Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:22, дипломная работа
Если попросить человека любого возраста назвать самые трудные предметы школьного курса, то наверняка среди них окажется химия. На сегодняшний день ситуация с восприятием химии если и меняется, то не в лучшую сторону. Повышаются требования к абитуриентам, сдающим вступительные экзамены по химии в вузы, и увеличивается сложность школьного курса на фоне того же числа часов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4
1. ОБЗОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….7
1.1. Предназначение и специфика учреждений дополнительного образования………………………………………………………………….7
1.2. Занимательная химия в системе дополнительного внешкольного образования……...............................................................................................14
1.3. Контент – анализ журнала «Химия в школе» за 2009 - 2012 годы…………………………………………………………………………….21
2. АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА…………………………………………….28
2.1. Разработка программы курса занимательной химии для учреждений дополнительного образования………………………………………………..28
2.2. Описание урока ………………………………………………………45
2.3. Результаты урока и их обсуждения…………………………………53
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………60
Тема 2.3.: Азот
Краткое содержание: Распространение в природе. Строение молекулы. Свойства. Содержание в живых организмах. Значение. Применение.
Тема 2.4.: Вода
Краткое содержание: Распространение в природе. Строение молекулы. Круговорот воды в природе. Свойства воды. Вода – универсальный растворитель. Значение.
Тема 2.5.: Угарный газ
Краткое содержание: Распространение в природе. Строение молекулы. Свойства. Значение. Применение.
Тема 2.6.: Железо и драгоценные металлы.
Краткое содержание: История открытия и применения железа и драгоценных металлов. Применение металлов сегодня. Значение.
Раздел 3: Внутри вещества.
Тема 3.1.: Атом, молекула, химический элемент.
Краткое содержание: история открытия атома. От Аристотеля до М.Ю. Ломоносова. Теории строения атома: Модели Томсона Резерфорда и Бора.
Молекула: из чего она состоит. Отличие атома, молекулы и химического элемента.
Тема 3.2.: Простые и сложные вещества.
Краткое содержание: Что такое простое с сложное вещество. Как отличить простое вещество от сложного.
Тема 3.3.: Чистые вещества и смеси.
Краткое содержание: Что такое чистое вещество и смесь. Какие бывают смеси. Способы разделения веществ в смесях.
Раздел 4: «Карта» химических элементов
Тема 4.1.: Где «прописаны» химические элементы.
Краткое содержание: Периодическая система, что она из себя представляет. Как располагается в периодической системе элемент. Группы, периоды, порядковый номер.
Тема 4.2.: Как определить свойства элемента по его «прописке»: Химические элементы, какие они бывают.
Краткое содержание: Изменение свойств элементов в группах и периодах. Почему происходит такое изменение. Периодический закон. Разделение элементов на металлы и не металлы, отличие физических свойств металлов от не свойств не металлов.
Тема 4.3.: История создания периодической системы: Д.И. Менделеев и его вклад в науку.
Краткое содержание: предпосылки создания периодической системы Занимательные факты биографии Д.И. Менделеева. Создание периодической системы и периодического закона Д. И. Менделеевым.
Модуль 2. Химия вокруг нас.
Раздел 5: Химия в продуктах питания
Тема 5.1.: Химический состав продуктов питания.
Краткое содержание: Химия продуктов питания. Белки. Жиры. Углеводы. Вводное занятие.
Тема 5.2.: Белки - строительный материал нашего организма.
Краткое содержание: Строение. Функции. Состав. Распространение в природе. Роль в жизни человека.
Тема 5.3.: Жиры - стратегический запас.
Краткое содержание: Строение. Функции. Состав. Распространение в природе. Роль в жизни человека.
Тема 5.4.: Углеводы - энергия сегодняшнего дня.
Краткое содержание: Строение. Функции. Состав. Распространение в природе. Роль в жизни человека.
Тема 5.5.: Витамины – мал золотник, да дорог.
Краткое содержание: Строение. Функции. Состав. Распространение в природе. Роль в жизни человека. Болезни вызываемые нехваткой витаминов.
Тема 5.6.: Определение некоторых веществ в продуктах питания.
Краткое содержание: лабораторные работы, направленные на определение содержания некоторых в продуктах питания (белки, железо, нитраты, йод и др.
Тема 5.7.: Секреты нестоящих поваров.
Краткое содержание: процесс приготовления пищи с точки зрения химии.
Раздел 6: Химия в быту.
Тема 6.1.: История бытовой химии: от золы к энзимам и ПАВ.
Краткое содержание: История применения людьми моющих средств. Современное состояние бытовой химии.
Тема 6.2.: Состав моющих и чистящих средств.
Краткое содержание: из чего состоят моющие и чистящие средства. Какими веществами определяется их активность. Влияние моющих средств на кожу.
Тема 6.3.: Мыла, жидкие и твердые, состав, получение.
Краткое содержание: мыла. Из чего состоят. Как получаются. Различие химического состава жидких и твердых мыл. Получение мыла в домашних условиях.
Тема 6.4.: Как сделать правильный выбор.
Краткое содержание: основы рационального выбора моющих и чистящих средств, на основании химических знаний.
Раздел 7: Химия и косметика.
Тема 1: История косметики, идеалы красоты.
Краткое содержание: идеалы красоты: от пещерных красавиц, до сегодняшних моделей. Применение косметики с древних времен и до нашего времени. Как менялся состав.
Тема 7.2.: Состав и получение духов, помад, кремов.
Краткое содержание: состав косметики. Получение в промышленных масштабах и в домашних условиях.
Тема 7.3.: Приготовление масок, скрабов.
Краткое содержание: приготовление масок, скрабов на основе натуральных продуктов, и знании веществ, которые в них содержатся.
Тема 7.4.: Приготовление духов.
Краткое содержание: приготовление духов в домашних условиях различными методами.
Тема 7.5.: Конкурс на лучший парфюм.
Краткое содержание: завершающее занятие в форме конкурса, с жури и призами.
Раздел 8: Химия в садах и огородах.
Тема 1: Основы плодородия почвы: гумус и минеральные вещества.
Краткое содержание: от чего зависит плодородие почв. Различный состав почв. Определение лабораторным путем состава различных почв.
Тема 8.2.: Удобрения: Лучше землю удобряй - выше будет урожай!
Краткое содержание: удобрения, для чего они нужны. Виды удобрений: минеральные и органические. В чем польза удобрений.
Тема 8.3.: Рассчитываем количество удобрения.
Краткое содержание: практическая работа по определению нужного количества удобрений. Выращивание зерна с удобрениями.
Тема 8.4.: Ядохимикаты: враг моего врага.
Краткое содержание: различие ядохимикатов по назначению. Состав.
Положительные и отрицательные стороны применения ядохимикатов.
Раздел 9: Химия и экология.
Тема 9.1.: Круговорот химических элементов: элементы в цепях питания.
Краткое содержание: откуда «берутся» и куда «пропадают» химические элементы. Путешествие капли воды.
Тема 9.2.: Когда вещество становится загрязнителем: ПДК, ПДВ,ПДС.
Краткое содержание: изучение веществ загрязнителей, их влияние на организм человека. Предельно допустимая концентрация.
Тема 9.3.: Источники и виды загрязнений.
Краткое содержание: источники загрязнений: заводы, комбинаты, фабрики. Виды загрязнений, способы борьбы с загрязнениями.
Тема 9.4.: Экологический мониторинг: химические и биологические индикаторы.
Краткое содержание: основы экологического мониторинга окружающей среды. Биологические индикаторы: растения, животные, лишайники.
Химические индикаторы.
Тема 9.5.: Определение загрязнения воды, воздуха, почв.
Краткое содержание: практические занятия по определению чистоты воздуха, воды и почв.
Тема 9.6.: Способы детоксикации экологически сред.
Краткое содержание:
способы борьбы с загрязнениями
и способы обеззараживания экол
Тема 9.7.: Экскурсия в организацию санитарно - эпидемиологического надзора.
Краткое содержание:
завершающая раздел экскурсия в
сан. эпидем. надзор. С целью наглядно
ознакомится с работой
Раздел 10: Обобщение изученного.
Краткое содержание: проведение конференций, круглых столов, интеллектуальных игр.
Таблица 2
Тематическое планирование.
№ п/п |
Раздел |
Темы |
Количество часов |
Сроки проведения |
Модуль 1. Первое знакомство с химией. | ||||
1 |
Начала химии |
- Зарождение химии; - Значение химии в древние времена и в настоящее время; - химическое оборудование, правила обращения с химическими веществами; - вещества и тела; - химические и физические процессы. |
14 |
Сентябрь |
2 |
Вещества и их превращения |
- кислород; - углекислый газ; - азот; - вода; - угарный газ - железо и драгоценные металлы. |
14 |
Сентябрь –октябрь |
3 |
Внутри вещества |
- атомы и молекулы, химический элемент; -простые и сложные вещества; -чистые вещества и смеси. |
8 |
Октябрь |
4 |
Карта химических элементов |
- Где «прописаны» химические элементы; - как определить
свойства элемента по его « - История создания
периодической системы: Д.И. |
16 |
Октябрь - ноябрь |
Модуль 2. Химия вокруг нас. | ||||
5 |
Химия в продуктах питания |
- химический состав продуктов питания: -белки –строительный материал нашего организма; - жиры - стратегический запас; -углеводы - энергия сегодняшнего дня; - витамины – мал золотник, да дорог; - определение некоторых веществ в продуктах питания (железа, нитратов, и др.); - секреты настоящих поваров. |
18 |
Декабрь |
6 |
Химия в быту |
- история бытовой химии: от золы к энзимам и ПАВ; - состав моющих и чистящих средств; - мыла, жидкие и твердые, состав, получение; - Как сделать правильный выбор. |
14 |
Январь |
7 |
Химия и косметика |
-история косметики, идеалы красоты; - состав и
получение духов, помад, -приготовление
масок, скрабов на основе -приготовление духов; -конкурс на лучший парфюм. |
16 |
Февраль |
8 |
Химия в садах и огородах |
-основы плодородия почвы: гумус и минеральные вещества; -удобрения: Лучше землю удобряй - выше будет урожай; - Рассчитываем количество удобрения; - ядохимикаты: враг моего врага. |
14 |
Март |
9 |
Химия и экология |
- круговорот химических элементов: элементы в цепях питания; - когда вещество
становится загрязнителем: ПДК, -источники и виды загрязнений; -экологический мониторинг: химические и биологические индикаторы; - определение загрязнения воды, воздуха, почв; -способы детоксикации экологически сред; - экскурсия в организацию санитарно - эпидемиологического надзора; |
26 |
Апрель - май |
10 |
Обобщение изученного |
- конференция; -круглый стол; -интеллектуальная игра. |
6 |
Май |
2.2. Описание урока
В рамках данной квалификационной работы, была поставлена задача, разработать и провести 3 занятия, направленные на первичное знакомство детей младшего школьного и подросткового возраста с химией как наукой и областью знаний, формирования мотивации для дальнейшего изучения данного предмета. Для того чтобы не переутомлять детей большим количеством материала, занятия были рассчитаны на 20 минут и сопровождались занимательными экспериментами. Занятия проводились для детей третьего класса и были посвящены следующим темам:
1. «Знакомство с химией»;
Краткое содержание: Викторина, проводимая с целью выявления знаний по предмету «Окружающий мир». Краткая история химии. Значение химии.
2. «История химии»;
Краткое содержание: Занимательные аспекты истории химии. История создания периодической системы.
3. «Значение химии»;
Краткое содержание: Значение химии в древние времена и сейчас. Польза и вред химии.
Ниже приведен конспект одного из этих занятий.
Урок на тему: «Знакомство с химией».
Цель урока: Развить у учащихся познавательный интерес к химии.
Задачи урока:
- Кратко ознакомить учащихся с историей химии;
- Рассказать о значении химии в настоящее время;
План урока :
- Организационный момент;
- Актуализация знаний, полученных в основной школе на уроках «Окружающего мира» , мотивация на работу;
- Новый материал;
- Выводы;
- Закрепление нового материала (загадки).
Конспект урока
Учитель: Здравствуйте ребята, меня зовут Елена Валериевна. Сегодня вы собрались здесь, что бы немного узнать о такой важной интересной и яркой науке – химии.
Химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Вы уже знакомились с веществами на уроках окружающего мира, но мало кто из вас знает, что вещества умеют «радоваться» и «смущаться». Давайте это проверим?
Викторина:
Оборудование и реактивы: пробирки, штатив под пробирки, пипетки, слабые растворы кислот и щелочей, метиловый оранжевый.
Ход опыта: В штативе стоят по пять пробирок с растворами кислот и щелочей, на пробирках приклеены буквы соответствующие ответам (а, б).
Учащимся предлагается, ответив на пять вопросов, проверить правильность своих ответов. Ответив на вопрос, ученик выходит к демонстрационному столу и пипеткой капает в пробирку с соответствующей буквой метиловый оранжевый. Если ответ верный, вещество желтое – оно «радуется», если не верный, красное - оно «смущено».
Учитель: Итак, приступим.
а) кислородом
б) углекислым газом
2. Почему осенью опадают листья?
а) становится холодно
б) листья избавляются от
3. Химия зародилась на востоке. Ребята, с какой стороны будет восток, если выйти в полдень и стать спиной к солнцу?
а) с правой
б) с левой
4. Как называется воздушная оболочка земли?
а) гидросфера
б) атмосфера
5. Вода это вещество или тело?
а) тело
б) вещество
Учитель: Ребята, эти вопросы были из какого школьного предмета?
Ученики: Окружающий мир
Учитель: окружающий мир, это урок о природе, а химия, одна из наук о природе, и зародилась она давно – давно.
Людей всегда интересовали чудеса и превращения, а химия – это самая волшебная наука из всех наук. Людей, которые занимались химией в древние времена, называли алхимиками.
Алхимия – так с арабского переводится слово химия. Главной целью алхимиков было создание философского камня – способного по приданию превращать неблагородные металлы в золото, лечить болезни и возвращать молодость. В своем стремлении найти философский камень, алхимики открыли много веществ, разработали способы очистки веществ и многие из веществ описали.
Некоторые алхимики, пользуясь своими знаниями, развлекали и пугали людей. Они говорили, что могут создать буран в стакане.
Опыт «Буран в стакане»
Оборудование и реактивы: химический стакан емкостью 500 мл, фарфоровая чашка, спиртовка, штатив, веточка туи, бензойная кислота, вода.
Ход опыта:
В химический стакан, емкостью 500 мл, насыпаем 0,5 г бензойной кислоты и уложим веточку туи. Стакан закрываем стакан закрываем фарфоровой чашкой с холодной водой и нагреваем над спиртовкой.
Наблюдаемые явления:
Кислота сначала плавится, потом превращается в пар ( испаряется ). При охлаждении стакан заполняется «снегом», который покрывает веточку белыми хлопьями.
Учитель: Алхимики говорили что могут превратить воду в вино и обратно.
Опыт «Вода в вино и обратно»
Оборудования и реактивы: фенолфталеин, серная кислота, гидроксид натрия, три химических стакана.
Ход опыта: В один стакан наливаем раствор фенолфталеина. В другом стакане на дне капли серной кислоты, в третьем стакане капли щелочи.
Наблюдаемые явления: При переливании «воды» в первый стакан, жидкость становится малиновой ( превращается в «вино» ). При переливании «вина» в третий стакан, жидкость снова становится бесцветной.
Учитель: Говорили, что могут превратить воду в молоко.
Опыт «Вода в молоко»
Оборудование и реактивы: хлорид бария, серная кислота, две пробирки, химический стакан.
Ход опыта: В одной пробирке находится хлорид бария, в другой серная кислота. Жидкости сливаются в стакан, образуя осадок сульфата бария, белого цвета.
Информация о работе Занимательная химия в детском научном учреждении