Жизнь и творчество Марии Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель личностно-ориентированной модели воспитания – содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувство радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка.
Ожидаемый результат – расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив.
К условиям личностно-ориентированного подхода к ребенку отвечает альтернати-вная система Марии Монтессори, которая пройдя столетний путь не только сохранилась в авторском варианте, но и усилила свои позиции заняв определенную нишу в мировом педагогическом процессе.

Вложенные файлы: 1 файл

Мария Монтессори (курсовая).doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

󰀡Следуя законам антропологии, облачим в дидактическое платье потребность ребенка в различении звуков языка, складов и отдельных  слов. К упражнениям такого рода относятся игры со звуками, помогающие ребенку расслышать отдельные части человеческой речи. И как только малыш научится выделять отдельные звуки в словах, т.е. совершать звуковой анализ слов, можно делать

 

следующий шаг – знакомить  его с символьными изображениями  звуков – буквами.

 Основными материалами служат шершавые буквы, металлические рамки и вкладыши, подвижной алфавит, печатная азбука.

Космическое воспитание.

В основе космического воспитания лежит идея познания человека во всей сложности и многообразии, его  места в истории и культуре, идея о том, что все живое на земле имеет час рождения и час смерти, имеет свое продолжение во времени и свой феномен развития. Путь к ним лежит через ощущения себя в

малом и большом мире, через чувствование своего окружения. Дидактический смысл космического воспитания ребенка лежит в плоскости утончения чувственного проживания различных явлений природы, культуры и жизни в социуме.

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

Программа «Вместе».

Раздел 1. Теоретический  базис-основание.

1.1. Общие положения программы «Вместе!»

В основу программы «Вместе!»  положена педагогическая концепция  в области раннего воспитания итальянского психолога и педагога Марии Монтессори. Она отслеживает право ребенка быть активным, исследовать окружающую среду и развивать свои внутренние силы. Воспитание должно направлять деятельность, но не подавлять ее, среда для этого дает цель и материал. Задача педагога состоит в том, чтобы содействовать, наблюдать, руководить и поощрять, но не вмешиваться, предписывать или ограничивать. Ребенок делает то, что ему угодно, при условии, что это никому и ничему не вредит. Дидактические материалы Монтессори постепенно развивают умственные способности ребенка путем повторных упражнений каждого из его чувств в отдельности и умение различать, сравнивать и обращаться с типическими предметами.

 В центре внимания  программы «Вместе!» лежит индивидуально-личностный подход к ребенку на основе сензитивных периодов его жизни, которые не повторяются во взрослом возрасте. Программа основана на принципах свободного саморазвития детей в специально подготовленной среде:

- разновозрастность как  предпосылка взаимообучения и приближенность к семейной обстановке, где воспитываются дети нескольких возрастных групп;

 - индивидуализация обучения, что подразумевает тесный контакт между педагогом и воспитанником и сравнение ребенка лишь с собой («я-вчера» и «я-сегодня»);

- автономность воспитывает  уважение к окружающему миру  и самоуважение;

- альтернатива выбора, ребенок сам выбирает материал, место и длительность работы  с ним;

- каждый дидактический  Монтессори-материал устроен таким  образом, что содержит прямую  цель, работающую на утончение изолированной способности ребенка, и косвенную, работающую на зону ближайщего развития;

- пример и подражание  взрослому;

- работа как процесс  с конечным результатом (у ребенка  необходимо выработать навык  окончания работы);

- соответствие материала социокультурному контексту;

- развитие всех функций  ребенка в совокупности во  всех областях;

- помощь в развитии  самостоятельности («Помоги мне  это сделать самому!»)

Программа «Вместе!» разработана  для организации систематической  педагогической работы с детьми дошкольного возраста с учетом особенностей их психофизического развития.

Основные задачи, решаемые этой программой:

- посредством специально  разработанных дидактических упражнений  с Монтессори-материалом дать  ребенку необходимые знания, навыки и умения для успешного обучения в школе, сохраняя при этом его физическое и психическое здоровье;

- воспитывать умение  адаптироваться в условиях меняющегося  социума, выражать свои чувства,  осознавать себя как личность.

Решение этих задач осуществляется в специально подготовленной среде – в групповом помещении выделено 6 зон:

- зона практической  жизни;

- сенсорная;

- речевая;

- математическая;

- космическая;

- двигательная.

 

 

Все материалы расположены  на доступном для ребенка уровне, сгруппированы в определенной последовательности и лежат всегда на строго определенных местах. Они полностью скомплектованы, вымыты и готовы к работе.

 Занятия проводятся  индивидуально в форме трехступенчатых  уроков по следующему алгоритму:

1 ступень – название  понятия педагогом (это - …);

2 ступень – действие  с понятием (дай…, положи …);       

3 ступень – называние  понятия ребенком.

Если первые две ступени  урока направлены на активизацию  пассивного словаря, то третья ступень  формирует активный словарь.

 При работе с материалом придерживаются принципы:

- от простого к сложному;

- от частного к общему;

- от конкретного к  абстрактному;

- последовательность  подачи материала;

- соответствие материала  возрасту.

 Подготовительным  этапом к проведению занятий  служит ряд предварительных упражнений. Они включаются в общий ритм группы, в свободную работу с материалом. Дети учатся ориентироваться в окружающей их среде, упражняются в подготовке своего рабочего места, усваивают установленные правила жизни группы.

 Создав развивающую среду и перейдя в роль помощника или наблюдателя – исследователя, учитель передает активность ребенку и окружающим явлениям.

Чем свободнее ребенок, тем больше самостоятельности вырабатывается в нем, а самостоятельность –  основа человеческого достоинства.

 Опыт работы показывает, что для успешной подготовки  ребенка к обучению в школе  необходимо развивать навык групповых  форм деятельности. Для этого разработаны и проводятся коммуникативные игры, занятия по ознакомлению с окружающим, уроки тишины и т.п. Занятия с педагогами – специалистами по

 

изодеятельности, музыке, физической культуре, по татарскому языку проводятся с подгруппой детей, объединенных по возрастному признаку.

Раздел 2. Организационные основы деятельности.

Организация жизни  в группе в течения дня.

Ребенка в группе Монтессори окружает специально оборудованная  среда. Все дидактические материалы представлены ему в течение полного пребывания в дошкольном учреждении. Наряду с этим, в режиме дня группы находят отражение и другие занятия с педагогами-специалистами.

Занятия с дидактическими Монтессори-материалом проводятся индивидуально.

Каждый ребенок выбирает себе занятие и тот материал, который  его заинтересовал, и потребность  в работе с которым он чувствует. Педагог направляет, помогает, проводит презентацию материала.

 Все виды деятельности  нашли отражение в «Примерном  распорядке дня в детском саду (группа Монтессори)».

У детей вырабатывается определенный алгоритм дня:

- приход в группу  и свободная работа с материалом;

- утренняя гимнастика  под определенное музыкальное сопровождение;

- коммуникативные игры + уроки тишины;

- завтрак;

- занятие по ознакомлению  с окружающим;

- свободная работа  с Монтессори-материалом, упражнения  на эллипсе;

- прогулка;

- обед и дневной  сон;

- занятия с педагогами-специалистами, чтение художественной литературы;

- свободная игра;

- прогулка.

Свободная работа с материалом.

 Занимаясь в таком  режиме, дети избегают умственных  и нервных перегрузок, сохраняют  интерес к обучению на протяжении  всего учебного периода.

 Одним из условий поддерживания дисциплины является требование наличия дидактического материала в единственном экземпляре. Все оборудование доступно детям, они свободно могут пользоваться им. Задача педагога заключается в том, чтобы научить ребенка правильно и плодотворно заниматься с ним, максимально используя все обучающие компоненты.

 Первое знакомство  происходит при презентации материала;  педагог предлагает, заинтересовывает  и обучает правилам пользования  с тем или иными предметами.

Трехступенчатый урок дает возможность оценить имеющиеся и полученные знания, в дальнейшем ребенку предлагается так называемый «продвинутый» материал с увеличением сложностей и различные упражнения с ним. Все дидактические материалы скомплектованы в определенном порядке и расположены в определенных зонах.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Жизнь и творчество Марии Монтессори