Значение коллективной творческой деятельности в формировании личностных качеств младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых, основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В течение младшего школьного возраста на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающий собственный опыт действования в этом мире.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Изучение особенностей коллективной творческой деятельности в научной литературе
1.1. Сущность и виды коллективной творческой деятельности………6
1.2. Влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств…………………………………………...11
Выводы по первой главе…………………………………………………….16
ГЛАВА II. Организация коллективной творческой деятельности в начальных классах
2.1. Структура коллективной творческой деятельности………………18
2.2. Организация и проведение коллективной творческой деятельности младших школьников……………………………………………………..23
2.3.Типы, приемы и условия проведения коллективной творческой деятельности………………………………………………………………..26
Выводы по второй главе………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………..31
Литература……………………………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 138.40 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых, основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В течение младшего школьного возраста на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающий собственный опыт действования в этом мире.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: познавательной, эмоционально-волевой и личностной.

Младший школьный возраст является сенситивным:

- для формирования мотивов  учения, развития устойчивых познавательных

потребностей и интересов;

- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

 

 - усвоения социальных  норм, нравственного развития;

- становления адекватной  самооценки, развития критичности  по отношению к себе и окружающим;

- развития навыков общения  со сверстниками, установление прочных  дружеских контактов.

Таким образом, младший школьный возраст - это период позитивных

  изменений и преобразований.

Анализируя литературу и практику школы, можно заметить тенденцию на усиление развития интеллекта ребенка и снижение внимания к развитию эмоциональной и личностной сфер. А между тем, это может привести к несформированности коммуникативных навыков, организованности, самостоятельности, и, как следствие, к эмоциональной незрелости. Учитывая то, что эмоциональное восприятие действительности является у детей начальных классов опережающим, необходима работа по расширению круга нравственных знаний через измененное воздействие на чувства и разнообразие видов деятельности. Моральные ценности целесообразно представлять в конкретной форме, а их усвоение - в доступной для детей деятельности. Главным в развитии личности является деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека в референтной (значимой для него) группе.

Актуальность данной темы определяется изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, повлекшими за собой:

- увеличение значимости творческой личности

- нахождение в более  выгодном положении, по отношению  к людям, пользующимися стандартными, устоявшимися методами

- ощущение эмоционального  комфорта от проявленной инициативы, творчества в трудовой деятельности

- перестройка общеобразовательной  школы, одной из основных целей  которой является формирование  и развитие творческой самостоятельной  деятельности

Актуальность становления творческой личности вызывается определенным социальным заказом общества, характерным на данный период, внутренней потребностью личности с учетом ее защищенности в жизни. Одной из эффективных технологий воспитания признана коллективная творческая деятельность.

         Проблема формирования и развития творческой коллективной деятельности решается с помощью ряда основных и вспомогательных подходов. Основные подходы - деятельностный подход (В. В. Давыдов [3], Л. С. Выготский [1], П. Я. Гальперин [2] и др.), личностный подход (В. В. Краевский[5], Л. В. Занков [4] и др.), системный подход (А. Д. Холл [8], Р. Е. Фейджин [7] и др.).

Цель курсовой работы – изучить  коллективную творческую деятельность как средство формирования и развития личностных качеств младших школьников.

В соответствии с этой целью выдвинуты задачи:

1. Определить сущность  и основные виды коллективно-творческой  деятельности;

2. Рассмотреть организацию  коллективной творческой деятельности;

3. Определить значение  коллективной творческой деятельности  в формировании и развитии  личностных качеств личности.

Объектом исследования является коллективная творческая деятельность младших школьников.

Предмет исследования – влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств младших школьников

Гипотеза коллективная творческая деятельность является эффективным средством формирования и развития личностных качеств младших школьников.

Методы исследования:

- теоретический анализ  педагогической, методической литературы  по рассматриваемой теме;

- реферирование, цитирование.

          Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Изучение особенностей коллективной творческой деятельности в научной литературе

 

    1. Сущность и виды коллективной творческой деятельности

 

В своих работах И.П.Иванов характеризует сущность коллективных воспитательных дел следующим образом:

         КТД - это способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших.

Суть каждого дела - забота о своём коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далёких друзьях.

         Дело это творческое, коллективное, потому что представляет совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи.

Поэтому оно творится сообща - не только выполняется, но и организуется, задумывается, планируется и оценивается также совместно.

         Основатель методики Игорь Петрович Иванов.

     Коллективные творческие дела – это, прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни.  В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

      Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям – вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь, общая борьба старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших. [9]

Виды коллективных творческих дел

В настоящее время существует несколько видов коллективных творческих дел:

  • Общественно – политические

  • Трудовые

  • Познавательные

  • Экологические

  • Спортивные

  • Художественные

  • Досуговые

  • Коллективные творческие дела с целенаправленным нравственным содержанием.

  • Коллективные творческие дела в работе с активом.  

Рассмотрим данные виды подробно:

Общественно - политические коллективные творческие дела.

Дети – часть общества и должны соучаствовать в решении его социальных проблем, но без принуждения. И у детей должен быть свой политический голос. Цели и задачи воспитателя – получение соответствующих знаний, умений и навыков. Коллективное творческое дело политического толка способствуют обогащению общественно –  политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, учат плюрализму мнений и суждений. Например: агитбригада, агитафиша, агитпоход, аукцион идей, беседа за "круглым столом", брифинг, вечер поколений, вечер военной поэзии и песен, политвикторина, диалог, пресс-конференция и т.д.

Трудовые коллективные творческие дела.

 Детям нужно поручать настоящие, серьезные дела, в которых они имели бы возможность проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость, умение преодолевать трудности. Главное в том, что, трудясь на благо людей, ребенок растет гражданином своей страны. Трудовое и экономическое воспитание детей и подростков - это то, без чего нигде не может быть нормального воспитания. Цели и задачи трудового воспитания - достижение конкретных трудовых задач. Например: аукцион трудовых сюрпризов, встречи с людьми труда, благоустройство лагеря, выставка трудовых достижение, гайдаровский рейд, город веселых мастеров, дежурство, дело по "секрету" и т.д.

Познавательные коллективные творческие дела.

Даже пассивное участие в познавательных делах влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гибкость ума, т.е. дети получают и проверяют свои знания. Например: академия веселых наук, аукцион знаний, вечер веселых задач, встреча с интересными людьми, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, викторина и т.д.

Экологические коллективные творческие дела.

Природа - лучший учитель ребенка. Необходимо  приобщать детей к миру природы, включать в экологическую заботу о живом мире природы. Операции "Родничок", "Муравейник", "Малая речка", "Озеро", "Поляна" - экологические КТД. Учить ребят "видеть Землю", помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот программы этой работы. Например: академия лесных наук, аукцион цветов (ягод, орехов), бал цветов, выставка лесных даров, встречи с работниками лесных хозяйств, день леса, профессиональный праздник (день рыбака, птиц), научно-исследовательская экспедиция по родному краю и т.д.

Спортивные коллективные творческие дела.

Движение есть жизнь. Двигательная деятельность должна быть ежедневной и разнообразной. Например:  веселые старты, спортивная спартакиада, встречи с мастерами спорта, день здоровья, запуск моделей (планеров, бумажных змеев), зарядка, игры на воде, спортивные, подвижные, на местности, конкурс знатоков спорта, конкурс пирамид, лагерь Робинзонов, малые олимпийские игры, купание и т.д.

Художественные коллективные творческие дела.

Дела этого плана важны для воспитания у ребят гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, народов других стран, своего народа как составной части мировой культуры. Художественные КТД развивают различные творческие способности ребенка - сочинительские, актерские, режиссерские и др., помогают познать мир изобразительного, театрального, музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора. Дети получают практические навыки. Например: авторский вечер, ателье карнавальных мод, ансамбль, вечер поэзии, вечер сказок "Жили-были", выставка картин, выпуск рукописных сборников, галерея картинная, кружки эстетического профиля, карнавал и т.д.

Досуговые коллективные творческие дела.

Информация о работе Значение коллективной творческой деятельности в формировании личностных качеств младших школьников