания тактильного, термического, барического, стереогностического чувства, вкуса, обоняния, слуха и зрения.

 Перечислим основные  группы сенсорных материалов  согласно современной классификации,  предложенной Международной ассоциацией  Монтессори:

  1. материалы для развития зрения подразделяются на следующие подгруппы:

- материалы для различения  размеров и развития глазомера:  цилиндры – вкладыши, розовая  башня, коричневая лестница, красные штанги;

- материалы для различения  цветов и их оттенков: цветные  таблички;

 

- материалы для различения формы плоских фигур: «геометрический комод»;

- продвинутые материалы  для различения размеров и  формы плоских фигур и пространственных  тел: «биологический комод», конструктивные  треугольники (5 ящиков), деканомический  квадрат или таблица Пифагора, накладывающиеся геометрические фигуры, цветные цилиндры, биномиальный и триномиальный кубы;

2. материалы для развития  осязания: доски для ощупывания  А, В и С, шершавые таблички, ткани;

3. материалы для развития  слуха: шумящие коробочки, звоночки;

4. материалы для развития чувства тяжести: весовые таблички;

5. материалы для развития  чувства тепла: тепловые бутылочки,  тепловые таблички;

6. материалы для развития  обоняния: коробочки с запахами;

7. материалы для развития  вкуса: вкусовые баночки;

8. материалы для развития стереогностического чувства: геометрические тела, сортировка, волшебный мешочек.

 М.Монтессори подчеркивала, что процессы различения, группировки  и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного порядка и составляют мышление. И если мы хотим помочь ребенку в упорядочивании его сознания, необходимо обустраивать его жизнь так, чтобы он  постоянно сталкивался с потребностью нечто распределить, отобрать, разложить по какому-то принципу, сгруппировать – словом, упорядочить. Практически все сенсорные материалы М.Монтессори обладают этим качеством. Дети строят Розовую башню от самого большого кубика к самому маленькому, они сравнивают и распределяют по цвету или на ощупь таблички, объединяют парами одинаково шумящие цилиндры. Разумеется, сначала, показывая ребенку те или иные предметы, взрослый сам упорядочивает их на глазах у ребенка. Но затем дети многократно и с неизменным энтузиазмом

 

устанавливают этот порядок  работы. И порядок спонтанно впитывается, абсорбируется в их сознание. Внутренний порядок, так необходимый для плодотворного мышления ребенка, устанавливается именно благодаря его спонтанной деятельности со специально подготовленными для этого дидактическими материалами.

Упражнения  в развитие математических представлений.

 Ребенок движется от восприятия конкретных предметов, сравнивая их друг с другом, к построению рядов от большего к меньшему, от длинного к короткому. При этом он действует сообразно интенсивно развивающимся  в этот период его жизни чувствами: зрению, слуху, осязанию и др. Детский ум одновременно впитывает многообразный сенсорный и моторный опыт, развивая при этом математические способности. Для большинства маленьких детей математика является такой же близкой и естественной, как, например, речь. Ребенок учится считать и решать примеры почти так же легко, как грамотно говорить, читать и писать. Даже если специально не заниматься с ребенком математикой, а просто окружить его предметами, которые можно пересчитывать и выстраивать в логической последовательности, ребенок будет спонтанно развивать свои математические способности.

 Ничто так не  развивает разум ребенка, как  воспитание чувств. Хорошо развитая  сенсорика – основа для воспитания  математического мышления.

 М.Монтессори называла  свою педагогику системой раскрытия человеческого потенциала в свободной и самостоятельной деятельности ребенка в специально подготовленной взрослыми развивающей среде. В основе лежит идея опосредованного учения, т.е ребенок определенным образом действует с теми или иными предметами, добиваясь точного их использования (строит Розовую башню или Коричневую лестницу, выкладывает пары цветных табличек, собирает фигуры из конструктивных треугольников), но косвенно, сама того не замечая, учится сравнивать, дифференцировать или объединять, анализировать свои действия.

 

 Среди классических сенсорных материалов М.Монтессори существует целая группа, которую принято называть: материалы для подготовки к математике. К ним относят:  корзинку с объемными геометрическими телами, цветные цилиндры, 5 коробок конструктивных треугольников, геометрический комод и накладывающиеся геометрические фигуры. Позднее были изобретены биномиальный и триномиальные кубы.

  Классические сенсорные  материалы М.Монтессори также являются основой для воспитания математического мышления. Это – Блоки цилиндров, Розовая башня, Коричневая лестница, Красные штанги, Цветные таблички, Шершавые дощечки и таблички, Весовые таблички.

 Интересно, что  один из центральных материалов, помогающих ребенку освоить процесс письма – металлические рамки и вкладыши, также имеет математический смысл.

М.Монтессори называла свои дидактические материалы «материализованными  абстракциями». Что именно она имела  в виду? Ясно: такие понятия, как  «вес», «размер», «форма», «цвет», являются абстрактными, ведь существуют лишь предметы, имеющие вес, размер, форму, цвет. Но с помощью сенсорных Монтессори – материалов ребенок может реально ощутить эти абстрактные понятия и проанализировать их.

  В основу математического  образования маленьких детей  М.Монтессори ставит концепцию десятичной системы счисления, в которой главным является  понимание перехода от одного десятка к другому и принцип групп десятичных разрядов. Для естественного формирования представлений о десятичной системе М.Монтессори создает ряд великолепных по своему дидактическому смыслу математических материалов. Через тактильные ощущения и зрение десятичная система словно «входит» в ребенка, и последующее движение его мысли происходит плавно: от конкретных впечатлений к абстрактным понятиям. Ребенок делает удивительные открытия и одновременно приобретает точность понимания математических явлений.  

 

 Основным принципом  предъявления ребенку математических  материал является принцип восхождения  от конкретного к абстрактному  и их сравнение. Все действия  проигрываются сначала через руку, в бусинах или марках, затем зрительно фиксируется их символы – цифры на карточках, а следом происходит сравнение чисел и цифр (бусин и карт).

 Один и с первых  предъявляемых ребенку математических  материалов – красно - синие штанги. Ребенок сначала просчитывает отрезки на этих штангах рукой, фиксируя в голове порядковую нумерацию. Затем отдельно ему предъявляются карты с цифрами, которые изучаются через трехступенчатый урок. А потом штанги дают возможность ребенку выполнять арифметические действия в пределах десятка и решать нетрудные примеры.

 Изучение количественных, а также понимание, что число  состоит из отдельных единиц, происходит на материале, который  называется «Веретена».

Этот материал дает ребенку  также понятие одного их значений нуля. Ребенок учится сравнивать числа по их количеству. Действия производятся с помощью руки, а цифровое изображение дано на задней стенке кареток.

 Особое место в  математических материалах М.Монтессори  занимает «Золотой материал» - система золотых бусин, объединенных в десятки, сотни и тысячи. Из «золотого материала» и карточек с цифрами, выложенных системно, дети строят на ковриках десятичную систему и производят исчисления: складывают, вычитают, умножают и делят.

Математические материалы  составлены так, чтобы было ясно видно связь арифметики и геометрии. Красно-синие штанги дают представление о прямой и отрезке, а «Золотой материал» помогает представить единицу – точку, десяток – прямую, сотню – квадрат десяти, тысячу – куб десяти. Математическое образование ребенка в представлениях М.Монтессори – это единый процесс постижения природы и человеческой культуры. А развитие и совершенствование математического мышления – есть развитие и совершенствование человека в целом.

 

Упражнения  в развитии родного языка.

 Нет особого периода  в жизни ребенка, когда он только и делал бы, что изучал язык. Это происходит каждый день жизни, начиная с самого первого. Развитие речи – процесс естественный, природный, происходящий на основе сенсорного и социального развития. При этом сам механизм речи начинается работать раньше, чем слово обретает в голове ребенка свой смысл.

 Малыш чутко прислушивается  к речи матери, пытается произносить  отдельные звуки, затем его  интересу подвергаются слоги,  и только потом он начинает 

произносить слова. Эти физиологические основания М.Монтессори выдвигает как принципиальные в построении своих методик.

 Основным упражнением  в развитии речи служит прежде  всего наглядно-образное расширение  словарного запаса ребенка и  разного рода классификации предметного словаря. Основные классификационные группы для детей – это человек, животные, растения. Внутри этих групп можно вычленять многочисленные подгруппы, классы, виды. Материалом для упражнений в развитии речи служат разноцветные коробочки с маленькими предметами, а чуть позже соответственно карточки с их изображением.

 Новые слова вводятся  в лексикон ребенка через трехступенчатый  урок:

  1. Это…
  2. Дай мне…
  3. Что это?

 Слова же, которые  не могут быть представлены  предметами (доброта, страх, радость,  грусть и т.д), появляются в детской речи через ситуативное рассмотрение в конкретном жизненном эпизоде.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Информация о работе Жизнь и творчество Марии Монтессори