Значение коллективной творческой деятельности в формировании личностных качеств младших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 18:49, курсовая работа
Краткое описание
Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых, основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В течение младшего школьного возраста на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающий собственный опыт действования в этом мире.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 ГЛАВА I. Изучение особенностей коллективной творческой деятельности в научной литературе 1.1. Сущность и виды коллективной творческой деятельности………6 1.2. Влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств…………………………………………...11 Выводы по первой главе…………………………………………………….16 ГЛАВА II. Организация коллективной творческой деятельности в начальных классах 2.1. Структура коллективной творческой деятельности………………18 2.2. Организация и проведение коллективной творческой деятельности младших школьников……………………………………………………..23 2.3.Типы, приемы и условия проведения коллективной творческой деятельности………………………………………………………………..26 Выводы по второй главе………………………………………………………29 Заключение……………………………………………………………………..31 Литература……………………………………………………………………..32
Младший школьный возраст является
этапом существенных изменений в психическом
развитии. Полноценное проживание ребенком
данного возрастного периода возможно
лишь при определяющей и активной роли
взрослых, основной задачей которых является
создание оптимальных условий для раскрытия
и реализации потенциальных возможностей
младших школьников с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка.
В течение младшего школьного
возраста на качественно новом уровне
реализуется потенциал развития ребенка
как активного субъекта, познающего окружающий
мир и самого себя, приобретающий собственный
опыт действования в этом мире.
Важнейшие новообразования
возникают во всех сферах психического
развития: познавательной, эмоционально-волевой
и личностной.
Младший школьный возраст является
сенситивным:
- для формирования мотивов
учения, развития устойчивых познавательных
потребностей и интересов;
- развития навыков самоконтроля,
самоорганизации и саморегуляции;
- усвоения социальных
норм, нравственного развития;
- становления адекватной
самооценки, развития критичности
по отношению к себе и окружающим;
- развития навыков общения
со сверстниками, установление прочных
дружеских контактов.
Таким образом, младший школьный
возраст - это период позитивных
изменений и преобразований.
Анализируя литературу и практику
школы, можно заметить тенденцию на усиление
развития интеллекта ребенка и снижение
внимания к развитию эмоциональной и личностной
сфер. А между тем, это может привести к
несформированности коммуникативных
навыков, организованности, самостоятельности,
и, как следствие, к эмоциональной незрелости.
Учитывая то, что эмоциональное восприятие
действительности является у детей начальных
классов опережающим, необходима работа
по расширению круга нравственных знаний
через измененное воздействие на чувства
и разнообразие видов деятельности. Моральные
ценности целесообразно представлять
в конкретной форме, а их усвоение - в доступной
для детей деятельности. Главным в развитии
личности является деятельностно-опосредствованный
тип взаимоотношений, который складывается
у человека в референтной (значимой для
него) группе.
Актуальность данной темы определяется
изменениями, происходящими в социально-экономическом
развитии страны, повлекшими за собой:
- увеличение значимости
творческой личности
- нахождение в более
выгодном положении, по отношению
к людям, пользующимися стандартными,
устоявшимися методами
- ощущение эмоционального
комфорта от проявленной инициативы,
творчества в трудовой деятельности
- перестройка общеобразовательной
школы, одной из основных целей
которой является формирование
и развитие творческой самостоятельной
деятельности
Актуальность становления творческой
личности вызывается определенным социальным
заказом общества, характерным на данный
период, внутренней потребностью личности
с учетом ее защищенности в жизни. Одной
из эффективных технологий воспитания
признана коллективная творческая деятельность.
Проблема формирования и развития творческой
коллективной деятельности решается с
помощью ряда основных и вспомогательных
подходов. Основные подходы - деятельностный
подход (В. В. Давыдов [3], Л. С. Выготский
[1], П. Я. Гальперин [2] и др.), личностный
подход (В. В. Краевский[5], Л. В. Занков [4]
и др.), системный подход (А. Д. Холл [8], Р.
Е. Фейджин [7] и др.).
Цель курсовой работы – изучить коллективную
творческую деятельность как средство
формирования и развития личностных качеств
младших школьников.
В соответствии с этой целью
выдвинуты задачи:
1. Определить сущность
и основные виды коллективно-творческой
деятельности;
2. Рассмотреть организацию
коллективной творческой деятельности;
3. Определить значение
коллективной творческой деятельности
в формировании и развитии
личностных качеств личности.
Объектом исследования является коллективная
творческая деятельность младших школьников.
Предмет исследования – влияние коллективной творческой
деятельности на формирование и развитие
личностных качеств младших школьников
Гипотеза коллективная творческая деятельность
является эффективным средством формирования
и развития личностных качеств младших
школьников.
Методы исследования:
- теоретический анализ
педагогической, методической литературы
по рассматриваемой теме;
- реферирование, цитирование.
Курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. Изучение
особенностей коллективной творческой
деятельности в научной литературе
Сущность и виды коллективной творческой
деятельности
В своих работах И.П.Иванов характеризует
сущность коллективных воспитательных
дел следующим образом:
КТД
- это способ организации яркой, наполненной
трудом, творчеством и общением жизни
единого коллектива воспитателей и воспитанников,
старших и младших.
Суть каждого дела - забота о
своём коллективе, друг о друге, об окружающих
людях, о далёких друзьях.
Дело
это творческое, коллективное, потому
что представляет совместный поиск лучших
решений жизненно важной задачи.
Поэтому оно творится сообща
- не только выполняется, но и организуется,
задумывается, планируется и оценивается
также совместно.
Основатель
методики Игорь Петрович Иванов.
Коллективные творческие
дела – это, прежде всего полнокровная
жизнь старших и младших, воспитателей
и воспитанников и в то же время их общая
борьба за улучшение окружающей жизни.
В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают
как старшие товарищи ребят, действующие
вместе с ними и впереди них.
Постоянная многосторонняя
забота друг о друге, о своем коллективе,
об окружающих людях, о далеких друзьях,
поиск лучших средств этой заботы, все
более четкая организация своей жизни,
разнообразных дел на пользу и радость
своему коллективу и другим людям – вот
что сплачивает воспитателей и воспитанников.
И чем богаче, целеустремленнее,
организованнее общая жизнь, общая борьба
старших и младших, тем эффективнее тот
многосторонний воспитательный процесс,
который идет «по ходу», в глубине этой
жизни: и воспитывающее воздействие педагогов
(прямое и косвенное, открытое и скрытое),
и взаимное влияние самих воспитанников
друг на друга, и самовоспитание старших
и младших. [9]
Виды коллективных
творческих дел
В настоящее время существует
несколько видов коллективных творческих
дел:
Общественно – политические
Трудовые
Познавательные
Экологические
Спортивные
Художественные
Досуговые
Коллективные творческие дела с целенаправленным нравственным содержанием.
Коллективные творческие дела в работе с активом.
Рассмотрим данные виды подробно:
Общественно - политические
коллективные творческие дела.
Дети – часть общества и должны
соучаствовать в решении его социальных
проблем, но без принуждения. И у детей
должен быть свой политический голос.
Цели и задачи воспитателя – получение
соответствующих знаний, умений и навыков.
Коллективное творческое дело политического
толка способствуют обогащению общественно
– политического опыта, развивают
гражданское отношение ко всем политическим
событиям в стране и за рубежом, учат плюрализму
мнений и суждений. Например: агитбригада,
агитафиша, агитпоход, аукцион идей, беседа
за "круглым столом", брифинг, вечер
поколений, вечер военной поэзии и песен,
политвикторина, диалог, пресс-конференция
и т.д.
Трудовые коллективные
творческие дела.
Детям нужно поручать настоящие,
серьезные дела, в которых они имели бы
возможность проявить свои хозяйственные
способности, предприимчивость, умение
преодолевать трудности. Главное в том,
что, трудясь на благо людей, ребенок растет
гражданином своей страны. Трудовое и
экономическое воспитание детей и подростков
- это то, без чего нигде не может быть нормального
воспитания. Цели и задачи трудового воспитания
- достижение конкретных трудовых задач.
Например: аукцион трудовых сюрпризов,
встречи с людьми труда, благоустройство
лагеря, выставка трудовых достижение,
гайдаровский рейд, город веселых мастеров,
дежурство, дело по "секрету" и т.д.
Познавательные
коллективные творческие дела.
Даже пассивное участие в познавательных
делах влияет на формирование мировоззрения,
обогащает мир знаний, расширяет кругозор
ребят, приобщает к тайнам мира, развивает
гибкость ума, т.е. дети получают и проверяют
свои знания. Например: академия веселых
наук, аукцион знаний, вечер веселых задач,
встреча с интересными людьми, вечер разгаданных
и неразгаданных тайн, викторина и т.д.
Экологические коллективные
творческие дела.
Природа - лучший учитель ребенка.
Необходимо приобщать детей к миру
природы, включать в экологическую заботу
о живом мире природы. Операции "Родничок",
"Муравейник", "Малая речка",
"Озеро", "Поляна" - экологические
КТД. Учить ребят "видеть Землю", помочь
родной природе, осознавать ее значение,
почувствовать красоту родного края -
вот программы этой работы. Например: академия
лесных наук, аукцион цветов (ягод, орехов),
бал цветов, выставка лесных даров, встречи
с работниками лесных хозяйств, день леса,
профессиональный праздник (день рыбака,
птиц), научно-исследовательская экспедиция
по родному краю и т.д.
Спортивные коллективные
творческие дела.
Движение есть жизнь. Двигательная
деятельность должна быть ежедневной
и разнообразной. Например: веселые
старты, спортивная спартакиада, встречи
с мастерами спорта, день здоровья, запуск
моделей (планеров, бумажных змеев), зарядка,
игры на воде, спортивные, подвижные, на
местности, конкурс знатоков спорта, конкурс
пирамид, лагерь Робинзонов, малые олимпийские
игры, купание и т.д.
Художественные
коллективные творческие дела.
Дела этого плана важны для
воспитания у ребят гражданского отношения
к эстетической стороне жизни общества,
народов других стран, своего народа как
составной части мировой культуры. Художественные
КТД развивают различные творческие способности
ребенка - сочинительские, актерские, режиссерские
и др., помогают познать мир изобразительного,
театрального, музыкального, циркового
искусства, мир народного фольклора. Дети
получают практические навыки. Например:
авторский вечер, ателье карнавальных
мод, ансамбль, вечер поэзии, вечер сказок
"Жили-были", выставка картин, выпуск
рукописных сборников, галерея картинная,
кружки эстетического профиля, карнавал
и т.д.