Занимательная химия в детском научном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:22, дипломная работа

Краткое описание

Если попросить человека любого возраста назвать самые трудные предметы школьного курса, то наверняка среди них окажется химия. На сегодняшний день ситуация с восприятием химии если и меняется, то не в лучшую сторону. Повышаются требования к абитуриентам, сдающим вступительные экзамены по химии в вузы, и увеличивается сложность школьного курса на фоне того же числа часов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4
1. ОБЗОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….7
1.1. Предназначение и специфика учреждений дополнительного образования………………………………………………………………….7
1.2. Занимательная химия в системе дополнительного внешкольного образования……...............................................................................................14
1.3. Контент – анализ журнала «Химия в школе» за 2009 - 2012 годы…………………………………………………………………………….21
2. АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА…………………………………………….28
2.1. Разработка программы курса занимательной химии для учреждений дополнительного образования………………………………………………..28
2.2. Описание урока ………………………………………………………45
2.3. Результаты урока и их обсуждения…………………………………53
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………60

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Учитель: Алхимики много сделали для химии, вот только философского камня они не создали, а ведь они верили, что он может излечать болезни и продлевать жизнь, а ведь сейчас люди  всего мира работают над этими проблемами.

Когда алхимия  перестала существовать как наука, химия продолжила свое развитие. Вы, несомненно, слышали о таких русских ученых как Ломоносов и Менделеев, которые очень много сделали для химии.

Что, например, сделал Менделеев?

Ученики: Создал периодическую систему.

 

Учитель:  Химия развивается и по сей день, каждый год происходят очень важные открытия. Мы с вами видим, что с древних времен ученые предают огромное значение этой науке.

Каково же сейчас значение химии?

Химия проникла во все сферы нашей жизни. Она  используется в медицине, все лекарственные  препараты это химические вещества, в сельском хозяйстве – это производство удобрений,  в любой промышленности. Так, например, химия используется в съемках фильмов, для появления «ран» и крови.

Опыт «Химическая хирургия»

Оборудование  и реактивы: скальпель, вата, хлорид железа (III) тиоционат аммония, фторид натрия.

Ход опыта: Сначала смочим ватку «спиртом» (на самом деле тиоционат аммония). Потом продезинфицируем скальпель «йодом» (хлорид железа (III)). Проводят скальпелем по участку кожи, обработанному «спиртом», при этом появляется «кровь».

Для «заживления  раны» смажем ее раствором фторида натрия. При этом «кровь» исчезает, а под – ней здоровая кожа.

«Прооперированную»  руку необходимо промыть водой, что  бы не осталось следов использованных реактивов.

Вообще современный  мир сложно представить без химического  знания. Даже хозяйки, готовящие на кухне в какой-то мере химики. Они гасят соду уксусом, добавляют соль в конце приготовления блюда. Всё это тоже химические знания.

Химия – как  наука развивается в настоящее  время очень стремительно, но к  сожалению она не всегда идет на благо. Одно и тоже знание может нести пользу и вред. Например как этот «вулкан».

Опыт «Вулкан»

Оборудование  и реактивы: асбестовая сетка, фарфоровая чашка, лучина, дихромат аммония.

Ход опыта: Берем дихромат аммония  и насыпаем а асбестированную сетку в виде вулкана. Поджигаем лучину и вносим в середину вулкана.

Наблюдаемые явления: дихромат аммония выбрасывает свободный азот и пары воды, которые образуются при разложении соли, остается оксид хрома (III).

Учитель: Мы смотрим на этот вулкан и видим свет, наши глаза радуются – это действительно очень красиво, но с другой стороны, при небрежном обращении с веществами, может случится пожар, который уничтожит все то, что нас окружает.

Поэтому, в настоящее  время, так важно знать химию  – такую разную, интересную и несомненно важную, что бы она несла только пользу, а не вред!

Учитель: Ребята, а сейчас, когда вы узнали столько нового про химию, о том, какое значение она имеет в нашей жизни, давайте немного развлечемся и по разгадываем загадки. Ребята, вы любите загадки?

Ученики: Да!!!!!

Учитель: Начнем.

В чем горят дрова и газ,

Фосфор, водород, алмаз?

Дышит чем любой  из нас

Каждый миг  и каждый час?

Без чего мертва природа?

Правильно, без ...

 

В воздухе он главный газ,

Окружает всюду  нас.

Угасает жизнь  растений

Без него, без удобрений.

В наших клеточках  живет

Важный элемент ...

 

Вы, ребята, мне  поверьте -

Этот газ  вполне инертен

Он спокойный  и ленивый,

В трубках светится красиво.

Для рекламы  нужен он,

Незаметный  газ ...

 

А ну, скорей снимите  шляпу! 
Я дочь космического папы. 
И вездесуща и легка, -  
Я лед, я пот, я - облака. 
Я иней, чай, бульон, туман,  
Река, ручей и океан. 
Когда я злюсь, то закипаю; 
А от мороза - застываю. 

Сообщаю: я спешу! 
Я живу, пока пишу.  
Исчертил всю доску белым… 
Исчезаю. Был я ... 

Я, конечно, очень  нужен. 
Без меня не сваришь ужин,  
Не засолишь огурца, 
Не заправишь холодца. 
Но не только лишь в еде - 
Я живу в морской воде. 
Если льет слеза из глаза, 
Вкус припомнишь мой ты сразу.

 

Единственный  металл, он жидкий,

И в сплавах  образует амальгам.

Его пары уж очень  ядовиты,

И печень поражает в тот же час.

В термометрах  его увидеть можно.

Однако, будьте осторожны!

 

Без него мы жить не можем,

Он всегда нам  всем поможет.

Он находится  везде –

И на суше и в  воде.

Кто же скажет мне  из вас,

Как зовётся  этот газ?

2.3. Результаты урока и их обсуждение

 

В качестве оценки результатов занятия, был проведен опрос экспертов, присутствующих на занятии. В качестве экспертов выступали: методист центра детского творчества села Кагальник Азовского района - Коваленко Ольга Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ Кагальницкой СОШ Луценко Светлана Анатольевна и учитель химии МБОУ Кагальницкой СОШ Громакова Виктория Георгиевна. Респондентам были заданы следующие вопросы:

- как Вы считаете, вызвал ли урок интерес у  ребят? Как это было видно?

- как Вы считаете, нужны ли такие занятия, и целесообразно ли вводить такой кружок в дополнительном образовании?

- на сколько полезными могут быть занятия в таком кружке, для освоения детьми в будущем программы основной школы по естественнонаучным предметам?

Ответы экспертов представлены в Приложении 1.

В целом характер ответов экспертов был следующим:

1. Все эксперты  сошлись во мнении, о том что урок вызвал интерес, который выражался в активности направленной на процесс обучения, считает Громакова В.Г. и в желании ответить а вопрос и выйти к доске, стать участником эксперимента, говорит Коваленко О.В..

2. По поводу  целесообразности введения кружка  в дополнительное образование,  эксперты высказывались в утвердительном смысле: «… это развивает познавательный интерес …» - Луценко С.А., «…для общего развития…» - Коваленко О.В., «…позволяет существенно расширить возможности ознакомления детей с химией…» Громакова В.Г..

3. Отвечая на  третий вопрос, эксперты высказали предположение, что такой кружок может быть полезен для освоения программы основной школы по естественнонаучным предметам, сформулировав своё мнение в следующих выражениях: «…если ребенок какой – нибудь увлечется химией, это поможет ему избрать это в своей будущей профессии…» - Утверждает  Коваленко О.В., Громакова В.Г. считает, что полезность обусловлена связью теории и практики, а Луценко С.А. говорит о «развитии интеллекта и других способностей».

Таким образом, мнение экспертов, позволяют сделать  вывод о достаточной эффективности  проведенного занятия. Кроме того, как разработчику программы, позволю себе сказать несколько слов о собственном впечатлении. В качестве положительных моментов я бы отметила внимательность и активность учащихся, которые сохранились на высоком уровне до конца занятия. На мой взгляд, представляется уместным и достаточным использование химических опытов. Таким образом, цель данного вводного занятия, которая заключалась в создании положительной мотивации к изучению курса дополнительного образования, была достигнута, однако, при проведении последующих занятий, цели будут носить обучающий характер, поэтому будет необходимо ввести дополнительный компонент занятия направленного на рефлексию учителя степени усвоения учащимися изложенного материала.

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

1. Проведен обзор  литературы. Показано что, учреждения дополнительного образования предназначены для организации культурно – досуговой деятельности детей.

2. Проведенный  контент – анализ показал,  что внеурочная работа по химии  привлекает к себе достаточно  внимания педагогов и методистов, но рассматривается она, в основном, как часть основной школьной программы.

3. Выявлено, что в настоящее время химическое направление в системе дополнительного образования практически не представлено, при этом потенциально данное направление могло бы привлечь довольно широкий контингент школьников, способствовать повышению химической грамотности, формированию естественнонаучного мировоззрения, лучшему усвоению курса химии основной школы, повышению интереса школьников к профессиям естественнонаучного профиля.

4. Разработана программа кружка «Юный химик», для центра детского творчества села Кагальник Азовского района.

5. Разработана  система уроков (3 урока) в соответствии с разработанной программой.

6. Раработанные сценарии были опробированны в результате проведенных занятий с участием учащихся третьих классов.

7. Выявлено мнение экспертов, согласно которому, такие занятия нужны в дополнительном образовании, введение кружка «Юный химик» в систему дополнительного образования целесообразно, и занятия в подобном кружке могут оказаться полезными, для освоения программы основой школы по химии.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абрамова С.И. Тест для учащихся «Что вы знаете табакокурении?» // журнал «Химия в школе», -2009, № 6. – С.78-79.
  2. Анацко О.Э. Командная игра «Экологические маркировки» // журнал «Химия в школе», -2010, № 5. – С. 77-79.
  3. Аргунова М.В. Методы учебно – методического мониторинга // журнал «Химия в школе», -2009, № 2. – С.65-70.
  4. Ахрименко З.М., Ахрименко В.Е., Пащевская Н.В., Назаренко М.А. Устный журнал «Химия – фронту» //  журнал «Химия в школе», -2010, № 4. – С. 67-74.
  5. Ахрименко З.М., Пащевская Н.В., Ахрименко В.Е. // «Всё испытал, и всё проник…» // журнал «Химия в школе», -2011, № 9. – С. 63-67.
  6. Бабей И.Ф. Праздник «посвящение в химики» // журнал «Химия в школе», -2010, № 8. – С. 73-74.
  7. Бакланова Л.В. Химический серпантин // журнал «Химия в школе», -2010, № 2. – С. 75.
  8. Бакланова Л.В. Шесть химических элементов // журнал «Химия в школе», -2011, № 8. – С. 73.
  9. Бобылёва В.А., Бобылёва Е.И. Химическая сказка «Царевна – Несмеяна» // журнал «Химия в школе», -2012, № 3. – С. 70-72.
  10. Богачев Т.Ю. Карьера и здоровье // журнал «Химия в школе», -2009, № 5. – С. 67-69.
  11. Бруднов А. К.  Педагогика//  -М.: 1999. N : 6 09. 99. с. 26- 32.
  12. Бульбас Н.А. Посвящение в химики // журнал «Химия в школе», -2010, № 6. – С. 73-76.
  13. Вахитова Г.Г. Скорая химическая помощь // журнал «Химия в школе», -2009, № 1. – С.69-72.
  14. Гилязова И.Б., Устинова Т.Б. Викторина «Химия и общество» // журнал «Химия в школе», -2011, № 3. – С. 68-70.
  15. Гиндина А.Г. Дайте планете шанс // журнал «Химия в школе», -2010, № 5. – С. 70-76.
  16. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности// -Владос-Пресс:  2004. с. 35-41.     
  17. Грибанова И.Н. По старинке хватит жить – надо химию учить // журнал «Химия в школе», -2011, № 3. – С. 70-72.
  18. Дмитриева Е.Н. Интеллектуальное кафе «Имя Россия» // журнал «Химия в школе», -2009, № 2. – С.67-80.
  19. Дунаева И.А. Патриотический альманах «Учение – фронту» // журнал «Химия в школе», -2009, № 3. – С.69-75.
  20. Дьяченко В.И. Химическая игра «О, счастливчик» // журнал «Химия в школе», -2010, № 8. – С. 70-73.
  21. Игнатьева С.Ю. Следствие ведут… химики // журнал «Химия в школе», -2010, № 10. – С. 70-73.
  22. Кортунова Т.А. Заседание «круглого стола» на экологическую тему // журнал «Химия в школе», -2010, № 2. – С.69-74.
  23. Крицкая Е.Б. Междисциплинарное заседание «Экодом»  // журнал «Химия в школе», -2012, № 1. – С. 69-73.
  24. Лебедев О. Е Ити Технологии// - М.:2005. 941 с. 3. 
  25. Леденёва Т.Д. Смотр знаний // журнал «Химия в школе», -2011, № 6. – С. 79-80.
  26. Маркова Л.А. ROUND TEBLE ON THE SABJECT «PLANET OCEAN» // журнал «Химия в школе», -2009, № 7. – С.72-79.
  27. Мартыненко Б.В., Михалёва М.В., Самойлова К.Н. Тематический вечер «Ода меду» // журнал «Химия в школе», -2010, № 7. – С. 69-75.
  28. Махнева М.В. Театрализованная постановка «Чертова трясина»  // журнал «Химия в школе», -2009, № 9. – С.74-79.
  29. Мейснер Е.В. Факультативное занятие по теме «Исследуем воду»//  журнал «Химия в школе», -2010, № 9. – С. 69-71.
  30. Мисюля С.А. Своя игра по теме «Неметаллы» // журнал «Химия в школе», -2009, № 8. – С.72-75.
  31. Муза Г.В. Устный журнал «Химия на военной службе» // журнал «Химия в школе», -2009, № 4. – С.70-75.
  32. Неводчикова М.П., Белова Г.Н., Семенькова Н.И. Интеллектуальная игра «Великий русский химик»   ( к 175 – летию  со дня рождения Д.И. Менделеева) // журнал «Химия в школе», -2009, № 1. – С.60-69.
  33. Ношина А.В.  Химико – экологическая сказка «Живая вода» // журнал «Химия в школе», -2011, № 2. – С. 72-75.
  34. Пенькова Г.А. Организация и проведение игры «Что? Где? Когда?» // журнал «Химия в школе», -2011, № 5. – С. 76-80.
  35. Пенькова Г.А. Разработка и проведение игры «Что? Где? Когда?» // журнал «Химия в школе», -2011, № 6. – С. 75-79.
  36. Солкина Т.Д., Гаврина В.Д., Воробьёва О.В. Зачерпнем из Бажовского колодца // журнал «Химия в школе», -2011, № 7. – С. 74-79.
  37. Сулейманова А.А Химический КВН для старшеклассников // журнал «Химия в школе», -2010, № 8. – С. 66-69.
  38. Терещук М.Н.,  Золотарева А.В. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ// -  М.:2008.с. 56-61.
  39. Угренева Е.А., Рахимова Р.Х. Межпредметный КВН  «Химия и экология» // журнал «Химия в школе», -2009, № 5. – С.67-73.
  40. Файрушина С.М. Межпредметный КВН  «Химия и экология» // журнал «Химия в школе», -2009, № 6. – С.73-75.
  41. Фёдоров Е.Ф. Интеллектуальный клуб знатоков химии. // журнал «Химия в школе», -2010, № 1. – С.71-73.
  42. Харина С.Б., Герцева М.А. Научно –практическая конференция «Загадки чая Неизвестное об известном» // журнал «Химия в школе», -2010, № 1. – С.66-71.
  43. Шакирова С.М. Химический КВН // журнал «Химия в школе», -2011, № 2. – С. 76-80.
  44. Штремплер Г. И., Пичугина Г. А. Дидактические игры при обучении химии//- Дрофа: 2003 с.42-47.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1.

Интервью c учителем начальных классов МБОУ Кагальницкой СОШ Луценко Светланой Анатольевной.

 

Вопрос: Как Вы считаете, вызвал ли урок интерес у ребят? Как это было видно?

Ответ: Огромный интерес… это было сразу видно. Заинтересовал внешний вид учителя, обращение к ним. Вы сразу заинтересовали интересным словом – алхимия, и это видно по реакции детей, они притихли. Ваши опыты именно для детей начальной школы, для их возраста. Наглядность прежде всего вызывает интерес, и их ответы – живые ответы…

В: Как Вы считаете, нужны ли такие занятия и целесообразно ли вводить такой кружок в дополнительном образовании?

О: Конечно, это развивает познавательный интерес. И мы выявим будущих химиков, как в свое время выявили Вас (смеется).

В: На сколько могут быть полезны занятия в таком кружке, для освоения детей в будущем программы основной школы по естественнонаучным предметам?

О: Ну конечно, сколько здесь дополнительного материала, безусловно, это все нужно и развивает детей. Развитие интеллекта и других способностей.

В:  Спасибо большое, до свидания.

О: спасибо огромное, главное – что все было интересно, это не было долгим процессом, все быстро.

 

 

Интервью в учителем химии МБОУ Кагальницкой СОШ Громаковой Викторией Георгиевной.

 

Вопрос : Как Вы считаете, вызвал ли урок интерес у ребят? Как это было видно?

Ответ: Показатель заинтересованности детей – это их активность направленная на процесс обучения, на данном уроке дети были очень активны – соответственно заинтересованы.

В: Как Вы считаете, нужны ли такие занятия и целесообразно ли вводить такой кружок в дополнительном образовании?

О: Безусловно, введение такого кружка в дополнительном образовании целесообразно, поскольку позволяет существенно расширить возможности ознакомления детей с химией, причем именно в тех аспектах, в которых они встречаются с ней в повседневной жизни, могут проверять и применять знания на практике, убедится в значимости такого знания, его полезности. Таким образом, может быть решена проблема отрыва теоретических знаний от практики, от жизни и, соответственно, вооружить ребенка не только знаниями, но и компетенциями, то есть способностью грамотно и целесообразно применять знания в реальных ситуациях.

В: На сколько могут быть полезны занятия в таком кружке, для освоения детей в будущем программы основной школы по естественнонаучным предметам?

Информация о работе Занимательная химия в детском научном учреждении