Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:21, курсовая работа
Цель личностно-ориентированной модели воспитания – содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувство радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка.
Ожидаемый результат – расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив.
К условиям личностно-ориентированного подхода к ребенку отвечает альтернати-вная система Марии Монтессори, которая пройдя столетний путь не только сохранилась в авторском варианте, но и усилила свои позиции заняв определенную нишу в мировом педагогическом процессе.
Следуя законам антропологии,
облачим в дидактическое платье
потребность ребенка в
следующий шаг – знакомить
его с символьными
Основными материалами служат шершавые буквы, металлические рамки и вкладыши, подвижной алфавит, печатная азбука.
Космическое воспитание.
В основе космического воспитания лежит идея познания человека во всей сложности и многообразии, его места в истории и культуре, идея о том, что все живое на земле имеет час рождения и час смерти, имеет свое продолжение во времени и свой феномен развития. Путь к ним лежит через ощущения себя в
малом и большом мире, через чувствование своего окружения. Дидактический смысл космического воспитания ребенка лежит в плоскости утончения чувственного проживания различных явлений природы, культуры и жизни в социуме.
Программа «Вместе».
Раздел 1. Теоретический базис-основание.
1.1. Общие положения программы «Вместе!»
В основу программы «Вместе!» положена педагогическая концепция в области раннего воспитания итальянского психолога и педагога Марии Монтессори. Она отслеживает право ребенка быть активным, исследовать окружающую среду и развивать свои внутренние силы. Воспитание должно направлять деятельность, но не подавлять ее, среда для этого дает цель и материал. Задача педагога состоит в том, чтобы содействовать, наблюдать, руководить и поощрять, но не вмешиваться, предписывать или ограничивать. Ребенок делает то, что ему угодно, при условии, что это никому и ничему не вредит. Дидактические материалы Монтессори постепенно развивают умственные способности ребенка путем повторных упражнений каждого из его чувств в отдельности и умение различать, сравнивать и обращаться с типическими предметами.
В центре внимания
программы «Вместе!» лежит инди
- разновозрастность как предпосылка взаимообучения и приближенность к семейной обстановке, где воспитываются дети нескольких возрастных групп;
- индивидуализация обучения, что подразумевает тесный контакт между педагогом и воспитанником и сравнение ребенка лишь с собой («я-вчера» и «я-сегодня»);
- автономность воспитывает уважение к окружающему миру и самоуважение;
- альтернатива выбора, ребенок сам выбирает материал, место и длительность работы с ним;
- каждый дидактический
Монтессори-материал устроен
- пример и подражание взрослому;
- работа как процесс
с конечным результатом (у
- соответствие материала социокультурному контексту;
- развитие всех функций ребенка в совокупности во всех областях;
- помощь в развитии
самостоятельности («Помоги
Программа «Вместе!» разработана
для организации
Основные задачи, решаемые этой программой:
- посредством специально
разработанных дидактических
- воспитывать умение
адаптироваться в условиях
Решение этих задач осуществляется в специально подготовленной среде – в групповом помещении выделено 6 зон:
- зона практической жизни;
- сенсорная;
- речевая;
- математическая;
- космическая;
- двигательная.
Все материалы расположены на доступном для ребенка уровне, сгруппированы в определенной последовательности и лежат всегда на строго определенных местах. Они полностью скомплектованы, вымыты и готовы к работе.
Занятия проводятся
индивидуально в форме
1 ступень – название понятия педагогом (это - …);
2 ступень – действие с понятием (дай…, положи …);
3 ступень – называние понятия ребенком.
Если первые две ступени урока направлены на активизацию пассивного словаря, то третья ступень формирует активный словарь.
При работе с материалом придерживаются принципы:
- от простого к сложному;
- от частного к общему;
- от конкретного к абстрактному;
- последовательность подачи материала;
- соответствие материала возрасту.
Подготовительным этапом к проведению занятий служит ряд предварительных упражнений. Они включаются в общий ритм группы, в свободную работу с материалом. Дети учатся ориентироваться в окружающей их среде, упражняются в подготовке своего рабочего места, усваивают установленные правила жизни группы.
Создав развивающую среду и перейдя в роль помощника или наблюдателя – исследователя, учитель передает активность ребенку и окружающим явлениям.
Чем свободнее ребенок,
тем больше самостоятельности
Опыт работы показывает,
что для успешной подготовки
ребенка к обучению в школе
необходимо развивать навык
изодеятельности, музыке, физической культуре, по татарскому языку проводятся с подгруппой детей, объединенных по возрастному признаку.
Раздел 2. Организационные основы деятельности.
Организация жизни в группе в течения дня.
Ребенка в группе Монтессори окружает специально оборудованная среда. Все дидактические материалы представлены ему в течение полного пребывания в дошкольном учреждении. Наряду с этим, в режиме дня группы находят отражение и другие занятия с педагогами-специалистами.
Занятия с дидактическими Монтессори-материалом проводятся индивидуально.
Каждый ребенок выбирает себе занятие и тот материал, который его заинтересовал, и потребность в работе с которым он чувствует. Педагог направляет, помогает, проводит презентацию материала.
Все виды деятельности нашли отражение в «Примерном распорядке дня в детском саду (группа Монтессори)».
У детей вырабатывается определенный алгоритм дня:
- приход в группу
и свободная работа с
- утренняя гимнастика под определенное музыкальное сопровождение;
- коммуникативные игры + уроки тишины;
- завтрак;
- занятие по ознакомлению с окружающим;
- свободная работа с Монтессори-материалом, упражнения на эллипсе;
- прогулка;
- обед и дневной сон;
- занятия с педагогами-специалис
- свободная игра;
- прогулка.
Свободная работа с материалом.
Занимаясь в таком
режиме, дети избегают умственных
и нервных перегрузок, сохраняют
интерес к обучению на
Одним из условий поддерживания дисциплины является требование наличия дидактического материала в единственном экземпляре. Все оборудование доступно детям, они свободно могут пользоваться им. Задача педагога заключается в том, чтобы научить ребенка правильно и плодотворно заниматься с ним, максимально используя все обучающие компоненты.
Первое знакомство
происходит при презентации
Трехступенчатый урок дает возможность оценить имеющиеся и полученные знания, в дальнейшем ребенку предлагается так называемый «продвинутый» материал с увеличением сложностей и различные упражнения с ним. Все дидактические материалы скомплектованы в определенном порядке и расположены в определенных зонах.