Занимательная химия в детском научном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:22, дипломная работа

Краткое описание

Если попросить человека любого возраста назвать самые трудные предметы школьного курса, то наверняка среди них окажется химия. На сегодняшний день ситуация с восприятием химии если и меняется, то не в лучшую сторону. Повышаются требования к абитуриентам, сдающим вступительные экзамены по химии в вузы, и увеличивается сложность школьного курса на фоне того же числа часов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4
1. ОБЗОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….7
1.1. Предназначение и специфика учреждений дополнительного образования………………………………………………………………….7
1.2. Занимательная химия в системе дополнительного внешкольного образования……...............................................................................................14
1.3. Контент – анализ журнала «Химия в школе» за 2009 - 2012 годы…………………………………………………………………………….21
2. АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА…………………………………………….28
2.1. Разработка программы курса занимательной химии для учреждений дополнительного образования………………………………………………..28
2.2. Описание урока ………………………………………………………45
2.3. Результаты урока и их обсуждения…………………………………53
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………60

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Тема 2.3.: Азот

Краткое содержание: Распространение в природе. Строение молекулы. Свойства. Содержание в живых организмах. Значение. Применение.

 

Тема 2.4.: Вода

Краткое содержание: Распространение в природе.  Строение молекулы. Круговорот воды в природе. Свойства воды. Вода – универсальный растворитель. Значение.

 

Тема 2.5.: Угарный  газ

Краткое содержание: Распространение в природе. Строение молекулы. Свойства. Значение. Применение.

 

Тема 2.6.: Железо и драгоценные металлы.

Краткое содержание: История открытия и применения железа и драгоценных металлов. Применение металлов сегодня. Значение.

 

Раздел 3: Внутри вещества.

 

Тема 3.1.: Атом, молекула, химический элемент.

Краткое содержание: история открытия атома. От Аристотеля до М.Ю. Ломоносова. Теории строения атома: Модели Томсона Резерфорда и Бора.

Молекула: из чего она состоит. Отличие атома, молекулы и химического элемента.

 

Тема 3.2.: Простые  и сложные вещества.

Краткое содержание: Что такое простое с сложное  вещество. Как отличить простое вещество от сложного.

 

Тема 3.3.: Чистые вещества и смеси.

Краткое содержание: Что такое чистое вещество и смесь. Какие бывают смеси. Способы разделения веществ в смесях.

 

Раздел 4: «Карта»  химических элементов

 

Тема 4.1.: Где  «прописаны» химические элементы.

Краткое содержание: Периодическая система, что она из себя представляет. Как располагается в периодической системе элемент. Группы, периоды, порядковый номер.

 

Тема 4.2.: Как  определить свойства элемента по его  «прописке»: Химические элементы, какие  они бывают.

Краткое содержание:  Изменение свойств элементов в группах и периодах. Почему происходит такое изменение.  Периодический закон. Разделение элементов на металлы и не металлы, отличие физических свойств металлов от  не свойств не металлов.

 

Тема 4.3.: История создания периодической системы: Д.И. Менделеев и его вклад в науку.

Краткое содержание: предпосылки создания периодической  системы Занимательные факты  биографии Д.И. Менделеева. Создание периодической системы и периодического закона Д. И. Менделеевым.

 

Модуль 2. Химия  вокруг нас.

Раздел 5: Химия в продуктах питания

Тема 5.1.: Химический состав продуктов питания.

Краткое содержание: Химия продуктов питания. Белки. Жиры. Углеводы. Вводное занятие.

 

Тема 5.2.: Белки - строительный материал нашего организма.

Краткое содержание: Строение. Функции. Состав.  Распространение в природе. Роль в жизни человека.

 

Тема 5.3.: Жиры - стратегический запас.

Краткое содержание: Строение. Функции. Состав.  Распространение  в природе. Роль в жизни человека.

 

Тема 5.4.: Углеводы - энергия сегодняшнего дня.

Краткое содержание: Строение. Функции. Состав.  Распространение  в природе. Роль в жизни человека.

 

Тема 5.5.: Витамины – мал золотник, да дорог.

Краткое содержание: Строение. Функции. Состав.  Распространение  в природе. Роль в жизни человека. Болезни вызываемые нехваткой витаминов.

 

Тема 5.6.: Определение некоторых веществ в продуктах питания.

Краткое содержание: лабораторные работы, направленные на определение содержания некоторых  в продуктах питания (белки, железо, нитраты, йод и др.

 

Тема 5.7.: Секреты нестоящих поваров.

Краткое содержание: процесс приготовления пищи с  точки зрения химии.

 

Раздел 6: Химия в быту.

Тема 6.1.: История бытовой химии: от золы к энзимам и ПАВ.

Краткое содержание: История применения людьми моющих  средств. Современное состояние бытовой химии.

 

Тема 6.2.: Состав моющих и чистящих средств.

Краткое содержание: из чего состоят моющие и чистящие средства. Какими веществами определяется их активность. Влияние  моющих средств на  кожу.

 

Тема 6.3.: Мыла, жидкие и твердые, состав, получение.

Краткое содержание: мыла. Из чего состоят. Как получаются. Различие химического состава жидких и твердых мыл. Получение мыла в домашних условиях.

 

Тема 6.4.: Как сделать правильный выбор.

Краткое содержание: основы рационального выбора моющих и чистящих средств, на основании химических знаний.

 

Раздел 7: Химия и косметика.

Тема 1: История косметики, идеалы красоты.

Краткое содержание: идеалы красоты: от пещерных красавиц, до сегодняшних моделей. Применение косметики с древних времен и  до нашего времени. Как менялся состав.

 

Тема 7.2.: Состав и получение духов, помад, кремов.

Краткое содержание: состав  косметики. Получение в  промышленных масштабах и в домашних условиях.

 

Тема 7.3.: Приготовление масок, скрабов.

Краткое содержание: приготовление масок, скрабов на основе натуральных продуктов, и знании веществ, которые в них содержатся.

 

Тема 7.4.: Приготовление духов.

Краткое содержание: приготовление духов в домашних условиях различными методами.

 

Тема 7.5.: Конкурс на лучший парфюм.

Краткое содержание: завершающее занятие в форме конкурса, с жури и призами.

 

Раздел 8: Химия в садах и огородах.

Тема 1: Основы плодородия почвы: гумус и минеральные вещества.

Краткое содержание:  от чего зависит плодородие почв. Различный  состав почв. Определение лабораторным путем состава различных почв.

 

Тема 8.2.: Удобрения: Лучше землю удобряй - выше будет урожай!

Краткое содержание: удобрения, для чего они нужны. Виды удобрений: минеральные и органические. В чем польза удобрений.

 

Тема 8.3.: Рассчитываем количество удобрения.

Краткое содержание: практическая работа по определению  нужного количества удобрений. Выращивание  зерна с удобрениями.

 

Тема 8.4.: Ядохимикаты: враг моего врага.

Краткое содержание: различие ядохимикатов по назначению. Состав.

Положительные и отрицательные стороны применения ядохимикатов.

 

Раздел 9: Химия и экология.

Тема 9.1.: Круговорот химических элементов: элементы в цепях питания.

Краткое содержание: откуда «берутся» и куда «пропадают»  химические элементы. Путешествие капли  воды.

 

Тема 9.2.: Когда вещество становится загрязнителем: ПДК, ПДВ,ПДС.

Краткое содержание: изучение веществ загрязнителей, их влияние на организм человека. Предельно допустимая концентрация.

 

Тема 9.3.: Источники и виды загрязнений.

Краткое содержание: источники загрязнений: заводы, комбинаты, фабрики. Виды загрязнений, способы  борьбы с загрязнениями.

 

Тема 9.4.: Экологический мониторинг: химические и биологические индикаторы.

Краткое содержание: основы экологического мониторинга  окружающей среды. Биологические индикаторы: растения, животные, лишайники.

Химические  индикаторы.

 

Тема 9.5.: Определение загрязнения воды, воздуха, почв.

Краткое содержание: практические занятия по определению  чистоты воздуха, воды и почв.

 

Тема 9.6.: Способы детоксикации экологически сред.

Краткое содержание: способы борьбы с загрязнениями  и способы обеззараживания экологических сред.

 

Тема 9.7.: Экскурсия в организацию санитарно - эпидемиологического надзора.

Краткое содержание: завершающая раздел экскурсия в  сан. эпидем. надзор. С целью наглядно ознакомится с работой специалистов.

 

Раздел 10: Обобщение изученного.

Краткое содержание: проведение конференций, круглых столов, интеллектуальных игр.

 

Таблица 2

Тематическое  планирование.

п/п

Раздел 

Темы 

Количество  часов

Сроки проведения

 

Модуль 1. Первое знакомство с химией.

1

Начала химии

- Зарождение  химии;

- Значение химии в древние времена и в настоящее время;

- химическое  оборудование, правила обращения  с химическими веществами;

- вещества и  тела;

- химические  и физические процессы.

14

Сентябрь

2

Вещества и  их превращения

- кислород;

- углекислый  газ;

- азот;

- вода;

- угарный газ

- железо и  драгоценные металлы.

14

Сентябрь –октябрь

3

Внутри вещества

- атомы и  молекулы,  химический элемент;

-простые и  сложные вещества;

-чистые вещества  и смеси.

8

Октябрь

4

Карта  химических элементов

- Где «прописаны»  химические элементы;

- как определить  свойства элемента по его «прописке»; Химические элементы, какие они  бывают;

- История создания  периодической системы: Д.И. Менделеев  и его вклад в науку;

16

Октябрь - ноябрь

Модуль 2. Химия  вокруг нас.

5

Химия в продуктах питания

- химический  состав продуктов питания:

-белки –строительный  материал нашего организма;

- жиры - стратегический  запас;

-углеводы - энергия  сегодняшнего дня;

- витамины –  мал золотник, да дорог;

- определение  некоторых веществ в продуктах  питания (железа, нитратов, и др.);

- секреты настоящих  поваров. 

18

Декабрь

6

Химия в быту

- история бытовой  химии: от золы к энзимам  и ПАВ;

- состав моющих  и чистящих средств;

- мыла, жидкие  и твердые, состав, получение;

- Как сделать правильный выбор.

14

Январь

7

Химия и косметика

-история косметики,  идеалы красоты;

- состав и  получение духов, помад, кремов;

-приготовление  масок, скрабов на основе натуральных  продуктов, и знании веществ,  которые в них содержатся;

-приготовление  духов;

-конкурс на  лучший парфюм.

16

Февраль

8

Химия в садах  и огородах

-основы плодородия  почвы: гумус и минеральные  вещества;

-удобрения:  Лучше землю удобряй - выше  будет урожай;

- Рассчитываем  количество удобрения;

- ядохимикаты:  враг моего врага.

14

Март

9

Химия и экология

- круговорот химических элементов: элементы в цепях питания;

- когда вещество  становится загрязнителем: ПДК,  ПДВ,ПДС;   

-источники и  виды загрязнений;

-экологический  мониторинг: химические и биологические  индикаторы;

- определение  загрязнения воды, воздуха, почв;

-способы детоксикации экологически сред;

- экскурсия  в организацию санитарно - эпидемиологического  надзора;

26

Апрель - май

10

Обобщение изученного

- конференция;

-круглый стол;

-интеллектуальная игра.

6

Май


 

 

 

2.2. Описание урока

 

В рамках данной квалификационной работы, была поставлена задача, разработать и провести 3 занятия, направленные на первичное знакомство детей младшего школьного и подросткового возраста с химией как наукой и областью знаний, формирования мотивации для дальнейшего изучения данного предмета. Для того чтобы не переутомлять детей большим количеством материала, занятия были рассчитаны на 20 минут и сопровождались занимательными экспериментами. Занятия проводились для детей третьего класса и были посвящены следующим темам:

1. «Знакомство с химией»;

Краткое содержание: Викторина, проводимая с целью выявления знаний по предмету «Окружающий мир». Краткая история химии. Значение химии.

2. «История химии»;

Краткое содержание: Занимательные аспекты истории химии. История создания периодической системы.

3. «Значение  химии»;

Краткое содержание: Значение химии в древние времена и сейчас. Польза и вред химии.

Ниже приведен конспект одного из этих занятий.

 

Урок на тему: «Знакомство с химией».

Цель  урока: Развить у учащихся познавательный интерес к химии.

Задачи  урока:

- Кратко ознакомить  учащихся с историей химии;

- Рассказать  о значении химии в настоящее  время;

План  урока :

- Организационный  момент;

- Актуализация  знаний, полученных в основной школе на уроках «Окружающего мира» , мотивация на работу;

- Новый материал;

-  Выводы;

-  Закрепление  нового материала (загадки).

Конспект  урока

Учитель: Здравствуйте ребята, меня зовут Елена Валериевна. Сегодня вы собрались здесь, что бы немного узнать о такой важной интересной и яркой науке – химии.

Химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Вы уже знакомились с веществами на уроках окружающего мира, но мало кто из вас знает, что вещества умеют «радоваться» и «смущаться». Давайте это проверим?

Викторина: 

Оборудование  и реактивы: пробирки, штатив под пробирки, пипетки, слабые растворы кислот и щелочей, метиловый оранжевый.

Ход опыта: В штативе стоят по пять пробирок с растворами  кислот и щелочей, на пробирках приклеены буквы соответствующие ответам (а, б).

Учащимся предлагается, ответив на пять вопросов, проверить правильность своих ответов.  Ответив на вопрос, ученик выходит к демонстрационному столу и пипеткой капает в пробирку с соответствующей буквой метиловый оранжевый. Если ответ верный, вещество желтое – оно «радуется», если не верный, красное - оно «смущено».

Учитель: Итак, приступим.

  1. Каким газом мы дышим?

а) кислородом

б) углекислым газом

     2. Почему осенью опадают листья?

           а) становится холодно

           б) листья избавляются от накопленных  вредных веществ

3. Химия зародилась на востоке. Ребята, с какой стороны будет восток, если выйти в полдень и стать спиной к солнцу?

а) с правой

б) с левой

4.  Как называется  воздушная оболочка земли?

а) гидросфера

б) атмосфера

5. Вода это  вещество или тело?

а) тело

б) вещество

Учитель: Ребята, эти вопросы были из какого школьного предмета?

Ученики: Окружающий мир

Учитель: окружающий мир, это урок о природе, а химия, одна из наук о природе, и зародилась она давно – давно.

Людей всегда интересовали чудеса и превращения, а химия  – это самая волшебная наука из всех наук. Людей, которые занимались химией в древние времена, называли алхимиками.

Алхимия – так  с арабского переводится слово  химия. Главной целью алхимиков  было создание философского камня –  способного по приданию превращать неблагородные металлы в золото, лечить болезни и возвращать молодость. В своем стремлении найти философский камень, алхимики открыли много веществ, разработали способы очистки веществ и многие из веществ описали.

Некоторые алхимики, пользуясь своими знаниями, развлекали и пугали людей. Они говорили, что могут создать буран в стакане.

Опыт «Буран в стакане»

Оборудование  и реактивы: химический стакан емкостью 500 мл, фарфоровая чашка, спиртовка, штатив, веточка туи, бензойная кислота, вода.

Ход опыта:

В химический стакан, емкостью 500 мл, насыпаем 0,5 г бензойной кислоты и уложим веточку туи. Стакан закрываем стакан закрываем фарфоровой чашкой с холодной водой и нагреваем над спиртовкой.

Наблюдаемые явления:

Кислота сначала  плавится, потом превращается в пар ( испаряется ). При охлаждении стакан заполняется «снегом», который покрывает веточку белыми хлопьями.

Учитель: Алхимики говорили что могут превратить воду в вино и обратно.

Опыт «Вода в вино и обратно»

Оборудования  и реактивы: фенолфталеин, серная кислота, гидроксид  натрия, три химических стакана.

Ход опыта: В один стакан наливаем раствор фенолфталеина. В другом стакане на дне капли серной кислоты, в третьем стакане капли щелочи.

Наблюдаемые явления:  При переливании «воды» в первый стакан, жидкость становится малиновой ( превращается в «вино» ). При переливании «вина» в третий стакан, жидкость снова становится бесцветной.

Учитель: Говорили, что могут превратить воду в молоко.

Опыт «Вода в молоко»

Оборудование  и реактивы: хлорид бария, серная кислота, две пробирки, химический стакан.

Ход опыта: В одной пробирке находится хлорид бария, в другой серная кислота. Жидкости сливаются в стакан, образуя осадок сульфата бария, белого цвета.

Информация о работе Занимательная химия в детском научном учреждении